«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697

youtube   youtube   vkontakte   Instagram
     

Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

"Россия вегетарианская" - материалы проекта "Виты
по восстановлению истории дореволюционного русского вегетарианства

Естественная жизнь и вегетарианство Москва, 1913 г.
1 Альманах Московского Вегетарианского общества

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
И
ВЕГЕТАРИАНСТВО

1 АЛЬМАНАХ
Московского Вегетарианского Общества

Под редакцией
П. И. БИРЮКОВА и Н. Н. ГУСЕВА
Москва, 1913.
Тип. "Крестного Календаря", Долгоруковская, д. 33.

Восстановление текста - корректура и набор:
Центр защиты прав животных "Вита"
СПб - Москва, 2008

Хроника вегетарианского движения в России
Общая хроника(за 1912 год)

 

Возникли первые вегетарианские общества: в Москве ("Духовное пробуждение"), в Полтаве и Одессе; в Киеве - вегет. Потребительское общество. В настоящее время вегет. Общества существуют в следующих городах: Москве (2), Петербурге, Киеве, Саратове, Полтаве, Одессе, Минске, Вильне.
Открылись новые вегет. Столовые в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Полтаве, Елизаветграде и др. городах.
Умер Б. А. Долячко, основатель и редактор первого вегет. Органа в России - "Вегетарианский Вестник".
Были прочитаны следующие лекции о вегетарианстве: И. О. Перпером - "Вегетарианство и его значение" (в Харькове и Куокалле); проф. А. И. Воейковым - "О питании человека" (в Ташкенте) и "Растительная и животная пища по новейшим научным данным (в Коканде); Н. Б. Нордман-Соверовой - "О волшебном сундуке и о том, что надо знать небогатым, толстым и богатым (в Петербурге, Москве, Териоках, Куокалле).
Вышли следующие книги по вегетарианству:
"250 мыслей философов, поэтов и ученых о вегетарианстве и воздержании" Изд. Посредника (2-е). Ц. 10 коп.
"Безубойное питание, или вегетарианство". Мысли разных писателей, собранные Л. Н. Толстым. Изд. Посредника (2-е). Ц. 1 к.
"Первая ступень" Л. Н. Толстого. Изд. Сытина. Ц. 2 к.
"Мясо или плоды". Г. С. Солта. Изд. Посредника (2-е).
"Вегетарианство и воспитание". Е. И. Лозинского. Изд. Посредника. Ц. 25 к.
"Безубойная пища как фактор физич. и нравств. воспитания". М. Кунина. Ц. 15 к.
"Кровопийцы и вегетарианцы". В. В. Радугина. Ц. 20 к.
"Как возвратить и сохранить здоровье". Д-ра мед. З. Меллера. Ц. 1 руб. 25 к.
"Сто вегетарианских блюд". Л. Д. Николаевой. Изд. Посредника (3-е).
"Краткая вегетарианская поваренная книга" Изд. Посредника.
"Полная вегетарианская поваренная книга". К. М. Невежиной. Киев. Изд. "Самопомощь". Ц. 90 к.
"Записки старого вегетарианца". А. П. Занковского.
"Посредник" выпустил в переводе А. Н. Шараповой на эсперанто статьи Л. Н. Толстого "Первая ступень" и "Одна душа на всех".
Журнал "Вегетарианское Обозрение" вступил в 4-й год своего существования. В 1912 г. В этом журнале наиболее значительные статьи были следующие:
"В защиту животных" Е. Писаревой; "Сырое вегетарианство" Р. С. Добржанского; "Трава как пища" Х. Досева; "Эволюция пищи" проф. А. И. Воейкова; "Сенной чай" В. О.; "Проблема вивисекции" д-ра А. Агабити; "Может ли современный человек стать чистым плодоедом?" проф. М. Лабе; "Проповеди Будды о сострадании" Х. Досева; "Невинная борьба" Е. И, Попова; "Вегетарианская обувь" Э. И. Каплан; "Порча зубов и питание" д-ра T. Frick; "Вегет. движение в Голландии" T. Van Rees; "Пищевой режим в борьбе с самоубийствами" Е. Лозинского; "Облегчение родов диетическим способом" д-ра Г. Германа; "Рак и вегет. режим" С. Перпера; "Вегетарианство с научной и с нравственно-религиозной точки зрения" И. Стоянова; "Крах формулы Voit'a" д-ра мед. Аю. Ясиновского; "Опыт физиологического синтеза вегет. режима" д-ра Л. Паско; "Друг человека" П. Кореневского; "Вегет. движение в Венгрии" T. Biecerdy; "О малокровии" д-ра мед. А. А. Ясиновского; "О сахарной болезни" д-ра Г. К. Германа.
С. 155-157.


