"Россия
вегетарианская" - материалы проекта "Виты
по
восстановлению истории дореволюционного русского вегетарианства
Естественная
жизнь и вегетарианство. Москва, 1913 г.
1 Альманах Московского Вегетарианского общества
ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
И
ВЕГЕТАРИАНСТВО
1 АЛЬМАНАХ
Московского Вегетарианского Общества
Под редакцией
П. И. БИРЮКОВА и Н. Н. ГУСЕВА
Москва, 1913.
Тип. "Крестного Календаря", Долгоруковская, д. 33.
Восстановление текста
- корректура и набор:
Центр защиты прав животных "Вита"
СПб - Москва, 2008
Вегетарианство во Франции
(Из журнала La Hygie; 15 сентября 1913 года)
Речь г-на Жюля Моран (Jules Morand), главного
секретаря Французского Вегетарианского Общества, на IV Конгрессе
Международного Союза Вегетарианцев в Гааге (24, 25 и 26 августа
нового стиля).
Г-н Президент,
Г-да Делегаты,
Милостивые Государыни и Милостивые Государи!
Будучи членом Международного Союза Вегетарианцев, я удостоился
великой чести от моих уважаемых товарищей - быть делегатом среди
вас, присутствуя на IV конгрессе Союза, организованном Голландским
Вегетарианским Обществом и Голландией.
Мне выпало на долю особенное счастьен передать вам привет от ваших
французских друзей, которые, как вам это известно, тесно связна
с вами: они разделяют с вами тот дже идеал и работают для того же
великого дела возрождения и освобождения.
Особенные условия нашего нового конгресса налагают на меня обязанность
сообщить вам более обстоятельно о деятельности Французского Вегетарианского
Общества, представителем которого я являюсь здесь.
Прежде всего считаю полезным напомнить, что наше Общество было основано
в 1899 г. Немногими вегетарианцами, собранными для этой цели нашим
достоуважаемым другом д-ром Ниссенс Иерлейсеном, президентом Бельгийского
Вегетарианского Общества в настоящее время. Ему пришлось быть инициатором
Французского Вегетарианского Общества и ускорить его основание.
С этих пор мы все время подвигались вперед правильным ходом, не
останавливаясь. Каждый год в среднем у нас прибавлялось 115 новых
членов; в начале основания Общества было 125 членов, к концу 1912
г. - 1618.
Такое количество членов, конечно, нельзя назвать значительным. Многие,
может быть, даже удивятся, почему в такой большой стране, как Франция,
в течение 14 лет не удалось собрать по крайней мере несколько тысяч
членов.
Гораздо большее значение имеют труды нашего Общества; благодаря
им достигли такого успеха в жизни, о котором не смели и мечтать.
Каждое из наших Обществ, можно сказать, работало по-своему, но все
содействовали выяснению того, что вегетарианство - не простой вопрос
религии, философии, эстетики, гуманитарности, гигиены или терапевтики,
как это кажется иным людям, но что он всесторонен, что во всем,
повсюду и везде он имеет полное право на существование.
Каждая нация представляет специальный темперамент, свои собственные
характерные черты, свое специальное понимание вещей. Этим объясняется
то, что каждая нация отличается в своей деятельности от других в
зависимости от той основной идеи, которою она руководствуется.
Во Франции такой основной идеей была научная. Любовь к науке вдохновляла
всю нашу деятельность, все наши труды. Работая специально под знаменем
науки, мы не могли привлечь к себе такого большого количества членов,
как в других странах, где вегетарианство принималось без научного
обсуждения только потому, что оно удовлетворяло внутреннее чувство,
стремление к глубокому состраданию.
Такая разница в интересе к вегетарианству была, конечно, не без
пользы и содействовала его всестороннему освещению.
Для мира науки требовались серьезные научные доводы в пользу вегетарианства.
Необходимо было как можно яснее и осязательнее осветить его сущность,
чтобы люди науки обратили на него должное внимание.
Без солидной научной разработки вегетарианство считали бы не разумным
питанием человека, а учением какой-то секты, фантазией, снобизмом,
модой, специальной диетой.
Мы дожили уже до того, что такие странные взгляды на вегетарианство
встречаются все реже и реже. Теперь, при встрече с вегетарианцем,
уже менее разбираются в том, что привело его к вегетарианству: забота
ли о здоровье, сострадание к животным или философские соображения.
Его принимают просто-напросто за вегетарианца, без удивления, без
презрения, без ненависти. Замечается значительный прогресс в этом
отношении против того, что было несколько лет назад.
Такие права на свое существование вегетарианцы могли приобрести
только благодаря разумной работе наших Обществ. Вегетарианские Общества
мало-помалу приучили тех, кто боролся с ними, смотреть на вегетарианство
как на вполне возможный образ жизни, доказывая, что такой способ
питания наиболее соответствует потребностям человека, в какой бы
среде он ни находился и какие бы ни были его занятия. Вегетарианские
Общества показали, что их режим более всякого другого способен удовлетворять
все вкусы, поддерживать наш чудесный механизм в состоянии равновесия
и восстановлять утраченное равновесие, - режим до такой степени
разнообразный, что и богатый, и бедный найдет в нем все, что необходимо
для их существования; главное же это - единственный режим, в котором
не могут раскаиваться люди с возвышенной душой и чувствительным
сердцем, что вегетарианство - самый чистый, самый здоровый и самый
живительный образ питания, который дает человеку наилучшую возможность
владеть всеми необходимыми средствами для благородного выполнения
своего прекрасного назначения.
