"Россия
вегетарианская" - материалы проекта "Виты
по
восстановлению истории дореволюционного русского вегетарианства
Естественная
жизнь и вегетарианство. Москва, 1913 г.
1 Альманах Московского Вегетарианского общества
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
И
ВЕГЕТАРИАНСТВО
1 АЛЬМАНАХ
Московского Вегетарианского Общества
Под редакцией
П. И. БИРЮКОВА и Н. Н. ГУСЕВА
Москва, 1913.
Тип. "Крестного Календаря", Долгоруковская, д. 33.
Восстановление текста
- корректура и набор:
Центр защиты прав животных "Вита"
СПб - Москва, 2008
Речь доктора Жюля Гранда (Jules
Grand),
президента Французского Вегетарианского
Общества, на 4-м Международном Вегетарианском Конгрессе
(напечатано в журн. "La Hygie", 15 октября 1913
г.).
Французское Вегетарианское Общество, желая
иметь своего представителя на Международном Вегетарианском Конгрессе
в Гаге, послало делегатом своего главного секретаря, г-на Моран.
Он сообщил уже вам, что основанное 13 лет тому назад Французское
Вегетарианское Общество все время с большим успехом подвигалось
в своем развитии.
К великому нашему удовольствию, по дошедшим до нас докладам и отчетам,
мы можем констатироваться, что с не меньшим успехом развивались
и все другие Вегетарианские Общества в различных странах Европы
и Америки.
Распространение вегетарианства по всему свету имеет громадное значение.
Мы видим, что вегетарианское движение не может уже исчезнуть из
жизни, но пускает в ней все более и более прочные корни и растет.
Да и иначе и быть не может, потому что вегетарианство - это неизбежный
этап в восхождении человечества к тому идеалу совершенства, которого
оно непременно должно когда-нибудь достигнуть.
Вегетарианство - это один из тех признаков нашего времени, по которым
все любящие человеческую семью и интересующиеся ее будущим, к своей
великой радости, могут убеждаться, что настала уже такая пора, когда
отношения между людьми становятся менее отчужденными, более братскими
и менее грубыми.
Такое убеждение может показаться неверным, при виде грустного зрелища
многих событий, разыгрывающихся в настоящее время на мировой сцене.
Но этих видимых противоречий недостаточно для того, чтобы пошатнуть
уверенность тех, которые, не обманываясь и не смущаясь этим, замечают,
сквозь всю сумятицу бурных поверхностных столкновений, те быстрые
преобразования, которые совершаются в человечестве и служат для
него первыми проблесками новой эры.
Никогда не может быть так много и таких резких столкновений, как
в переходные эпохи. В то же время это и эпохи решительные; множество
вопросов и недоразумений настойчиво требуют безотлагательного разрешения
того, чего люди уже так долго искали.
По всей земле происходит очистка всего отжившего, мешающего движению
вперед, для того, чтобы можно было создать такой общественный строй,
который мог бы удовлетворять стремления и умственный уклад новых
поколений.
Эпоху, только что пережитую человечеством, можно охарактеризовать
одним словом: эгоизм. Что, в самом деле, она представляла? Постоянные
беспокойства от разнузданного соперничества и страстей, постоянную
борьбу и личностей, и масс между собой, - борьбу, в которой сильные
давили слабых. Вот такое зрелище представляет мир за тот период
времени, который приближается к концу.
Весь этот период исканий и испытаний я объясняю теперь только с
общественной точки зрения. Этот период, в силу закона чередования,
наблюдающегося во всех проявлениях природ, ведет к новой эре умиротворения
и согласия, когда человек, умудренный опытами прошлого, освобожденный
от иссушающей сердце альтернативы - или быть обездоленному самому
или устраивать свое благополучие на счет своих братьев; ставший,
наконец, настоящим человеком, переставший быть хищным зверем, работающий
уже в безопасности, гарантированный общественным строем, основанным
на стремлении к благу всех живых существ, - такой человек не будет
принужден тратить большую часть своей энергии на бесплодное соперничество
и может отдавать все удивительные богатства своего ума на непрестанное
увеличение общего благосостояния и процветания. Это будет эра настоящего
всемирного братства, где для каждого будет своя доля радости в плодотворном
сотрудничестве, поднимая свой идеал частного счастья до такого идеала,
при котором бы осуществлялось счастье всех и каждого.
Нельзя и представить себе, как грандиозно развернется человеческий
прогресс, при общем содействии всех трудящихся во имя солидарности.
В этом мнении нет ничего загадочного или фантастичного, и только
недостаток времени не позволяет мне подробно выяснить все красноречивые
предзнаменования, которые возвещают уже зарю этих новых времен.
Писаными законами, постановлениями или договорами такой новый порядок
вещей не может установиться.
Чтобы такая перемена была возможна и прочна, надо, чтобы сам человек
изменился соответственно этому.
Самый характер, внутренняя природа человека должны быть изменены,
для того, чтобы могли установиться совсем другие нравы.
Вегетарианское питание явилось в свое время для того, чтобы сыграть
очень существенную роль в этой великой подготовительной работе.