II

Молодые вегетарианские общества

2

Саратовское Вегетарианское общество и его деятельность

(Составлено секретарем Общества А. Г. Артемьевой).

Саратовское Вегетарианское общество начало свое существование в трудный период разрозненности вегетарианских сил. С самых первых дней и вплоть до настоящего времени оно в вопросах практической деятельности было предоставлено самому себе. Опыта более старых и лучше организованных обществ для него не существовало, потому что при существующей изолированности и обособленности русских вегетарианских организаций размеры практической деятельности каждой из них оставались и остаются совершенно неизвестными для всех остальных. Историю организованного существования с ее неизбежными промахами и неудачами пришлось пережить всю с самого начала, непроизводительно затрачивая массу труда на разрешение вопросов, которые, при знакомстве с опытом других организаций, могли бы быть решены без всяких затруднений.
Этим общим явлением объясняется многое из того, что будет здесь вкратце изложено.
Открытие Саратовского Вегетарианского общества состоялось 22-го октября 1910 года. Первоначальное количество членов его было около 40 чел. Из них 25 были вегетарианцами и проводили в своей жизни принцип безубойного питания, и около 15 - сочувствующих идее вегетарианства или вступивших в Общество из желания ближе познакомиться с нею.
Первой мечтой молодого Общества была, разумеется, организация в Саратове вегетарианской столовой.
Инициативу практического осуществления этой задачи взял на себя один из старейших саратовских вегетарианцев, М. Е. Ададуров. Будучи хорошо знаком со многими иностранными языками, он предложил Обществу организовать в пользу столовой курсы новых языков по практическому методу Гуэна. Общедоступная плата и популярный метод преподавания должны были привлечь на курсы большое количество публики. Весь доход с этого предприятия руководитель курсов отдавал в фонд на организацию вегетарианской столовой, неся свой труд совершенно безвозмездно.
Предварительный расчет оказался верным. Перспектива изучить за крайне небольшую плату по простой и доступной всем схеме английский, французский и немецкий языки (для некоторых преподавался также латинский) привлекла действительно большое количество лиц, нуждавшихся в знании языков. Валовой доход с этих курсов выразился в цифре, превышавшей 500 рублей. Но неопытность организаторов в разработке чисто технических деталей вопроса и разные другие обстоятельства свели практический итог великодушной инициативы г. Ададурова к очень незначительным результатам.
Эта попытка была началом целого ряда другие неудач в той же области, впрочем, совершенно уже не зависевших от опытности и доброй воли Общества.
В 1911 г. Вступившая в число членов Вегетарианского Общества М. Д. Веренинова выразила пожелание организовать на свои средства вегетарианскую столовую с тем, чтобы Вегетарианское Общество, пользуясь правом контроля над столовой, распространяло о ней сведения и направляло в нее всех, ищущих растительного пищевого режима. Но как раз накануне реализации этого предложения г-жа Веренинова, служившая в одном из казенных учреждений, получила перевод из Саратова.
Другое предложение аналогичного характера не было осуществлено вследствие болезни инициаторши, а новых предложений не поступало. Поэтому вопрос о столовой остается и по сие время открытым.
Невозможность осуществить, хотя бы и в скромных размерах, практическую деятельность, естественно, направила энергию членов молодого общества на выяснение теоретических основ вегетарианства.