Мы, конечно, не можем сказать, что каждое из существующих вегетарианских
Обществ совсем не старалось ассоциировать все идеи, способствующие
распространению вегетарианства. Разумеется, было и это, но главное
- то, что каждому Вегетарианскому Обществу приходилось считаться
с душевным складом той среды, в которой оно вело свою пропаганду:
то, что мы считаем за истину, необходимо было им представлять в
наиболее понятном для них и доступном виде.
Вот что заставило нас идти по пути науки.
Нам настолько удалось выяснить значение вегетарианства, с точки
зрения гигиенической, терапевтической, физиологической и энергетической,
что в настоящее время не встречается ни одного ученого, достойного
этого названия, который отстаивал бы еще невозможность вести вегетарианский
образ жизни и необходимость следовать заблуждениям прошлого.
Люди науки занимаются еще обсуждением наших идей. Этого требует
от них наука. Большинство не присоединяется к нам и не провозглашает
еще, подобно нам, превосходство вегетарианства; они колеблются и
сомневаются в толковании наблюдаемых ими фактов: происходят ли данные
результаты от неупотребления мясной пищи или от уменьшенного питания?
Однако, ни один из этих ученых не подумает теперь заявить себя противником
вегетарианства, и это - действительно победа, достигнутая главным
образом трудами и влиянием наших Вегетарианских Обществ.
Мы, понятно, не имеем претензии перевернуть весь мир, заставить
каждого думать по-нашему, следовать нашему образу жизни; мы знаем
очень хорошо, что люди стоят на разном уровне, что у них очень разнообразные
потребности, разносторонние влечения, необыкновенно различные вкусы,
что большинство людей задерживается чувственностью, против которой
оно даже и не помышляет бороться и которая, по всей вероятности,
еще нужна для него в той стадии развития, в которой она находится.
Поэтому для нас могут показаться нелепостью утверждения, основанные
на более или менее теоретических доказательствах того, что человек
не может жить без употребления в пищу мяса.
По нашему мнению, лучше не бороться с идеями других людей, которые
кажутся нам ложными: на это тратятся большие силы без надлежащей
пользы. Гораздо важнее доказывать примером и фактами, что вегетарианство
- настоящее питание человека не потому, что человек не способен
на другое (мы видим на деле, что он может быть всеядным и удивительно
приспособляется к чему угодно), но потому, что в ряду земных существ
он занимает такое высокое место, которое не позволяет ему ссылаться
на пример низших животных и искать себе в нем оправдания.
Наука установила неопровержимо, что вегетарианское питание никоим
образом не противоречит нашим потребностям, что оно доставляет нам
калорифические и энергетические вещества, без которых жизнь была
бы невозможна, что для поддержания жизни практичнее всего пользоваться
этими веществами, что, благодаря вегетарианству, можно избегнуть
многих расстройств и болезней. Большего от науки нельзя требовать;
все, что она могла сказать по этому поводу, она сказала и доказала.
Странно было бы ожидать от современной науки, чтобы она в один прекрасный
день объявила, что мясо животных должно быть изъято из человеческого
питания.
Со своей точки зрения, наука может признать только то, что констатирует.
Наблюдаемые же ею факты никоим образом не приводят ее к тем выводам,
что нельзя существовать на свете, живя, как другие, или что можно
побороть те затруднения, которые в настоящее время представляют
светские требования, если будешь отличаться от массы.
В общем, в настоящее время, по крайней мере, с этой стороны, мы
не встречаем более серьезного противоречия, и только необходимость
в известной стимуляции для поддержания наших сил, очень легко слабеющих
в моменты утомления, заставляет людей науки думать, что особенно
трудно заменить тот возбудитель, к которому мы привыкли, - будет
ли это мясо или алкоголь. Привычка к особенным возбудителям - только
это еще поддерживает у людей науки и обыкновенной жизни их веру
в то, что смешанная пища предпочтительнее всякой другой.
Нельзя не предполагать, что эти предрассудки когда-нибудь исчезнут,
как исчезли ложные мнения относительно суточной порции белков и
усиленного питания, теперь совершенно забрасываемого.
Добившись некоторой свободы действий, Французское Вегетарианское
Общество надеется теперь обратить большее внимание на практику вегетарианства,
чего, однако, никогда не выпускало из вида.
