Вегетарианский вестник, 1904 г. Как я стала вегетарианкой
Софии Сосновской, доктора медицины Парижского университета.
Сообщение во Французском обществе.
Перевод С. Норман1
Я стала вегетарианкой восемь с половиной лет тому назад. Проболев очень долго, испробовав без успеха всевозможные лечения, я перешла, наконец, на вeгетарианский, а потом на фруктовый режим, и ничего не могу желать лучшего.
Я уже напечатала в 1897 г. мои личные наблюдения о влиянии вегетарианства на мое расшатанное здоровье через шестнадцать месяцев, и вкратце повторю это снова.
Наследственность – отец умер сорока шести лет от грудной жабы, страдал ревматизмом. Мать – очень здоровая, немного нервная.
Все мое детство я пользовалась прекрасным здоровьем, была крепкая, живая, веселая, очень трудолюбивая. Кроме тифлита (воспаление слепой кишки) повторявшегося четыре раза от одиннадцати до восемнадцати лет, у меня не было никаких болезней. Около восемнадцати лет, много занимаясь медициной, я стала иногда страдать легкими мигренями.
По окончании курса, я поселилась в Париже и начала практиковать в 1889 г. Тут я работала по двенадцать часов в сутки, почти без движения, без воздуха и без перерывов для отдыха. На моем здоровье начала отзываться чрезмерная работа, а после трех лет такой жизни оно совершенно расшаталось. Вот в каком положении я была в 1892 г.:
Полное отсутствие аппетита, тошнота, мигрени ежемесячно, невозможность ходить и стоять, страшное утомление, особенно по утрам, постоянное ощущение обморочного состояния. Я не могла ни читать, ни писать, раздражалась от каждого пустяка, не могла оставаться одна в комнате, не могла пройти по площади (боязнь пространства), не спала по ночам. Это состояние обострялось за неделю до менструаций, доходило до максимума, а потом ослаблялось.
К неврастении присоединились ревматические боли. При малейшей перемене погоды я страдала ужасно, особенно по ночам, и не могла сомкнуть глаз. Боли сосредоточивались, главным образом, в верхней части тела; страшные мигрени с шумом в ушах и биением в висках; темя и затылок тоже болезненны; боли в руках, левая кисть и пальцы искривлены и изуродованы. Болезненные симптомы грудной жабы, боли в левой руке и пальцах, в ключице, между лопатками и в правом подреберье.
Уже три года, как у меня начал расти зоб с правой стороны.
Два раза в год у меня делался насморк, переходящей в бронхит с кровохарканием, который продолжался по нескольку месяцев и начинал тревожить моих близких. Выглядела я очень плохо: лицо желтое, глаза ввалились, я осунулась, лицо грустное, страдальческое, волосы сильно выпадают, язык красный, рот сухой, десны напиты кровью, руки изуродованы, ноги слегка отекли, на правой ноге растяжение жил и я принуждена ее бинтовать.
Я пробую все лечения и различные режимы.
Прежде всего, усиленное питание, а для возбуждения аппетита пила мальц –экстракт (вытяжка из ячменного солода) и старое бордо. Затем перехожу на питание исключительно мясное: три раза в день говядина и, кроме того, мясной сок с яичными желтками. Никогда не ощущая голода, я почти не ела ничего другого.
Лечилась я, прежде всего, водой, потом электричеством, потом массаж рук и головы и растирание тела. Две зимы подряд я ездила ненадолго на юг, провела целое лето в Понтрезине (Pontresina) и целый сезон в Руайя (Royat). Все это без всякой пользы или с очень кратковременным улучшением. Здоровье мое стало так плохо, что я ни одного дня не чувствовала себя сносно. Анализ урины показал избыток кислот, щавелевокислые осадки, немного белка, слизь, пептоны и недостаточное количество урины.
Анализ крови показал половинное содержание гемоглобина.
Наступила беременность. В конце второго месяца, вследствие сильнейшей мигрени, я принуждена была пролежать сутки, а через несколько дней сделались запоры, кровотечение, и чуть не произошел выкидыш.
Я все сильнее расхварывалась и перешла на вегетарианский режим. С этого времени все болезненные явления стали понемногу исчезать. Мигрени никогда больше не появлялись; ревматические боли, ложная грудная жаба, зоб, бессонницы, припадки неврастении, все прекратилось. Через пятнадцать месяцев я чувствовала себя превосходно. Прежде я постоянно зябла (неврастеники и артритики любят тепло, боятся холодного воздуха и холодной воды); теперь мне всегда тепло, я выхожу во всякую погоду, и зимой и летом сплю с открытыми окнами.
Мое питание заключается в следующем:
Утром – овсяная каша на воде или на молоке, Гремовский хлеб, фрукты.
Завтрак – два сорта овощей (один мучнистый, преимущественно чечевица), фрукты, хлеб; на питье – вода.
В четыре часа – хлеб, фрукты (предпочтительно яблоки).
Вечером – суп из овощей, какой-нибудь салат, фрукты.
По количеству пищи я ем немного, но никогда не чувствую себя слабой. После завтрака я не ощущаю ни слабости, ни тяжести, ни сонливости, ни усталости, как прежде.
Громадное улучшение, или, вернее, полное прекращение болезненных симптомов совпало со значительными изменениями в составе крови и урины: то и другое почти нормально для Парижа.
Вот что я писала почти шесть лет тому назад, после пятнадцати месяцев вегетарианского режима, а теперь, когда я уже восемь лет вегетарианка, я пользуюсь прекрасным здоровьем.
Что значит иметь хорошее здоровье?
Это значит: не страдать никаким органом, не иметь головных болей, не замечать пищеварения, не иметь ни поноса, ни запора, не быть ни грустным, ни раздражительным, переносить одинаково и холод и жару, никогда не чувствовать усталости, даже работая много, и, наконец, хорошо спать.
Чтобы достигнуть этого, надо быть умеренным. Этот совет относится, в особенности, к артритикам. Они должны есть очень мало, как это доказал д-р Паско. А я пойду еще дальше и скажу, что артритики и неврастеники должны, прежде всего, быть фрукторианцами. Им не нужно ни яиц, ни мучного, ни хлеба, а тем более мяса. Главной пищей артритика должны быть фрукты, во-первых, потому, что они легко перевариваются, во-вторых, потому, что содержащейся в них сахар дает максимальное количество теплорода.
Питанием артритика утром должны быть фрукты, виноград, апельсины, яблоки и всесезонные фрукты.
На завтрак – зеленые овощи (водянистые), очень мало приправленные маслом и солью, и фрукты.
На обед – суп из овощей и фрукты. В течение дня, если есть хочется, тоже фрукты.
Я лично съедаю в день около 1 кило зеленых овощей, 10–12 апельсинов и столько же яблок. В сезон красных плодов или персиков, я съедаю их около 2-х кило, 1 кило зеленых овощей без хлеба и ничего другого.
Я веду очень деятельную жизнь, много хожу и делаю гинекологический массаж десяти или двенадцати больным ежедневно. Многие из моих больных перешли на такой же режим, как я и вполне им довольны.
Многие воображают, что вегетарианская пища укрепляет менее мясной, поэтому вегетарианцы вначале впадают в большую ошибку, увеличивая количество мучнистых продуктов, как чечевица, белые бобы, хлеб, что в чрезмерном количестве может повести к расстройству пищеварения. Только постепенно научаются питаться, при сокращении мучнистых продуктов и замене их фруктами, все болезненные явления быстро исчезают.
Вегетарианцев укоряют в том, что они бледны, худы, вообще плохо выглядеть. Действительно, вегетарианцы и фрукторианцы не бывают ни толсты, ни румяны, но они здоровы, а это главное. Но дети, выросшие на этом режиме, имеют отличный, цветущий вид.
1. «La Reforme Alimentaire». Organe des Societes Vegetariennes de France et de Belgique. 1903 г. № 7.
|