Пересмотр старых положений вегетарианского учения не удовлетворял пытливости деятелей Саратовского Общества. Они находили в этих положениях недоговоренность, отсутствие общей широкой оценки и недостаточную сплоченность м6ежду отдельными частями системы вегетарианских идей.
Результатом этой неудовлетворенности было стремление определить в вегетарианстве его историческую или даже, ставя вопрос на еще более широкую почву, биологическую основу и, утвердивши этот его широкий историко-биологический фундамент, возвести его со степени простой частной идеи на степень миросозерцания.
Это новое освещение вегетарианства, опирающееся на строго научный метод исследования, может оказаться очень плодотворным в смысле выяснения действительного значения вегетарианства и его положения в ряду других идей, волнующих в настоящее время умы, - если только идейные тенденции, зарождающиеся в Саратовском Вегетарианском Обществе, будут встречены с тем вниманием, которого они заслуживают, и будут подвергнуты серьезному и всестороннему критическому анализу.
В течение двух лет существования Общества членами его было прочитано 19 рефератов и докладов на различные темы, связанные с вегетарианством. Темы этих докладов распределяются следующим образом.
С. П. Полтавский: "Вегетарианство и логика"; "Основы философии вегетарианства"; "Загадочные явления человеческой психики при свете современной науки и связь их с психологическими основами вегетарианства"; "Сущность вегетарианства"; "Третий Рим в эволюции человеческой психологии"; "Вегетарианское о общественное"; "Имеет ли личное самосовершенствование общественную ценность".
А. А. Мельников: "Критический разбор книги Енько "Зло вегетарианства"; "Сущность вегетарианства"; Вегетарианство и сентиментализм"; "Научные основы вегетарианства"; "Расовые особенности английской нации в освещении противников вегетарианства"; "Вегетарианство и теория Дарвина".
К. С. Юнаков: "Задачи всякого вегетарианского общества"; "Загадочные явления человеческой психики"; "Вегетарианство идейное и гигиеническое".
А. С. Кочаровская: "О буддизме"; "О почтительнейшем внимании и о ценящих ценности".
Л. И. Чернышов: "Любовь и борьба за жизнь".
Попыток публичного выступления Саратовского Вегетарианского Общества было три. Первой попыткой была организация в местном Народном театре спектакля в пользу вегетарианской столовой, не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. Второй было устройство в Народной Аудитории лекции А. С. Качоровской на тему "Сын человеческий в произведениях Леонида Андреева". Эта инициатива имела небольшой материальный успех.
Третье публичное выступление Общества имело чисто этический характер было связано с годовщиной со дня смерти Л. Н. Толстого. Вегетарианское Общество взяло на себя инициативу организации почтения памяти великого писателя всеми обществами и культурными организациями г. Саратова.
От Вегетарианского Общества, по инициативе которого было организовано это общественное чествование памяти великого мыслителя, на бюст его возложена была пальмовая ветвь и надписью: "Тому, чье сердце билось любовью ко всему живому".
Если не считать еще нескольких мелких фактов, то всем выше отмеченным, в сущности, и ограничивается деятельность Саратовского Вегетарианского Общества за два почти года его существования.
Что касается состава членов общества в профессиональном и возрастном отношении, то следует отметить, что преобладающим элементом его является молодежь разных профессий.
В настоящее время число членной Общества определяется цифрою в 30 человек. Треть составляют женщины.
С. 157-162.


