"Россия
вегетарианская" - материалы проекта "Виты
по
восстановлению истории дореволюционного русского вегетарианства
Естественная
жизнь и вегетарианство Москва, 1913 г.
1 Альманах Московского Вегетарианского общества
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
И
ВЕГЕТАРИАНСТВО
1 АЛЬМАНАХ
Московского Вегетарианского Общества
Под редакцией
П. И. БИРЮКОВА и Н. Н. ГУСЕВА
Москва, 1913.
Тип. "Крестного Календаря", Долгоруковская, д. 33.
Восстановление текста
- корректура и набор:
Центр защиты прав животных "Вита"
СПб - Москва, 2008
Четыре письма Л. Н. Толстого о вегетарианстве
1
Милые девочки,
Я рыбы не ем и вам не советую, потому что чем больше человек жалеет
живые существа, тем это лучше и для других и для него самого. А
питаться человек может совершенно достаточно здорово одной растительной
пищей.
20 марта 1903 г.
2
Само собою разумеется, что необходима постепенность, и что человеку,
который ест людей, несвойственно воздерживаться от убийства животных.
Но люди, искренне усвоившие себе учение Христа, всегда без всякого
совета извне и независимо от людей естественно начинают воздерживаться
от убийства животных. Так это было со многими и многими людьми на
моих глазах.
1 апреля 1903 г.
3
Вы совершенно правы, что, отрицая сознательное убийство живых
существ, не следовало бы пользоваться и для одежды частями их тела,
как то: кожей, мехом.
То, что я ношу кожаный пояс и кожаные сапоги и даже меховую шапку,
никак не доказывает того, что я считаю, что это нужно делать и что
это хорошо, а только то, что, несмотря на то, что считаю, что лучше
бы было не носить кожи и меха, я в своей жизни не только в деле
не пользования телами убитых существ, но и во многом, многом другом,
гораздо более важном, так далек от совершенства, что те усилия,
которые я могу направить на улучшение своей жизни сначала в нравственном
отношении, я нахожу более целесообразным направлять на исправление
моих других многих и более важных недостатков, чем пользование для
своей одежды кожаными и меховыми предметами.
7 ноября 1909 г.
4
О вегетарианстве отвечаю то, что люди, перестающие есть мясо, делают
это для удовлетворения своей естественной нравственной потребности
сострадания к живым существам, удовлетворяют своему чувству доброму
и законному, свойственному человеку, чем больше он развит, и потому
не нуждаются к разрешении вопроса о том, куда денутся все прирученные
домашние животные, и о том, как противодействовать вообще размножению
животных. Исполняя вложенный в него нравственный закон, человек
всегда может быть уверен, что последствия исполнения им этого закона
не могут быть не только вредны, но, наверное, во всех отношениях
будут благотворны.
1 июля 1910 г.
С. 3-5.
|