Существует ведь взаимная связь между физической и внутренней природой
человека, и я вполне разделяю мнение тех, для которых вегетарианство
- не простая реформа пищи, единственная цель которой - улучшение
физического здоровья.
Для меня вегетарианство по существу прежде всего вопрос морали.
Благодаря проведению в жизнь разумной гигиены, распространяемой
Вегетарианскими Обществами всех стран, физический организм новых
поколений, более утонченный, будет более соответствовать условиям
будущего общественного строя.
Физический организм, орудие и средство выражения для души, служит
всегда отражением характерных черт внутреннего существа. Тело человека
будущих поколений обязательно должно быть способно воплощать все
те новые виды умственный способностей, ощущений и чувств, которые
неизбежно вызовут изменение общественного строя.
Выработка организмов более подвижных, более нежных, и в то же время
более устойчивых, с нервной системой более чувствительной и органами
чувств более тонкими и более отзывчивыми, - такова роль вегетарианства,
и я еще раз повторяю, что Вегетарианские Общества всех стран участвуют
в этой великой подготовительной работе.
Человек, взятый в общем, таким, каким мы его видим в настоящее время,
еще слишком низок по сравнению с тем, чем ему предстоит стать; он
еще далеко не на высоте той роли, которую он призван выполнить в
эволюции этого мира.
Та божественная жизнь, которая воплощается во всех царствах природы,
проявляется в человеке в наиболее совершенном виде.
Положение человека на земле подобно роли наместника короля, правителя,
и ему даны соответственные силы для этого, зато он же ответственен
и за все хорошее или плохое в своих отношениях с низшими творениями,
и, убивая их для своей забавы или выгоды, он становится преступником
божественного закона.
Человек призывается играть роль покровителя и воспитателя низшей
природы.
Он должен заботиться о преобразовании этой природы в формы жизни
более высокие, в типы более благородные.
Человек должен быть другом, помощником и поддержкой всего живого.
Повсюду, где он появляется, его, казалось, должны были бы приветствовать
проявлениями благодарной радости. Но он изменяет своему призванию
и падает нравственно, бесчестно пользуясь могуществом своего ума,
становясь самым страшным и самым убийственным врагов низших существ,
распространяя кругом себя несчастье, ужас и разрушение.
Создания, живущие мирно и счастливо в своих полях и лесах, убегают
при его приближении, потому что их инстинкт, который есть не что
иное, как опыт и воспоминание уроков прошлого, напоминает им о том,
что значит для них присутствие человека.
Надо ли еще напоминать о тех неслыханных зверствах и жестокостях,
которым подвергаются, без всякого оправдательного повода, несчастные
животные, предназначенные для бойни, с того момента, когда их отрывают
от мирной жизни, запихивают в поезда и пароходы и перевозят на далекие
расстояния до конца их голгофы - бойни.
Один очевидец такого ужасного мучительства говорит, что, если бы
можно было выставить на наших улицах один из пароходов, служащих
для перевозки скота, то это зрелище возбудило бы такое единодушное
негодование во всех человеческих сердцах, что правительства были
бы навсегда принуждены положить этому конец. Невероятно также, чтобы
те, кто увидел бы это зрелище, могли продолжать питаться мясом.
Надо ли еще говорить о тех ужасных злоупотреблениях, которые совершает
человек в лабораториях вивисекторов, где, под предлогом служения
человечеству и под прикрытием науки, он подвергает пытке бедные
творения и равнодушно наблюдает их страшную агонию по целым неделям
и месяцам?
Но я спешу отвести глаза от этой страшной картины. Каждый из нас
знаком с этими ужасами и сожалеет о них в глубине сердца: это -
пятно на чести человечества.
Много веков потребуется пережить человеку, чтобы умиротворить всю
ту ненавить, которую он навлек на себя своей жестокостью, чтобы
совершенно избавиться от всех ее последствий. Но это дело искупления
- обязанность каждого человека, и всякий добрый поступок по отношению
к низшему существу увеличивает сумму любви, той любви, высшая сила
которой способна восстановить естественный порядок вещей. В будущем
не только в отношениях к себе подобным, но и ко всей живой природе
человек будет руководствоваться любовью.
Поделаем же от всей души скорейшего наступления тех времен, когда
вегетарианство будет признано повсюду, и весь мир будет чувствовать
его благодетельное воздействие, - времен, когда охота, бойни и отвратительные
лавки с кровавым мясом исчезнут навсегда, и для будущих поколений
останется только печальное воспоминание о дикости прошедших времен.
В этом прекрасном городе скоро последует открытие Дворца Мира.
Приветствуем это достопамятное событие, как начало новой зари.
Обладая Дворцом Мира, город Гаага будет не только столицей Голландии:
он станет сердцем мира, - мира настоящей цивилизации, в котором
насилие, считавшееся до сих пор ultimaratio (высшим законом) в отношениях
между народами и личностями, окончательно заменится кротостью, в
котором братство перестанет быть пустым звуком, и каждый человек
не сможет чувствовать себя истинно счастливым без счастья и благосостояния
всех живых существ.
С. 36-43.
|