2

Основание Полтавского Вегетарианского Общества
(Доклад М. С. Дудченко "К чему нас обязывает вегетарианство")


В октябре 1912 г. Состоялось первое общее собрание Полтавского Вегетарианского Общества, под председательством д-ра Волкенштейна.
Заседание было открыто докладом А. А. Волкенштейна, в котором он изложил в общих чертах историю зарождения вегетарианства в Полтаве и возникновения вегетарианской столовой. Попутно он коснулся научного обоснования вегетарианства.
Затем был прочитан М. С. Дудченко доклад на тему "К чему обязывает нас вегетарианство", который и приводим дословно.
Всюду теперь вегетарианское движение становится настолько заметным и значительным, что на него нельзя уже закрывать глаза и высокомерно к нему относиться, как это распространено еще среди некоторой части врачей, а особенно - среди людей, ставших рабами своего вкуса или пищевого режима.
В городах оно с большим успехом выливается в известных общественных формах и принимает характер довольно бойкой общественной деятельности.
Но этот то внешний успех столь симпатичного дела и заключает в себе те сомнительные свойства, о которых не следует, по-моему, умалчивать.
Рассуждая об этом с общей точки зрения, мне кажется, что всякому человеку, интересующемуся выяснением своего отношения к данному вопросу, нужно разобраться в двух направлениях и в том смысле, чтобы тому, у кого преобладает рассудочное, отвлеченное отношение к делу, перевести его в область чувств, и наоборот тому, у кого преобладает непосредственное отношение, сделать его более сознательным, принципиальным. Только при этом условии может получиться более полное понимание того, что называется вегетарианством...
Ведь нужно помнить, что если по существу оно представляет собой нечто идейное, - а это несомненно так, - то предмет его не ограничивается только пищей, подобно тому, как это было бы для травоядных животных, но он расширяется до того объема, при котором наше отрицательное отношение к мясной пище есть только последствие требований чувства сострадания, взаимности; это же родственное чувство является частичным проявлением того большого чувства любовности, которое утверждает за человеком его настоящее, человеческое свойство, - быть не только физическим существом, но и нравственным, - и дает ему право завоевывать для себя, через устранение внутренних противоречий, духовную чистоту, необходимую для установления единения с братьями-людьми и со всем миром живых существ.
С этой точки зрения человек, как нравственное существо, не останавливается на упорядочении своей пищи, но так устраивает, переделывает жизнь свою, чтобы брать от людей как можно меньше и давать им как можно больше.
Считает ли он себя нерелигиозным человеком или религиозным, практические условия своей жизни (свой путь) он будет подгонять уже под требования своего высшего или религиозного сознания, чтобы быть искренним перед самим собой или исполнить волю своего хозяина ("Чтобы ничего не погубить из того, что дал нам Отец, но все то воскресить в последний день", - как сказано у Иоанна (VI гл.).
Нечего уж говорить о том, что такой человек будет находиться и на высоте понимания той элементарной истины, что живет он не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить, т.е., иными словами, на свое животное с его физическими отправлениями он смотрит, как на материал для жизни духа.
Внутренняя необходимость такой последовательности признавалась людьми самых отдаленных от нас эпох, жившими и до и после Пифагора - этого известного мудреца, высоко поднявшего знамя вегетарианства. Еще пророк Исайя, живо нарисовавший нам поэтическую картину предстоящего единения человека со зверями, в своем провидении дальнейшего духовного роста человечества, как на самое реальное, не забывает указать на ту желанную перспективу, когда перекуют мечи на орала и не будет на свете никакого насилия (перспективу, в которую хорошо было бы заглянуть населению балканского полуострова).
Восточная же мудрость намечает и практический путь к приближению этого времени всеобщего мира: "Кто не кормится своими руками, заставляет других прокармливать себя, тот людоед".
К сожалению, в настоящее время очень слабо раздаются голоса в пользу тех норм, которые соответствовали бы общему благу и в тоже время в смысле возможности осуществления находились бы во власти каждого отдельного человека; а еще меньше прислушиваются к ним люди, в большинстве охваченные неудержимой страстью разрешать разные внешние, так называемые общественные вопросы (вплоть до вопроса о том, какие, например, последствия могут произойти от какой-нибудь речи Пуришкевича).
Что же касается вегетарианской литературы в частности, то нужно признаться, что в ней, за редкими исключениями, толкуют все больше о гигиенических преимуществах вегетарианства, вместо того, чтобы уделять больше внимания нравственному его значению. Но исключения есть, и между ними нельзя не отметить появления в "Вегетарианском обозрении" (2 года назад) статьи Лозинского "Антропофагия и вегетарианство", в которой он очень удачно указывает на совместимость последнего в его проявлениях с людоедством в переносном смысле.
В свое время и Л.Н. Толстой, всегда ценивший открытость и правдивость в людях, не преминул сочувственно откликнуться на нее.
И на самом деле, что же иное представляет жизнь современного общества, с ее нарушением элементарных требований справедливости, как не сплошное людоедство в его эволюционном развитии.
Вглядываясь в эту печальную действительность, Рескин говорит: "мы не то, что не верим Христу, мы предаем Его".
Таким образом, резюмируя все предыдущее, я хочу сказать, что как понятие разумной человеческой деятельности определяется понятием усилий, требуемых для совершенствования, движения вперед, так и вегетарианство, поскольку оно жизненное и идейное явление, должно быть рассматриваемо с этой же точки зрения. Оно не должно быть чем-то механическим, застывшим в мертвой внешней форме, а должно быть отражением беспрерывных исканий живой души, стремящейся выполнить свое божественное назначение в мире.

