Вегетарианское обозрение, Киев, 1915 г.
ВО.2.1915, с. 62-63
Вегетарианство в наши дни
Нам, вегетарианцам, нередко теперь приходится выслушивать упреки в том, что в настоящее тяжелое время, когда беспрестанно льется человеческая кровь, мы продолжаем заниматься пропагандой вегетарианства – распространением учения о любви и сострадании ко всему живому. Упреки эти произносятся порой с таким апломбом и самоуверенностью, что людям, которым чужда идея вегетарианства, они могут показаться убедительными. Но, если мы освободим свою мысль от общего шаблона – думать как «все», и вникнем глубже в сущность вегетарианства (не только в пищу вегетарианскую), то мы ясно увидим, что вегетарианцы не отступают от своей последовательности тем, что продолжают оставаться верными своей идее во всякое время...
Наоборот, чем тяжелее складываются условия жизни, тем сильнее человек чувствует потребность в идеале, в то светлое и хорошее, которое всегда одинаково привлекает чистую душу человека. Вегетарианство в наши дни, говорят нам, это – злая ирония, насмешка; можно ли заниматься теперь жалостью к животным? Но люди, так говорящие, не понимают, очевидно, того, что вегетарианство не только не мешает любви и жалости к людям, а, наоборот, увеличивает еще больше это чувство. Искренний вегетарианец, если не непосредственно будет добр ко всем людям и чуток ко всяким страданиям, происходящим вокруг него, то сознательно не может уже причинять физические или нравственные страдания человеку, когда он воздерживается от подобных поступков по отношению к животным. Вегетарианство, идейное, конечно, вегетарианство исходит из нравственного сознания, что все живое имеет одинаковое с нами право на жизнь, отнять которую мы не можем... Такое сознательное отношение к жизни, к своей сущности и окружающим нас, повторяю, ни в коем случае не может мешать любви к людям, а только содействовать росту этой любви.
Но, если даже не согласиться с тем, что сознательное вегетарианство воспитывает доброе чувство и новые отношения ко всему окружающему, то и тогда мясоедение никакого оправдания не может иметь. Оно, наверное, не уменьшит ни страданий, ни людских жертв, а создаст только, в лучшем случае, те жертвы, которые, в облегчение своей совести, наши противники съедят за обеденным столом....
Э. К.
|