Вегетарианский вестник, 1904 г. Задачи Вегетарианского Общества1
Проф. А. Воейков
Я задался следующим вопросом: что могут сделать как наше общество, так и отдельные члены для нашего дела? Вопрос очень обширный и я на первый раз раскрою для вас немногие стороны дела, чтобы не утомить и дать достаточно времени на обсуждение.
Убойное питание так распространено в высших и средних классах, что всякий вегетарианец поневоле обращает на себя внимание и становится, опять же не по своему желанию, пропагандистом принятого им образа жизни. Малознакомые с нами «скотоеды» ограничиваются немногими вопросами и суждениями, боясь надоесть и стать невежливыми, но в душе считают нас несколько «ненормальными» людьми, выражаясь вежливо. От близких людей труднее отделаться: они часто стараются спасти нас от образа жизни, по их мнению, угрожающего нашей жизни, или, по крайней мере, здоровью. Поэтому приходится отстаивать вегетарианство и, по примеру известных стратегов, от защиты переходить к нападению, т.е. стараться показать собеседнику, что не наш, а его образ жизни неправилен и должен быть изменен. Вегетарианец может уйти от споров о безубойном питании, только если ведет совершенно отшельническую жизнь; если же у него есть отношения со «скотоедами», и особенно если есть между ними близкие ему люди, то уже «назвался груздем, ползи в кузов».
Конечно, большинство из нас идет далее, и желало бы просветить других, доказать им преимущества нашего образа жизни. Вопрос в том, как лучше это сделать.
I. Встречаясь с людьми, обычно их приветствуют так: «здравствуйте», т.е. «будьте здоровы». Такие приветствия существуют и на других языках, и в них выразилась народная мудрость, по крайней мере, в том смысле, что здоровье считается великим благом. Для нас же, вегетарианцев, быть здоровым или, по крайней мере, стремиться к здоровью – первая обязанность уже потому, что улучшение нашего здоровья – лучшая реклама в пользу безубойного питания, а ухудшение его обратно может отвратить многих от принятия нашего образа жизни. Об этом нам нужно подумать, по крайней мере, тем из нас, которые относятся к вегетарианству серьезно, а не смотрят на него, как на преходящую затею, которой сегодня побаловался, а завтра бросил, потому что надоело. Такие люди, конечно, есть, но смею думать, их среди нас очень и очень мало. Но, однако, думает ли это огромное большинство вегетарианцев о своем здоровье, понимает ли, как оно важно, заботится ли о нем? Что же мы видим? Разве между вегетарианцами мало людей излишне худых, или слишком толстых, бледных, одутловатых лиц, нервности в высокой степени и многого другого, чего не должно быть? Знаю, что есть блестящие исключения, мы их видим и здесь, но умная французская пословица говорит, что исключение лишь подтверждает общее правило. Обвиняемые вегетарианцы, конечно, могут многое сказать в свою защиту, т.е. в объяснение своего плохого здоровья. Наследственность, неправильное в физическом отношении воспитание дома и в школе, неправильный образ жизни до принятия безубойного питания, наконец, вредные условия городской жизни и переутомление от умственного труда. Все эти неблагоприятные условия существуют и отчасти объясняют плохое здоровье многих вегетарианцев, однако в очень многом плохое здоровье зависит от того, что мы недостаточно заботимся о нем. Особенно вредными я считаю два заблуждения вегетарианцев, находящихся в этом отношении под влиянием взглядов и понятий окружающего нас общества.