Возвращаясь же к затронутому мною в начале вопросу о проявлении вегетарианства в условиях общественной деятельности, я должен сказать, что при всем своем сочувствии настоящему вегетарианству я не мог найти здесь вышеуказанных признаков жизненности и идейности.
В смысле некоторого опыта я имел благоприятный случай, будучи в Киеве, познакомиться и с тамошними вегетарианскими столовыми, их устроителями, служащими в них и многими лицами, горячо отдавшимися этому делу, и несмотря на количественный успех последнего, я не мог все-таки найти там внутреннего содержания: всюду на первом плане была пища и только пища...
В течение последнего года мне пришлось стоять очень близко и к деятельности Полтавской столовой, начиная с самого очень интересного возникновения ее, и кроме того соприкасаться здесь со всем тем, что относилось к соответствующему течению мысли еще 20-ть лет тому назад, и хотя я сам убежденный вегетарианец, вегетарианствующий в условиях так называемой мужицкой жизни уже 25-ть лет, тем не менее я далек от того, чтобы изменить свой взгляд на этот предмет.
До сих пор существующие как вегетарианские столовые, так и вегетарианские общества представляются мне чем-то безразличным, то есть таким, практическое значение чего невозможно учесть и без чего не только люди, а и животные, может быть, ничего не потеряли бы.
И тем более считаю я своей обязанностью высказать это свое мнение, что существует слишком противоположное мнение, не имеющее, по-моему, никакого основания.
Мне, наверное, возразят, и может быть с негодованием укажут на то, что прямым и желательным последствием употребления растительной пищи служит уже одно уменьшение жертв, приносимых ради наших аппетитов.
Но я отвечу, что если жизнь людей в своих главных чертах останется та же, то есть будет полна животности и насилия, то, невзирая на столовые, страдания ничуть не уменьшатся, изменится лишь вид их, подобно тому, как меняются внешние формы экономического положения людей без действительного изменения его к лучшему, подтверждением чего служит параллель между крепостным правом, когда били дубьем, и теперешним состоянием, когда также больно бьют рублем.
Но высказываясь таким образом, я совсем не хочу сказать: долой столовые, а повторяю только, что они не суть выразители истинного движения вперед.
И все недоразумение тут собственно в том, что люди, находящиеся под обаянием этого вида общественной деятельности, считают столовые не коммерческими предприятиями, как оно и есть в действительности, а чем-то таким, что в известном смысле просвещает людей.
Мнение это сложилось благодаря тому очень распространенному материалистическому пониманию, что духовная жизнь человека обусловлена материальными отправлениями. Не говоря уже о том, что такой взгляд не выдерживает философской критики, он подрывает всякое представление о смысле жизни человека, как нравственного существа. И религиозное учение в своем высшем христианском выражении, до которого только мог подняться ум человеческий, вполне совпадает с самыми последними и современными выводами философии (Соч. Шпира). "Пища не приближает нас Богу", "не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из сердца исходит". - Каковыми словами центр тяжести переносится во внутренний мир человека, в котором одном заключается источник всякого творчества.
