"Россия
вегетарианская" - материалы проекта "Виты
по
восстановлению истории дореволюционного русского вегетарианства
Естественная
жизнь и вегетарианство Москва, 1913 г.
1 Альманах Московского Вегетарианского общества
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
И
ВЕГЕТАРИАНСТВО
1 АЛЬМАНАХ
Московского Вегетарианского Общества
Под редакцией
П. И. БИРЮКОВА и Н. Н. ГУСЕВА
Москва, 1913.
Тип. "Крестного Календаря", Долгоруковская, д. 33.
Восстановление текста
- корректура и набор:
Центр защиты прав животных "Вита"
СПб - Москва, 2008
Четвертый Международный Вегетарианский
Конгресс в Гааге
(27-27 августа нового стиля 1913 года)
Из "Vegetarishe Warte"
Сообщение участника конгресса г-на Вагнера.
Главный интерес для конгрессистов представляла вегетарианская гостиница
"Pomona": во всем вегетарианском мире нет еще другого
подобного учреждения. Здесь чувствуется настоящий приют вегетарианства,
возникший благодаря инициативе г-на Валк. В этой гостинице и был
прием членов конгресса.
Президент Голландского Вегетарианского Общества г. Нольтениус, инспектор
гимназии в Утрехте, приветствовал конгрессистов на английском, немецком
и французском языках. В его речи высказывалось то мнение, что настоящий
вегетарианец должен жить не только для себя, но, прежде всего, для
своих ближних и вместе работать для общей цели. Вегетарианство -
мировой вопрос. Поэтому Международный Вегетарианский Союз имеет
полное право существования.
Вечер закончился пением "Песни вегетарианцев" и другими
музыкальными исполнениями.
На другое утро состоялось открытие конгресса в Швейнигене, на берегу
моря, синевшего под яркими лучами солнца.
Съехалось около 100 человек.
Устроена была небольшая вегетарианская выставка.
Снова г. Нольтениус говорил на немецком, английском и французском
языках. Прежде всего он сообщил о возникновении и значении Международного
Союза Вегетарианцев. Намекнув на предстоящее освящение "Дворца
Мира", он указал на то, что вегетарианская гостиница "Pomona"
в Гааге уже в самом деле действует, как настоящий "Дворец Мира".
Затем он дал свое разъяснение того, что надо понимать под вегетарианством
и к чему оно стремится. "Мы хотим быть единым народом - всемирным
братством", - так закончил он свою вступительную речь.
После этого конгресс приступил к выборам президента и избрал представителя
Французского Вегетарианского Общества - г-на Моран.
Читались приветствия из разных стран. Интересно было письмо Чешского
Вегетарианского Союза, в котором просили о присылке вегетарианской
литературы и о другого рода содействии для подкреплении Союза, существующего
уже 6 лет, но еще не окрепшего.
Желающим познакомиться с содержанием 30 речей вегетарианцев разных
стран на четырех языках и прениями по поводу их рекомендуется прочесть
Стенографический Отчет, печатающийся в Гааге.
Пока дадим хотя некоторое представление об этих речах. Делегат Германского
Союза Вегетарианцев высказывал сожаление о внутренних раздорах в
этом Союзе и выражал надежду на то, что международные конгрессы
помогут выяснить вегетарианцам, что самое существенное в вегетарианском
движении - это вегетарианское миросозерцание.
Делегат Лондонского Вегетарианского Общества сообщал о публичных
вечерах Вегетарианского Поваренного Искусства, о кормлении бедных
детей вегетарианской пищей и тому подобных мероприятиях Общества,
устраиваемых в целях пропаганды вегетарианства.
Голландец Ван-Рис из Гильверсума говорил о вегетарианстве как гуманитарном
мировоззрении. Гуманитарное вегетарианство способно понимать все
преобразовательные движения, служащие для объединения и облагорожения
человечества, как бы они не назывались. Он горячо рекомендует книг
Ясновского "Philosophie des Vegetarismus".
Англичанин Бэндерс говорил о религиозном значении вегетарианства:
разве возможно представить себе, чтобы Христос ел мясо?
Голландка Ван-дер-Пунк озаглавила свой доклад "По внутренним
убеждениям".
Голландец Ван-Мирон из Сэста выяснял вегетарианство как движение,
ведущее к более чистой жизни.
Это - доклады 1-го утреннего заседания.
После обеда же было два доклада на международном языке Эсперанто.
При этом обнаружилось, что большинство присутствовавших в состоянии
понимать этот язык.
В своем докладе "Два Зеленых движения" англичанини Джил
обратил внимание на то, что среди эсперантистов всех стран существует
специально Вегетарианская Международная Лига, которая помещает свои
статьи в эсперантских журналах разных стран, между прочим, и Китая.
Г-жа Ван-дер-Вет-Дирксен свою речь о том, "Что должно принадлежать
всему человечеству", закончила словами из гимна д-ра Заменгофа
"La Vogo":
L'Espero, L'Obstino kaj la Pacienco, -
Jen estas la signoj, per kies potenco
Ni pasoposo paso. Post longa laboro
Atiagos la celon en gloro.
(Надежда, настойчивость и терпение, - вот что поможет нам неустанно
идти вперед и после долгой работы достигнуть нашей лучезарной цели).
Из прочих докладов можно отметить доклад о вегетарианском движении
в Германии, из которого видно, что в Германии в настоящее время:
184 вегетарианских ресторана,
30 санаториев,
30 пансионов с вегетарианским питанием.
В Берлине - 31 вегетарианский ресторан.
В Мюнхене - 12 вегетарианских ресторанов.
В Дрездене - 10 вегетарианских ресторанов.
Голландец Де-Клерк Блюменталь рассказывал об огородах и теплицах
Западной Голландии, доказывал, как велико могло бы быть производство
всей земли, если бы она была как следует обработана.
Делегат Бельгийского Вегетарианского Общества г-жа Андре разъясняла
связь вегетарианства с алкоголизмом.
Г=жа Гаршаген из Годеберга-на-Рейне говорила о роли женщины для
вегетарианства. Женщины не должны следовать за другими. Они должны
вырабатывать в себе сознательную силу, воздействующую чрез воспитание
детей на весь мир.
Женщина-врач Киниани из Брюсселя настаивает на равномерном развитии
человеческого тела, указывая между прочим на то, как хорошо приучаться
владеть одинаково ловко левой рукой, как и правой.
В заключение было высказано пожелание устроить постоянный секретариат
при М. С. В. И издавать Международный Вегетарианский Журнал.
После экскурсии в Роттердам и Дордрэхт конгресс закончился прощальным
обедом в гостинице "Pomona".
С. 31-35.
Б.
|