На своей последнем Общем Собрании оно разработало устав новых подотделов,
создаваемых при содействии заслуженных членов нашего Общества; у
каждого подотдела будет своя специальная задача, которой он может
всецело отдаться, и на заседании 28 июня наш комитет решил:
1. Создание Комиссии Документаций, Изысканий и Справок, работы которой
будут сосредоточены на централизации, предварительном изучении и
классификации всех документов, проектов, осуществлений, личных или
коллективных опытов. Комитет, по мере надобности, может пользоваться
этими документами.
2. Организацию секции Хозяйственной Экономии и Домашней Гигиены,
члены которой в начале представят свои теоретические и практические
познания вегетарианцев. Диететики в распоряжение всех лиц, которые
пожелают советоваться с ними и собирать полезные сведения относительно
годности, выбора и приготовления кушаний, а также относительно всевозможных
удобств, которыми могло бы воспользоваться вегетарианство.
Деятельность этой секции, конечно, может принять более широкие размеры,
и мы смеем надеяться уже теперь, что комитет поручит ей в будущем
выработку и организацию всего. Чем она в состоянии заинтересоваться,
между прочим, ежегодного банкета и дружеских собраний, которых члены
нашего Общество так давно желают, и которые удовлетворяют насущную
потребность в эпоху, требующую столько борьбы, когда в одиночку
подчас бывает так тяжело, когда мы должны идти вперед, забывая о
самих себе, чтобы бороться с существующими предрассудками и облегчить
тем, которые придут к нам, завоевание свободы, позволяющей осуществить
многое.
3. Наш комитет решил, наконец, помочь учреждению секции Физического
Воспитания и Спорта, назначение которой - доказывать на опыте значение
и энергическую силу вегетарианского режима. Вы, конечно, больше,
чем кто-либо другой, в состоянии понять всю важность этой секции,
когда услышите, что мы отнюдь не намерены ограничивать ее, стеснять
ее в способах своей деятельности и превращать ее в опытную школу;
напротив, у нас одно только желание: чтобы образовывались притягательные
центры, к которым могли присоединиться наши друзья, по своему выбору,
и те, кто будет привлекаться к нам.
Таким образом, у нас получится со временем целый ряд вегетарианских
кружков, которые будут служить живым наглядным доказательством того,
что можно развивать свою энергию и мускулы, поддерживать свою гибкость,
ловкость и проворство, сохранять красоту человеческого тела и гармонию
его линий, не прибегая к той пище и к тем возбудителям, от которых
мы отказываемся.
Наряду с этим, некоторые из наших товарищей займутся устройством
воскресных прогулок, экскурсий, палаток на открытом воздухе, - всем
этим будет заведовать Секция Физического Воспитания и Спорта Французского
Вегетарианского Общества, которое с особенным удовольствием будет
принимать невегетарианцев, чтобы и они могли прийти к нашим убеждениям.
В том же духе будет читаться ряд лекций.
Из семи лекций, назначенных в программе сезона, 3 будут научные,
4 - практические. Каждое из наших заседаний будет распределено таким
образом, что наши слушатели могут быть осведомлены о разнообразной
деятельности наших подотделов, об их попытках, их ожиданиях, осуществлениях
их планов; мы постараемся, чтобы с этих собраний слушатели уходили
более сведущими, с более твердыми убеждениями, они могут задавать
ораторам вопросы на очередные темы или дополнять их изложение разъяснением
своих взглядов или своего личного опыта.
Вот, мои дорогие друзья, в нескольких словах то, что мы сделали
и думаем сделать, если нам будет оказано достаточно содействия.
Мы хотим продолжать теоретическое изучение вегетарианского вопроса,
следить за научными открытиями, отмечать все факты и опыты, относящиеся
к нашим идеям, совершенствоваться в нашем просвещении и, вместе
с тем, доказывать нашими лекциями, которые должны быть как можно
нагляднее, нашими собраниями и той деятельностью, которую мы наметили,
что, если вегетарианству и не суждено стать способом питания для
всего человечества, то для каждого человека это такой режим, которому
он может следовать вполне доверчиво, которой освободит его от многих
цепей и даст ему возможность выполнять свое жизненное назначение
и, следуя вечному закону эволюции, постоянно возвышаться, преодолевая
в себе старого человека.
То, чего мы желаем, - то же самое, чего желаете и вы все. Наши Общества
основаны с одинаковыми целями, и если, как мы уже отметили, замечается
некоторая разница в нашей деятельности, - эта разница обуславливалась
исключительно необходимостью осветить вегетарианство со всех его
сторон, поднять его выше узкого понятия, символа веры, догмата выражения
чувствительности, предохранительного или лечебного средства, потому
что, если оно и может служить всем этим целям, оно больше этого.
Каждое из наших Общество работало более специально над одной из
сторон вегетарианства, развивало ее, разъясняло. Пока было необходимо
локализовать наши усилия, но в настоящее время мы можем соединить
все эти элементы в один гармонический синтез, который даст нам возможность
лучше понять сущность вегетарианства, Вегетарианству иногда давали
превратное толкование, видя в нем цель. На самом деле, оно не что
иное, как средство, разумное пользование которым может облегчить
для всех нас осуществление лучшей, более плодотворной и уравновешенной
жизни.
С. 44-54.
|