Но и без этих даже соображений, - человеку, уважающему себя, обидно было бы представить прямую зависимость своего "святого святых" от какого-нибудь блюда, приготовленного на постном масле. Истину эту понимали люди еще во времена Моисея, признавая за выражение божественной воли заповедь: "не сотвори себе кумира... - и не служи ему" ничем внешним, т.е. не подменяй требования своего внутреннего голоса, в котором одном может раскрыться для тебя воля Бога.
И нужно удивляться тому, что в наше время вместо того, чтобы лучше уяснить себе смысл этих слов, люди совсем не думают о нем и по-прежнему кланяются разным идолам, забывая, что это - их собственные произведения. И от них же ожидают для себя награды... Что может быть неразумнее этого противоречия?..
Итак, повторяю: кажущаяся нам зависимость от внешнего есть только зависимость от самого себя; единственно же, отчего люди зависят на самом деле, - это от своего движения вперед - от тех усилий, которые они употребляют для этой цели, как это прекрасно выражено и в евангельском учении:
"Люди не идут к свету, потому что дела их злы".
И не даром Иисус Христос, который горел желанием сделать всех людей счастливыми, говорил: "Симон, Симон, сатана просил меня сеять вас, как пшеницу, но я молил Бога, чтобы он тебя укрепил верою".
Он понимал внутреннюю невозможность этого и потому не соблазнился количественной стороной и отрицал ее, не рассчитывая даже на свое внешнее влияние.
На что же тогда мы, вегетарианцы, будем рассчитывать?
В заключение для освещения вышесказанного не могу не прибавить несколько слов из поучительного опыта деятельности Полтавской же вегетарианской столовой, которая в большой мере создалась непосредственными усилиями близких мне людей, воодушевленных бескорыстным желанием послужить полезному делу. Первое время, когда в нем энергично принялись за работу, с весьма ограниченными денежными средствами, 3 женщины и один мужчина, выполнявший обязанности кухонного мужика - это был самый поэтический период в жизни столовой; вскоре к ним присоединились еще 2 помощницы, увлеченные таким же добрым желанием послужить для других; и как ни трудно было им справляться с работой, всеми силами они старались обойтись без наемного труда, и объединенные одной идеей служения, а может и воздействия на других, они находили полное душевное удовлетворение.
Но... затем наступила иная пора: по мере расширения дела пришлось обращаться к наемному труду, отчего характер жизни и отношений не мог не измениться к худшему; к тому же постепенно присмотрелись они, что и идейного заражения других не происходит, а неизменным лишь остается весьма прозаический процесс одних физиологических отправлений. И в конце концов получилось то, что вполне совпадает с существующими уже образцами, но далеко не соответствует первоначальным ожиданиям.
Очень может быть, что при других условиях, т.е. если бы из среды Полтавского общества выходили бы еще люди, готовые для непосредственной поддержки начавших это дело, то возможно было бы, что первоначальный тон вегетар. столовой, приняв, может быть, кооперативный характер, удержался бы, и мы имели бы теперь в Полтаве вместо мертвого шаблонного учреждения живое, одухотворенное и притом единственное во всем мире.
А пока будем мечтать или, может быть, серьезно и настоятельно желать этого, смотря по настроению каждого.
---------

