Вегетарианское обозрение, Киев, 1915 г.
ВО.3.1915, с. 109-110
В мире печати
В настоящее время, когда беспрерывно раздаются выстрелы, заглушающие лучшие человеческие чувства, редко кто думает о возможности братских отношений между народами. Этому интересному вопросу посвящена статья С. Татариновой «Братство», напечатанная в январском номере «Вестника Теософии». Приводим конец статьи.
«…Если хоть на мгновение блеснет в уме человека это сознание (единства всего живого), если оно проникнет в душу его, он уже не может не видеть в другом существе равносильное себе существо, в котором заключена та же искорка Божья, которая вспыхнет со временем тем же ярким пламенем, при свете которого он увидал свое место среди бесконечного ряда существ. А если всякое существо дойдет туда, где он стоит сейчас, как бы долго ни пришлось ему идти,- значит оно станет ему подобным, имеет право на то же уважение, какого он требует к себе.
И снова при свете того же пламени явится перед ним уже не существа и люди, отличные от него, на которых он может смотреть свысока, презирая их именно за то, чем они отличаются от него, а увидеть он в них только существ и людей, идущих за ним, белее слабых, младших, которым он должен указать дорогу, как ему указывают ее люди и существа, идущие впереди него, поднявшиеся выше его.
И все творения, вся мировая семья существ представится тогда человеку в виде младших и старших братьев, связанных узами кровного родства. Все – братья, все – близкие. Человек сознал это, и вся жизнь его окрасилась этим сознанием, встал перед ним во всей полноте его долг перед этими младшими и старшими братьями.
…Те, которые братство утопией, обыкновенно в защиту своего взгляда приводят еще и тот довод, что люди не могут быть равны. « А если нет равенства между ними, - не может быть и братства», - говорят они, смешивая в одно эти два понятия.
В этом необходимо хорошенько разобраться, чтобы еще крепче утвердится в понятии о братстве, как о чем-то достижимом и не только возможном, но и необходимом для правильного и осмысленного отношения к жизни.
Люди не равны, как не равны все существа в мире. Равенства не может быть там, где все находится на разных ступенях развития, где все стоят на разных точках одного бесконечного пути к совершенству. Один еще мало развит, другой развит несколько больше, третий далеко опередил их обоих и давно прошел уже все этапы их существований.
Где же тут равенство? Его действительно нет, и быть не может. Мы все равны только в том, что все без исключения подлежим единому, неизменному закону любви, который ведет нас к бесконечному совершенству. Вот единственно в чем заключается равенство людей, - то, что роднит человека со всеми существами в мире, с бесчисленными спутниками его бесконечного пути вверх.
И при виде этого неравенства существ еще яснее сознает человек, что, как в его семье есть только младшие и старшие, так и во всем мире пред ним только младшие и старшие члены единой мировой семьи. И чем сильнее чувствует человек, что он должен оберегать, охранять, развивать младших членов своей семьи и всячески способствовать их росту, тем сильнее будет он испытывать и свое чувство ответственности пред младшими членами бесчисленной мировой семьи.
И не останется тогда места в душе человека чувству презрения к стоящим позади, чувству зависти к тем, кто впереди. Все пойдут или прошли уже наш путь. Будем же покойно и бодро идти дальше, протягивая руку всем, кто идет вместе с нами, на какой бы низкой ступени развития он ни стоял.
И если мы дадим возможность другому существу легче пройти хоть несколько шагов по этой дороге, заставим его подвинуться несколько, - мы этим самым двинем вперед и себя и, в лице его, и все человечество. В этом сознании наша награда и весь смысл нашего земного существования.
Если хоть в одном существе мы не видим брата, мы этим самым выделяем себя из всего ряда существ, вносим раздельность, дробление в единое, уклоняемся сами от пути единой нераздельной жизни и эволюции. Мы задерживаем и всю эту эволюцию, отходя хоть немного в сторону от начертанного пути, и вносим диссонанс в общую гармонию мира.
Только одно чувство братства, единения, слияния со всеми, даст нам возможность не нарушать этой мировой гармонии, способствовать ей всем, что в наших силах, тех силах, которые даны нам в удел в нашем земном существовании.
Но и сознавший все это человек не сразу становится совершенным, как бы ни проникся он этим законом единства всего сущего. Много раз будет он отступать от пути, нарушать его братство, грешить против ближнего своего. Но пусть только человек сознает этот грех свой всякий раз, когда он будет отделять себя от других, поступать не так, как должен поступать брат со своими братьями.
Важно, чтобы понимал человек, какова его ответственность перед всем человечеством, и как всякое, самое ничтожное на взгляд, отступление от закона любви задерживает его эволюцию, а тем самым и эволюцию всего мира.
Если мы поймем это и безустанно будем напоминать об этом и себе, и всем людям, и словами, и поступками своими, тогда братство перестанет казаться утопией; оно превратится в мир, подняв человека на ту высоту, на которой он может и должен стоять, чтобы иметь право поистине называться человеком».
|