Вегетарианское обозрение, Киев, 1914 г.
ВО.1.1915, с. 19-20
Огород и сад без животного удобрения
Георга Аллена
Люди, заинтересованные вопросом об удобрении земли без пользования навозом животных, и особенно вегетарианцы, мне, кажется, должны признать заслуживающей дальнейшие испытания систему, которая оказалась успешной в моем хозяйстве, и которую я хочу предложить вниманию читателей. Она не есть что-либо новое; напротив, она была известна в некоторых странах уже несколько столетий назад и уже много лет известна у нас, в Англии. Однако по каким-либо причинам очень немногим известно то, что можно достигнуть этой системой. Она представляет собою вполне чистый, опрятный способ садоводства и огородничества и в то же время дает вполне убедительный ответ на вопрос, представляющийся многим вегетарианцам: «А как же мы будем обходиться без навоза, если перестанем есть мясо и воспитывать животных?»
Мы в своем огороде придерживаемся такого порядка работ. Рано весною, после того, как земля будет вскопана и приготовлена для посева, весь огород посыпается искусственными удобрениями: суперфосфатом, сернокислым калием и сернокислым аммонием (или вместо калиевой соли – каинитом). Все это не животные продукты. Количество удобрений зависит от тех сборов, которые намереваются получить. Самые ранние овощи высеиваются немедленно, а те участки огорода, куда потом будут высажены цветная и брюссельская капуста и им подобные овощи, вместо того, чтобы пустовать несколько недель, засеваются белой горчицей и количестве приблизительно 4/4 фунта на сотую часть десятины. Посев делается разбросный или рядовой, смотря по тому, что будет признано более удобным. Семена, при покупке в большом количестве, обходятся недорого.
Ко времени высадки рассады (цветной капусты и пр.) белая горчица достигает дюймов 12 высоты и представляет собою прекрасную зеленую луговину, являющуюся до некоторой степени украшением огорода.
Если погода умеренно-теплая, то горчица выпалывается цапкой полосами в один фунт шириною и убирается, а на освободившееся таким образом место высаживается рассада и хорошо поливается. Не выполотая горчица остается на корню еще на неделю или дней на 10, чтобы она притеняла высаженные растения, пока они укоренятся, а затем вся оставшаяся горчица подсекается цапкой и сначала служит защитой для земли от высыхания, а затем удобрением для последующих сборов.
Тем временем рано посеянные овощи быстро поспевают, так что около середины июля земля начинает освобождаться по мере того, как снимаются эти ранние сборы. Земля выравнивается граблями или, если она слишком затвердела, разрыхляется культиватором «Планеты» и тотчас засеивается белой горчицей. Хотя в наших довольно высоких местах рост горчицы в течение лета бывает несколько замедленным, все-таки через 9-10 недель от посева она бывает уже в полном цвету, высотою в 2 фута, и представляет собою настоящую картину. В это время вся горчица закапывается лопатой и служит великолепным удобрением для земли.
При умеренной прибавке искусственных удобрений сборы с обрабатываемого таким образом огорода могут быть сделаны такими же высокими, как и на земле, удобряемой навозом. Благодаря такому подсеву горчицы или перед, или после главного посева в огород поступает такое количество зеленого удобрения, какого вполне достаточно для покрытия всех его нужд, и каким он не только может поддерживаться из года в год в «добром здоровье», но и постепенно повышать свое плодородие.
Эту систему можно применять также и в плодовом саду. Горчицы должна высеиваться рано и затем закапываться цапкой, чтобы служить прикрытием, перед тем, как плоды начнут наливаться.
Кроме того, этот метод имеет по меньшей мере одно замечательное преимущество перед животным удобрением, именно, что вместо того, чтобы вносить различную заразу в почву, он, наоборот, задерживает и иногда совершенно уничтожает ее. Земля, на которой я теперь работаю, была так бедна, когда я начал ее обрабатывать 12 лет назад, что на ней с трудом можно было что-нибудь вырастить. Следуя же вышеизложенным приемам, я довел ее до того, что она теперь дает вполне удовлетворительные сборы, как в качественном, так и количественном отношении.
Теперь мы ничего не сжигаем, так как у нас совершенно уничтожен пырей (в Англии часто сжигают компостные кучи для уничтожения вредных личинок и сорных трав). Все, что у нас остается после уборки урожая, или закапывается там же, где оно находилось, или собирается в компостную кучу вместе с прочими отбросами огорода, сухим листом, дерном, домашним сором и прочим хламом. Все это оставляется в куче на 1 или 2 года, после чего вся куча превращается в великолепную, чистую, черную землю. Потом этот перегной распределяется по всему огороду и производит удивительное действие на землю.
На наш огород было потрачено весьма малое количество животного удобрения по той простой причине, что негде было его взять. Открыв теперь способ обходиться без него, я намерен и в будущем зависеть главным образом только от зеленого удобрения,1 так как сборы с нашего огорода год от году улучшаются во всех отношениях.
С английского С.Н.
1.Лицам, заинтересованным заменой навоза так называемым «зеленым удобрением» и желающим основательнее познакомиться с этим вопросом, рекомендуем книгу М.Глухова «Зеленое удобрение» (1 р. 50 к.), где этот предмет изложен весьма обстоятельно и, главное, отчасти в применении к русским условиям.
|