Затем обсуждался прием устава Полтавского Вегетарианского общества. Проект устава был принят без возражений.
После докладов были произведены выборы, причем избранными оказались (закрытой баллотировкой): А. А. Волкенштейн - председателем, Д. И. Горшковский - товарищем председателя, Я. М. Кругликов - секретарем, членами совета - Г. Е. Балута и Ф. В. Монахов.
С. 162-171.


3.

Вегетарианское общество "Духовное Пробуждение" в Москве

Весною 1912 года в Москве возникло новое вегетарианское общество - "Духовное пробуждение", распространяющее, по уставу, свою деятельность на всю Российскую империю. Общество это обратилось ко всем сочувствующим лицам со следующим воззванием:
"Природа, создав человека, не сделала его хищником. Напротив, она наделила его потребностями, для удовлетворения которых он не нуждается в убийстве других животных, и даже инстинктивным отвращением к крови. Тысячелетия вынужденной борьбы за существование среди суровой природы и хищных зверей и вслед за тем столетия уже искусственного культа убийства религиозными, политическими и экономическими учреждениями исторического периоды заглушили этот инстинкт, но не могли убить его. И вот теперь, в эпоху освобождения духа от сковавших его тысячелетиями оков привычки и обычая, заговорил он вновь в сотнях и тысячах проснувшихся от духовной спячки людей. Почувствовав весь ужас той роли убийцы, которую человек до сих пор продолжает играть среди других населяющих землю живых существ, - они, конечно, начали с того, что отказались от личного участия в этой бойне; но вслед за тем перед нами встала задача бороться по мере сил за приближение часа всеобщего духовного пробуждения. Поэтому-то мы , желая принять участие в этой борьбе, и объединились в общество, которому дали название "Духовное Пробуждение".
Выступая на арену общественной деятельности и памятуя о том, что в пылу борьбы так легко, отстаивая частности, забыть об общем, мы дали себе слово ни на минуту не упускать из виду того, что убийство есть лишь одна из форм хищничества, и что не менее убийцы достоин имени хищника - паразит. Стремясь охранять жизнь животных, мы не должны при этом забывать о телесной и духовной жизни людей и отворачиваться от страданий последних, так как без человеколюбия вегетарианство лишено своей духовной мощи. Замкнувшееся само в себе, сделавшееся самоцелью, оно не только не признак духовного пробуждения, а, скорее, доказательство приближения вечного духовного сна - духовной смерти. Наконец, зная, что бесчисленны пути, которыми приходят люди к правде, и что бесконечно разнообразие тех способов, которыми истина преломляется в душе человека, мы одним из первых условий деятельности своего общества считаем отрицание всякой догмы и главное условие своей победы видим в свободной творческой работе и в вечной духовной жажде. Только тогда "Духовное Пробуждение" будет первой ступенью к духовному бодрствованию.
Всех лиц, сочувствующих нам, приглашаем мы к себе; их помощь и их критика, если они будут исходить из искреннего убеждения, одинаково дружески будут встречены нами".

--------

Вегетарианским обществом "Духовное Пробуждение":
1. Организованы "Дружеские беседы" для членов О-ва: а) религиозно-философские течения (искание истины) и б) вегетарианство и вопросы, связанные с ним (этика, эстетика и гигиена).
2. Подготовляется устройство в апреле 1913 г. На пасхальных каникулах в г. Москве 1-го Всероссийского Вегетарианского Съезда и Вегетарианской Выставки при нем. Адрес Бюро Съезда и выставки: Москва, Б. Никитская, 9, кв. 11.
3. Собраны и собираются адреса всех вегетарианцев, сочувствующих вегетарианству лиц, обществ, союзов, издательств и др. имеющих связь с вегетарианством.
4. Разрабатывается проект и готовится к выпуску "Справочник вегетарианца" (карманный ежегодник), с теоретическим и практическим отделами, русским и иностранным.
5. Вырабатывается проект (для обсуждения на Съезде) "Всероссийского Центрального Вегетарианского Справочного Бюро" (в Москве). Получение и доставка всех сведений по вегетарианству и вопросам, связанным с ним. Организация в провинции отдельных агентов Бюро (по городам), средоточие у них всех сведений местных. Связь и сношение Центрального Бюро с Международным Союзом Вегетарианцев.
6. Собираются все материалы и сведения о предметах домашнего обихода минерального и растительного происхождения, заменяющих предметы животного происхождения, для выставки и выдачи справок об этом всем интересующимся.

С. 171-173.



Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЗАПРЕТ ПРИТРАВКИ

История движения за права животных в России
История движения
за права животных

Всемирный день вегана: эксклюзивное интервью с основателями веганского движения в России
Интервью с основателями
веганского движения

Петиция против использования животных в цирках
ПЕТИЦИЯ
ЗАКРОЙ
ПРЕСТУПНЫЙ ЦИРК
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Безмолвный ковчег. Джульет Геллатли и Тони Уордл
Разоблачение убийцы
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ
Требуем ввести
жесткий госконтроль
за разведением
животных-компаньонов
в стране!

О "священной корове" "Москвариуме", неправовых методах и китовой тюрьме
О "священной корове" Москвариуме
неправовых методах
и китовой тюрьме

Цирк: иллюзия любви
Цирк: иллюзия любви

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках
Самое откровенное интервью
Ирины Новожиловой
о ситуации с цирками

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

О страшных зоозащитниках и беззащитных укротителях
О свирепых зоозащитниках
и беззащитных укротителях

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Звёзды против цирка с животными - 2. Трейлер
Звёзды против цирка
с животными - 2

Открытое письмо Елены Сафоновой Путину
Открытое письмо
Елены Сафоновой
президенту

