Вегетарианское обозрение, Киев, 1915 г.
ВО.3.1915, с. 95-96
Надежда Ивановна Верещагина
(основательница и руководительница
детской трудовой колонии)
В ночь на 23 марта тяжелая катастрофа вырвала из жизни человека, богатого идеями и волей и работавшего в качестве пионера новых приемов призрения и воспитания крестьянских сирот: в эту ночь пожаром истреблены постройки устроенной Н. И. Верещагиной сельскохозяйственной трудовой колоти в Звенигородском уезде (Московской губернии), и в огне погибли и сама основательница, и 5 человек детей из числа 11 призреваемых в колонии. Катастрофа эта застала приют в такой период, когда идея, положенная в основу этого приюта, начинала воплощаться в действительность, и осталось сделать несколько шагов, чтобы этот опыт стал глубоко поучительным и показательным.
По мысли Н. И. Верещагиной, вложившей всю свою душу и все свои силы в дело устройства трудовой колонии, колония эта должна представлять собою небольшое хуторское хозяйство, в котором заведующая приютом и дети обоего пола и разного возрастного состава, от 3 и до 18 лет, являются и призреваемыми, и работниками, несущими, конечно, работу посильную, с приглашением посторонних рабочих для работ, превышающих детские силы. Главная задача такой колонии, по мысли Н. И., – это воспитывать людей для деревни, не отрывая их от деревни и создавая для них такую трудовую обстановку, в которой дети получали бы не суррогаты труда, а подлинный труд, реальные результаты которого ощущались бы всем составом колонии в том смысле, что плодами этого труда должно покрываться сполна содержание колонии.
Колония имеет подаренную ей землю в количестве 10 десятин. Земля была подарена пустошная и без всяких построек, и только благодаря неустанной энергии Н. И., которая сумела найти людей, поверивших в ее идею, на этой земле постепенно было построено достаточное помещение: дом для жилья и скотный двор. Хозяйство велось полевое, с преобладанием огородного, а также имеется пасека, являющаяся видным источником дохода. Многое в этой колонии еще не вышло из стадии опыта, но то, что достигнуто благодаря самоотверженной работе Н. И. Верещагиной, уже обещало, что дело стоит на правильном пути. Все, кому приходилось бывать в колонии, единогласно отзываются о воспитанниках колонии как о детях спокойных, веселых и жизнерадостных, сознательно ощущающих, что они трудятся для себя. Особенно отчетливо в этих детях чувствовалось всякое отсутствие приниженности, так часто свойственной тем, кто чувствует себя призреваемым. Внося свой посильный труд, дети инстинктивно чувствуют свое право на плоды этих трудов, чувствуют, что благосостояние их колоний есть прямой результат их труда. Другая сторона идеи трудовых колоний – полная оплата содержания из доходов колонии – еще достигнута не была, и эта сторона требовала более тщательной проверки опытом, но цифры отчетов с ясностью показывали, что значительная часть содержания колонии покрывалась доходами от хозяйства.
Колония состоит в ведении Общества трудовой помощи, развившегося из кружка трудовой помощи, и потеря Н. И. Верещагиной для Общества – потеря тяжкая, труднозаменимая ввиду исключительных свойств ее личности; но Общество твердо верит в правильность идеи трудовых колоний, и призывает всех, болеющих сердцем относительно воспитания бесприютных детей, объединиться вокруг мысли об устройстве трудовых колоний, как наиболее практичного и целесообразного способа призрения крестьянских сирот.
Правление Общества трудовых колоний помещается в Москве, по Большому Козихинскому переулку, в д. № 30, кв. № 21.
С. Иверонов
|