Вегетарианский вестник, 1904 г.
«О правах животных»
(по поводу книги П. В. Безобразова)
А. Козицкий-Фидлер
Недавно вышла в свет книга под приведенным заглавием, о которой мы не смеем умолчать, так как такие книги являются отрадным и притом весьма редким явлением. Это не роман, не научное исследование, не история – это, если хотите, пропаганда милосердия, это голос доброго, вдумчивого человека к доброму сердцу читателя.
Но как это много, как редки люди, которые не идут за толпой, не кадят ее дурным инстинктам, не пишут и не говорят для рынка, не ищут популярности или наживы.
Быть самому добрым и воспитывать доброту и милосердие у других, это свойство высшей души, это подвиг в сфере морали, подвиг в наши суровые дни спекуляции.
Книга П. В. Безобразова взывает о защите «малых сих»: тех существ, которые находятся в рабстве и бесконтрольном подчинении человека, которых мы имеем право и возможность есть, истязать и всячески эксплуатировать; тех, которые не имеют ни права, ни силы, ни воли, ни даже голоса в самозащиту.
Поэтому книгу эту надо читать, а ее автора чтить за смелый и великодушный почин.
Я не знаю, состоит ли он членом Общества покровительства животных, но я знаю, что в этом благородном учреждении книгу г. Безобразова надо было бы поставить па видном месте, как поучительный пример выполнения долга отзывчивой души, как пример, достойный самого широкого подражания, как прекрасную иллюстрацию и программу деятельности «общества», как рекламу гуманитарных целей человека и, наконец, как продукт высших стремлений души человеческой. Ибо защита беззащитного, воистину, святое дело.
Мы считаем вполне уместным дать отзыв о труде г. Безобразова на страницах «Вегетарианского Вестника» потому, что журнал наш, пропагандируя безубойное питание, естественно стоит на стороне защиты убиваемых для еды животных, является естественным агентом Общества покровительства животных.
Подробный разбор книги завел бы нас слишком далеко, ибо на каждой странице мы находим чистые перлы ума и сердца.
В своем предисловии автор говорит:
«В мире много страдания. Страдают все живые существа, люди и животные, и по своей вине, и без вины.
Смысл нашего земного существования до сих пор никем не понят и не выяснен окончательно. Но не подлежит сомнению, что человеку, как существу одаренному высшим разумом, надлежит уменьшить страдания, разлитые по земле».
Я не могу воздержаться от искушения, чтобы эту краткую заметку не окончить заключительными строками книги г. Безобразова:
«…Людоед находит, что зарезать и скушать чужого человека очень приятно. Древний варвар с наслаждением запускал меч в сердце врага, но готовить из него жаркое он не соглашался. Зачем, говорил он, есть человеческое мясо, когда можно зажарить быка или барана.
Наступит другое время и человек скажет: никого и никогда нельзя убивать. Зачем поедать телят и цыплят, когда существует хлеб, фрукты и другие растения. Противно есть куски мяса, обагренные кровью».
И далее: «Если бы мы с детства не знали другой пищи, кроме растительной, мы ужаснулись бы при виде человека, поглощающего окровавленный труп животного.
Мясоедение – это тоже некоторая ступень варварства, видоизмененное людоедство, от которого надо освободиться как можно скорее. До этого желательного состояния человечество дойдет, когда в нем разовьется новое нравственное чувство отвращения к пролитию всякой крови, к убийству живого существа вообще. В сознание людей должна проникнуть мысль, что всякое живое существо имеет одинаковое с нами право на существование, что не только убийство человека, но и убийство быка или барана есть грех и преступление».
Все страницы «Вегетарианского Вестника» мне пришлось бы занять одними выдержками из прекрасной книги г. Безобразова, и потому мне с сожалением приходится поставить точку и закончить все-таки словами автора:
«Когда усовершенствуется наша совесть, нам совестно будет истязать животных и противно станет насыщать свою утробу кровавыми кусками, добытыми при помощи преступления».
|