«ГУНДА» ВИКТОРА КОСАКОВСКОГО БОЛЕЕ ЧЕМ В 100 КИНОТЕАТРАХ И 40 ГОРОДАХ С 15 АПРЕЛЯ
«ГУНДА» В РОССИИ

Вега́нская кухня
Вега́нская кухня

О коррупции в госсекторе
О коррупции в госсекторе

В Комиссию по работе над Красной книгой России включили... серийного убийцу животных Ястржембского
В Комиссию по
Красной книге
включили...
серийного убийцу
Восстанови Правосудие в России. Истязания животных в цирках
Безнаказанные истязания
животных в цирках

ВИТА о правах животных
ВИТА о правах животных = вега́нстве

Грязная война против Российского Движения за права животных
Грязная война против
Российского Движения
за права животных

ГОСПОДСТВО. DOMINION. Русский перевод: ВИТА - ФИЛЬМ
ГОСПОДСТВО. DOMINION
Русский перевод: ВИТА

Какой Вы сильный!
Какой Вы сильный!

Первая веганская соцреклама
Первая веганская соцреклама

Невидимые страдания: <br>изнанка туризма<br> с дикими животными
Невидимые страдания:
изнанка туризма
с дикими животными

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк:
незаконно, жестоко, опасно

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по бездушию

ЖЕСТОКОСТЬ И<br> БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ<br>
А воз и ныне там:<br> найди пару отличий 12 лет спустя
ЖЕСТОКОСТЬ И
БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ
А воз и ныне там:
найди пару отличий 12 лет спустя

Белого медведя<br> в наморднике<br> заставляют петь и<br> танцевать в цирке
Белого медведя
в наморднике
заставляют петь и
танцевать в цирке

Великобритании запретила использование животных в цирках
Великобритании запретила
использование животных
в цирках

НОТА ПРОТЕСТА
ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ
НОТА ПРОТЕСТА
Путину

Россию превращают в кузницу орков?
Россию превращают
в кузницу орков?

Вместо «золотых» бордюров и плитки в Москве - спасенная от пожаров Сибирь!
Вместо «золотых» бордюров
и плитки в Москве
- спасенная от пожаров Сибирь!

24 апреля - Международный день против экспериментов на животных
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИВИСЕКЦИИ
ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Вега́нская соцреклама
«Животные – не еда!»

Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет
Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет

Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных в Саду Эрмитаж, Москва
Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных

Друзья! Поддержите
Российское Движение
за права животных

Концерт за права животных в Москве
Концерт за права животных в Москве

Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране
Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране

Подпишите ПЕТИЦИЮ За город, свободный от жестокости!
Подпишите ПЕТИЦИЮ
За город, свободный от жестокости!
А ну-ка, отними:<br> Аттракцион<br> невиданной щедрости<br> "МЫ ловим, а спасайте - ВЫ!"
А ну-ка, отними:
Аттракцион
невиданной щедрости
"МЫ ловим,
а спасайте - ВЫ!"

Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи
Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи

ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки – объекты пожарной опасности в торговых центрах
ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки

Ау! Президент, где же обещанный закон?
Президент, где обещанный закон?

В Международный день цирка стартовал бойкот жестокого цирка
Бойкот жестокого цирка

Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)
Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)

Гитлер. Фальсификация истории
Гитлер. Фальсификация истории

К 70-летию Победы. Видеоролик Виты на стихи Героя Советского Союза Эдуарда Асадова
Ко Дню Победы
Россия за запрет притравки
Яшка

ПЕТИЦИЯ За запрет операции по удалению когтей у кошки
ПЕТИЦИЯ За запрет операции
по удалению когтей у кошки
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ:
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
Россия XXI
легализует притравку?!
Более 150 фото притравки<br> переданы ВИТОЙ<br> Бурматову В.В.<br> в Комитет по экологии Госдумы
ПРИТРАВКА
ПОЗОР РОССИИ

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
Год собаки в России
Год собаки в России
Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»
Китай предпринимает<br> шаги к отказу<br> от тестирования<br> на животных
Китай предпринимает
шаги к отказу
от тестирования
на животных

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

ЦИРК: ПЫТКИ ЖИВОТНЫХ
Цирк: новогодние
пытки животных

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер