Вегетарианский вестник, 1904 г. Способ без труда отвыкнуть от мясной пищи
Рудольф Сатурниус Роттер
Перевод с немецкого С. Норман.1
Ввиду очень распространенного мнения, что отвыкнуть от употребления мяса составляет подвиг, прямо непосильный многим, я хочу указать способ бросить мясное питание без всякого затруднения и в очень короткий срок. Способ этот я успешно испытал на себе и советую всем, предполагая, конечно, твердое желание, без которого, как говорит Шопенгауэр, и со стула не встанешь. Чем крупнее дело, тем больше, понятно, требуется и воли.
Года два тому назад, я нажил себе изрядный катар желудка питьем очень холодного пива. Пользующий меня врач приказал мне, между прочим, есть мясо не больше одного раза в день, и я ел его за обедом. Замечая, что мне лучше, и признав также неправильность употребления мяса вообще, я решил не есть его и за обедом. Но мои желудочные нервы были слишком привычны к неестественному возбуждению, и на мне плохо отразилось полное лишение мяса и особенно мясного навара; я стал опять есть мясо раз в день. Но совесть не давала мне покоя, постоянно напоминая, что и минимальное употребление мяса стоит жизни бесконечному количеству бессловесных созданий; в крайнем случае, можно пользоваться ими как рабочей силой, но подвергать их мучительной смерти для поедания - грех и вопиющая несправедливость. Я не мог проглотить куска мяса, не думая об избиении несчастных животных, а из окон моей комнаты я видел каждый день, как их гнали на бойню. Чтоб отделаться от этого тяжелого чувства, я хотел, конечно, как можно скорее бросить мясную пищу, и стал придумывать, как бы соединить это стремление с состоянием моего желудка. Я нашел это средство в постепенном уменьшении и ослаблении возбуждения. Мяса я ель все меньше, а мясной навар разбавлял водой, к ужасу моей матери.
Недель через семь я достиг полного успеха – желудок чувствовал себя прекрасно без всякого мяса. Я стал постепенно поправляться, выглядел отлично, желудок и кишки функционировали безукоризненно, тогда, как прежде мне часто приходилось прибегать к разным дорогим слабительным – одним словом я точно переродился нравственно и физически. (Бледность некоторых вегетарианцев зависит, я думаю, в значительной степени от избытка еды; чем правильнее придерживаться минимального количества еды, тем лучше). Пусть говорят мне теперь, что мясо необходимо для здоровья и вообще для существования; на это я скажу только: «Попробуйте, а потом говорите. Опыт выше всех теорий!» Теперь мне даже смотреть на мясо противно, а есть его, наверно, вызвало бы тошноту. Этого я и представить бы себе не мог прежде, когда, благодаря доброму примеру близких, никогда не задумывался над зверством мясоедения. Мне кажется, будто я никогда не ел мяса, – значит, тут все дело в привычке.
Следовательно, чтоб бросить мясную пищу, надо только отучить желудочные нервы от возбуждающей пищи; время, необходимое для этого, зависит от степени возбужденности желудка, но, при желании, это достигается довольно быстро.
При воздержании от мяса, у меня само собой прошла потребность в спиртных напитках; поэтому всем желающим отвыкнуть от алкоголя, я настоятельно советую прежде бросить мясо. Оно возбуждает жажду, а так как после жирного воду пить и вредно и неприятно, мясоеду приходится насильственно воздерживаться от спиртных напитков, что очень трудно, как я на себе испытал в свое время.
Заговорив о привычке, я могу привести несколько строк из недавно появившейся брошюры «Отчего индусы вегетарианцы?», чтоб показать, как велика сила привычки, и как она может удалить человека от естественного питания. В брошюрке говорится, между прочим:
«Зачем едим мы мясо животных? Разве это нужно для нашего питания? Нет. Те же питательные вещества дают овощи, плоды, злаки и стручковые плоды. Так мы едим мясо для здоровья? Нет. Вегетарианцы, обыкновенно, здоровее мясоедов. Так зачем же едят мясо? По привычке, передающейся из поколения в поколение, по предрассудку и по незнанию. Туземцы в Австралии питаются отвратительными червями и пресмыкающимися. В Индии есть туземное племя, живущее в горах, которое с наслаждением поглощает ядовитых змей. Неужели можно сказать, что это составляет естественную пищу человека? С помощью кулинарного искусства человек может все съесть, но разве из этого следует, что он по природе всеядный? Правда, коровы едят рыбные отбросы, лошадей можно приучить есть говядину, а медведей - курить табак; обезьяны очень легко привыкают к чаю, кофе и вину. Но неужели такие искусственно привитые привычки доказывают, что мясо составляет естественную пищу человека? Конечно, нет. Естественную пищу человеку дают овощи, плоды, орехи, злаки, которые произрастают на земле».
Что чувствительные дамы, не смущаясь, кушают мясо, объясняется, я думаю, только тем, что они не представляют себе, какое огромное, ужасающее кровопролитие влечет за собой бессердечная привычка поедать ежедневно трупы животных. Если б эти дамы увидали, что происходить на бойнях, им опротивела бы эта кровавая пища, у которой только утонченное кулинарное искусство отнимает отвратительный, отталкивающий вид. Этот убой, в котором ответственно виновен каждый человек отдельно, скоро прекратился бы тогда; но теперь ему нельзя ждать скорого конца, пока люди не видят в этом вопроса совести, и не восстают всеми силами против безнравственности, несправедливости и антирелигиозности мясной нищи. Ведь совесть должна бы подсказывать мясоедам, когда они велят заколоть теленка, которого недавно еще ласкали, что они виновны в ужасной смерти несчастного, бессловесного создания.
Пусть дамы, нередко безутешно оплакивающие смерть какой-нибудь птички, подумали бы, покупая и приготовляя мясо, что оно не растет ни на земле, ни на деревьях, а сопряжено с мучительной смертью животных, так же чувствующих, как и мы.
Признаюсь, будь я на месте представительниц прекрасного пола, мне было бы стыдно так спокойно ворочать куски тел убитых животных в мясных лавках и в кухне. Я убежден, что если б женщины ясно представили себе ужасные последствия потребления мяса, их сознание пробудилось бы, и они изгнали бы его из меню своего семейства. Женщины и девушки, подумайте, что от вашего содействия зависит, главным образом, изъятие мяса из общепринятого питания! Сознайте ваше высокое назначение! Ваш добрый пример не останется без подражания.
В данном вопросе нельзя прикрываться ошибочным мнением, что один человек ничего не значит. В каждом стремлении важны именно единичные примеры, вызывающие подражание, так как толпа состоит из единиц, и если они не шагнут, толпа никогда не двинется. Если б преобразователи ждали указаний толпы, они не сделались бы преобразователями. Значит, никому не нужно ждать другого, а следует самому исполнять свой долг. Как часто приходится слышать: «Сколько я съедаю мяса, то в расчет идти не может!» При этом не думают, что надо убивать тысячи животных ежедневно, если миллионы людей съедают каждый день по крошечному кусочку мяса. Ведь, именно эти крошечные, безобидные кусочки и поддерживают существование боен, являющих такое грустное доказательство общей нравственной некультурности. Об участи того или другого ремесла, когда мясо выйдет из употребления, тоже нечего заботиться; об этом не спрашивали, когда применяли разные новые изобретения, и все естественно улаживалось само собой.
Главное, важно, чтоб был положен конец ненужному, греховному питанию, многими, конечно, из чисто этических побуждений; первый шаг всегда труден, но когда он сделан и убеждение укоренилось, то благородная цель безубойного питания достигается легко, что я могу засвидетельствовать по опыту. Я быль бы искренно рад, если б люди, серьезно желающие отвыкнуть от мяса по предложенному мною способу, откликнулись мне – я увидал бы тогда, что этические соображения, высказанные мною, нашли сочувствие, что и было целью этой заметки.
1. Из «Vegetarische Warte»
|