А) у нас существует слишком низкое понятие о здоровье. Если у человека нет какой-нибудь определенной болезни, носящей латинское название, часто на ит (бронхит, плеврит, аппендицит, тифлит), если нам не приходится глотать произведения латинской кухни и каждое лето ехать «на поправку» на какие-нибудь воды, то мы считаем себя здоровыми. Головные боли, мигрени, дурное расположение духа, особенно утром, неохота к занятиям, нервность, пока она не достигла очень сильной степени и не заставила обратиться к специалисту-врачу, расположение к простудам и вирусам, все это, многие думают, ничего, все это как должно быть. Человек, подверженный этому, считает себя здоровым вообще и больным только в те дни, когда у него вирус или что-нибудь подобное. Болезнь считается чем-то посторонним, входящим в человека, а не результатом его неправильного образа жизни. Недалеко мы ушли от народных понятий о сестрах-трясовицах, производящих лихорадку, или от сибирского инородца, призывающего шамана, чтоб он выгонял болезнь. Несомненно, что и большинство вегетарианцев, подчиняясь общепринятым понятиям, также судит о здоровье и считает себя здоровым, когда испытывает «только» эти обычные явления
Б) многие до сих пор считают полное здоровье несовместимым с умственной жизнью, признаком грубости. Они думают, что вполне здоровы лишь какие-нибудь толстые, румяные мясники, или тяжелые атлеты, поднимающие огромные тяжести. Все это – пережиток прошлого и недоброго прошлого. Я еще помню то время, когда барышни, особенно студентки, пили уксус и ели мел и грифель, чтобы быть «интересно» бледными, а модные дамы должны были иметь «des vapeurs» (это слово непереводимо на русский язык: подразумеваются нервные и истерические припадки, головные боли ит.д.). Все это потому прошло, что нездоровье – настолько общее явление, что щегольнуть им уже нельзя. Что касается до здоровья многих толстых и краснощеких людей и тяжелых атлетов, то исследования врачей и гигиенистов, показали, что тяжелые атлеты уродливо развивают некоторые группы мускулов в ущерб другим, в ущерб особенно сердцу, и обыкновенно недолго занимаются своим ремеслом, а часто и недолго живут. Иное дело – легкие атлеты, всесторонне развивающие свои мускулы. Такое всестороннее развитие полезно для здоровья и не только совместимо с умственным трудом, но и полезно для него; оно же дает красоту тела, вместе уродливых мускулов тяжелого атлета.
Вообще, часто предполагавшаяся прежде противоположность между телесным развитием и умственным трудом оказывается несправедливой. Умственный труд для людей, привычных к нему, не только не вреден, но полезен для здоровья: конечно, труд правильный, умеренный, без лишних порывов.
У нас любят ссылаться на переутомление умственным трудом, как на объяснение нашего плохого здоровья, излишней нервности, ранней старости и смерти. Ссылаются на это и вегетарианцы. Не стану разбирать вопрос о переутомлении учащихся, а возьму лишь людей вполне взрослых, окончивших учение.
В данном случае, если и есть переутомление, то не потому, что мы много работаем, а потому, что и работаем бестолково, и вообще живем бестолково.
Посмотрите, как долго живут, как бодро работают до глубокой старости ученые и государственные люди Западной Европы, а ведь они едят мясо, пьют спиртные напитки (из недавно умерших в глубокой старости ученых и государственных людей Западной Европы один Шеврель совсем не пил вина и других крепких напитков, он дожил до 103 лет), в большинстве курят, живут в городах. Почему же они так долго сохраняются? Потому, что ведут правильный образ жизни, работают хотя и много, но в меру, не надрываясь, не волнуются, не нервничают.
Почему же нашим вегетарианцам не работать хотя так же много, и не сохранять способности к работе так же долго, и даже дальше? Ведь мы знаем, что воздержание от мяса полезно для здоровья; затем, почти всегда вегетарианцы теряют вкус к крепким напиткам: вот уже у нас два больших козыря против них. Почему же, однако, столько далеко не здоровых вегетарианцев у нас?
Большинство не понимает, что мало отказаться от мяса, а нужно вообще разумно устроить свое питание. Иные едят слишком много, другие слишком мало, особенно белков, иные впадают в ту и другую ошибку за раз, т.е. едят пищу объемистую, неудобоваримую и бедную белками. У многих ли вегетарианцев найдется хороший, цельный хлеб, особенно смолотый и испеченный дома? А ведь хлеб – одна из основ питания. Многие ли вегетарианцы воздерживаются от крепкого чая или кофе? А вне области питания дело обстоит еще хуже. Курение, притом русское неумеренное, долгое сидение в воздухе, испорченном табаком, вообще пренебрежение чистым воздухом, поздние часы, работа исключительно ночью, мало движения, вот что слишком часто встречаем у вегетарианцев. Можно ли удивляться, что при таких условиях здоровье неудовлетворительно, что работа идет порывисто и неровно, утомление от нее велико, а результаты незначительны?
Мы все не можем быть здоровыми: грехи родителей и собственные до изменения образа жизни иногда ложатся слишком тяжелым бременем, но мы обязаны стремиться к здоровью, и в огромном большинстве случаев можем его улучшить не мало. Если «скотоеды» указывают нам на наше неполное здоровье, мы должны быть в состоянии ответить: «Да, прошлого не вернешь, полное здоровье для меня невозможно, но в последние годы мое здоровье улучшилось, и я надеюсь на дальнейшее улучшение, а вы можете ли сказать то же о вашем? Не идете ли вы вниз, пока я поднимаюсь, и не сравняемся ли мы скоро, если оба будем жить, как живем теперь?»
Настаивая на том, что мы должны заботиться о здоровье, я, конечно, подразумеваю не боязнь воздуха, постоянное опасение микробов, постоянное обращение к лекарствам, одним словом, не жизнь, описанную в «Плодах Просвещения», а бодрое, разумное закаливание, одним словом те заботы о здоровье, о которых вы не раз слышали в Обществе сообщении д-ра Зеленкова, Вегетарианки и Е.Ю. Рейнке. Многие ссылаются на недосуг: у меня столько дела, что некогда и думать о здоровье, не то, что тратить время на гимнастику, воздушные купанья ит.д.». А сколько времени при таком образе жизни пропадает в дни формальной болезни, а также когда чувствуется недомогание и неохота к труду, да каково качество труда у человека, в сущности, постоянно больного? Дежурить в канцелярии и переписывать бумаги такой человек может, а к настоящему умственному труду он способен лишь под влиянием возбуждающих средств (чая, кофе, курения, вина ит.д.).
II. Затем нам предстоит обширная деятельность в области анализа пищевых продуктов, распространения и удешевления еще мало известных и заслуживающих внимания опытов питания. Существует немало анализов пищевых продуктов, определяющих количество их важнейших составных частей: белков, углеводов (крахмала, сахара, жиров), солей, воды. Но все-таки их недостаточно, не хватает некоторых, очень распространенных у нас продуктов. Очень важно иметь анализы, как покупных продуктов, так и продуктом в том виде, в каком их потребляют, например, и сырого, и жареного мяса, пшеницы или ржи, муки и хлеба из них, круп и каш ит.д. Особенно изменяется количество воды: например, в сыром мяче ее больше, чем в жареном, в хлебе и каше больше, чем в муке и крупе. Определение воды в покупных продуктах имеет немалое значение с экономической точки зрения: например, покупающий мясо получает совершенно даром от 70 до 75% воды, зато не более 20% белковых веществ обходятся очень дорого.
Опытов питания было произведено много, но большинство их страдает односторонностью, т.е. обращали внимание главным образом на переваримость того или другого продукта, а не на всестороннее его влияние на силы и здоровье человека. По моему мнению, опыты питания должны сопровождаться всесторонним медицинским исследованием субъектов, над которыми производятся опыты, а также пробой силы посредством динамометров и разных физических упражнений. Победы вегетарианцев в разных состязаниях (например, ходьбе и езде на велосипедах), особенно если они продолжительны, и сравнительно малая усталость дают сильную надежду, что подобные опыты будут торжеством для безубойного питания. Им подвергались люди, привыкшие к мясу и крепким напиткам. Очевидно, что для них растительная пища оказалась менее удобоваримой, чем мясная.
Результаты новых анализов пищевых продуктов и опытов питания следовало бы оглашать не только в нашем обществе и Вегетарианском Вестнике, но делать сообщения и в других Обществах, особенно в Обществе Охраны Народного Здоровья, как имеющем более обширный круг занятий, чем чисто медицинские общества, и печатать результаты в журналах этого Общества, а также в общей печати.
В нашем Обществе поднимался вопрос о том, не следует ли нам открыть вегетарианскую столовую, или так или иначе способствовать этому.
Вопрос в том, для кого такая столовая назначается? Если для одиноких вегетарианцев, то их не так много, и город слишком велик, так что одной столовой ограничиться нельзя, а посетителей будет мало.
Иное дело вегетарианская столовая в центре города, которая привлекала бы и не вегетарианцев, давая чистое помещение, здоровую, дешевую и вкусную пищу. Такая столовая служила бы пропагандой нашего дела, и Обществу и его членам следовало бы всячески поддержать такие столовые. Большое число посетителей некоторых кофеен, где убойная пища играет очень небольшую роль, показывает, что дело можно поставить на ноги при умении. При таких столовых должна бы быть и продажа некоторых вегетарианских продуктов питания, особенно еще мало известных у нас, и которые поэтому в других местах нельзя найти.
Дело в том, что в последнее время за границей появились новые продукты питания из молока и орехов, очень богатые белками и удобоваримые. Особенно отличаются в этом отношении Соединенные Штаты. Сотни тысяч людей потребляют их, не отказываясь пока от мяса, но уменьшая его потребление и постепенно приучаясь к мысли, что прекрасно можно жить без мяса, жить притом дешево и быть здоровым.
У нас большинство этих продуктов неизвестны, и весьма желательно похлопотать об их присылке из-за границы, а позже, может быть, и о производстве их дома.
III. Наше дело неизвестно огромному большинству русских людей и, к сожалению, я не ошибусь, высказав мнение, что многие вегетарианцы у нас не знают о существовании нашего Общества и Вегетарианского Вестника. Поэтому очень важно, чтобы сведения о вегетарианстве вообще, а в частности о нашем Обществе и журнале проникали в общую и медицинскую печать. Статья г. Эльпе в «Новом Времени» о вегетарианстве и «Вегетарианском Вестнике», наверно, обратили внимание многих на наше дело, и эти многие ранее или ничего о нем не знали, или имели самые смутные и неверные понятия.
Поэтому вы, я думаю, согласитесь со мною, что долг каждого из нас – распространять сведения о вегетарианской печати, а так же и в разных обществах. Далее об этом говорить не буду, тем более, что наше Общество само по себе пока немного может сделать, а могут его члены, каждый сам по себе.
Что же касается собственно вегетарианской литературы, то она у нас очень нова и потому не успела еще приобрести вполне определенной физиономии. Нелишне потому указать на некоторые недостатки вегетарианской литературы в странах, где она и старее и распространеннее, чем у нас, указать, как примеры того, как не нужно делать.
Немалая доля английской вегетарианской литературы имеет характер т.н.tracts – слово непереводимое. Track – слащаво-поучительная брошюра, в роде тех, которые и у нас иногда попадаются и назначаются для народа и для детей. В Англии и других англо-саксонских странах такие tracts распространяются миллионами – даром или за очень небольшую цену. В них особенно повинны разные протестантские секты, а также и антиалкогольное движение. До некоторой степени к этому же роду относится много, что печатают вегетарианские общества. Все удачи старательно отмечаются, причем берется все без проверки, а неудачи старательно замалчиваются. Каковы, например, сведения о пище разных народов, показывает следующий пример, извлеченный из одной из лучших книг подобного рода. Рассказывается, что пища русского чернорабочего – фунт черного хлеба и небольшое количество чеснока в сутки.
С необычайной резкостью высказался против таких приемов Майльс, недавний вегетарианец, сделавший так много для нашего дела в англо-саксонских странах. Он утверждает, что вегетарианская литература приобрела очень нелестную репутацию в Англии, и даже само слово “vegetarian” должно быть заменено другим. В последнее время много дельного без всякой примеси tracts пишется и в Америке.
Нам и подавно нужно писать правду, всю правду и ничего, кроме правды. Неудач не нужно скрывать уже потому, что при внимательном исследовании обычно можно найти причину, почему она произошла; к тому же «шила в мешке не утаишь»: у нас много недоброжелателей, и они сумеют найти вегетарианцев, здоровье которых ухудшилось, и представить дело в неверном освещении. Поэтому нам наряду с удачами нужно печатать и о неудачах, конечно, не в виде голых фактов, а стараясь возможно точно исследовать причины. В большинстве случаев окажется, что в неудачах и причинах, мы принесем большую пользу другим начинающим вегетарианцам, терпящим неудачу по той же причине.
IV. Помимо вегетарианцев существуют другие общества и учреждения, имеющие целью коренные реформы человеческой жизни. У нас получило большое распространение и содействие правительства движение против злоупотребления крепкими напитками. Правительственные учреждения этого рода – попечительство о народной трезвости, к сожалению, рекомендуют только воздержание от опьянения, не вооружаясь против умеренного употребления даже водки. Частные учреждения пошли далее и стоят за полное воздержание от крепких напитков.2
Мы имеем общую почву с такими учреждениями. Наше движение может оказать им большую пользу, т.к. доказано, что вегетарианцы теряют склонность к крепким напиткам. С другой стороны, движение против крепких напитков гораздо распространеннее нашего, и поэтому нам полезно сблизиться с большим количеством людей серьезных, убежденных, понимающих значение вопросов питания и осознающих вредные стороны общепринятого питания. Поэтому сближение с подобными обществами и учреждениями очень полезно для дела вегетарианства и его распространения в России. Здесь опять обширное поле деятельности для членов Общества: нужно знакомиться с людьми, стоящими во главе движения против пьянства, посылать им вегетарианские издания, делать сообщения в обществе и учреждениях, имеющих целью борьбу с алкоголизмом и т.д.
Укажу еще на среду, сближение с которой для нас очень полезно – врачей-психиатров. Есть факты, указывающие на вред мясной пищи для душевнобольных. Нельзя ли побудить психиатров сделать опыты?
Далее нужно упомянуть о движении в пользу т.н. природных способов лечения. У нас это движение еще очень ново, и т.к. о нем нередко говорилось в нашем Обществе, то сущность дела вам достаточно известна.
У нас стали возникать санатории для лечения солнцем, воздухом, водой и т.д., и мы можем иного сделать для их поддержания, а так же для распространения наших взглядов. Эти санатории не исключают убойного питания, иначе они имели бы слишком мало пациентов, но, посещая их, мы можем стараться распространить там наши взгляды. Сближение идет быстро: здоровье – главная тема разговоров между пациентами, поэтому пропаганда вегетарианства облегчается.
С другой стороны, посещение санаториев, в которых есть хороший вегетарианский стол, полезно особенно для начинающих – они многому могут научиться, как в области собственного питания, так и других сторон гигиены. Вооруженный таким опытом, начинающий вегетарианец избежит многих ошибок, вредящих здоровью многих из нас.
Если санаториев у нас будет больше, чем сейчас, то возникнет и специализация, и в некоторых из них совсем не будет убойной пищи, - такие уже в Германии, но и там они основались недавно.
V. Большинство членов нашего общества и вообще вегетарианцев – люди уже не молодые. Конечно, и самые старые люди между нами – далеко не лишние, но еще важнее – привлечение молодежи и детей к нашему образу жизни.
Рассмотрим три категории:
1. Молодых вегетарианцев по убеждению.
2. Сильных, здоровых, молодых людей, занимающихся разным спортом и играми.
3. Людей, с детства не евших мяса.
Вегетарианство по убеждению существует между молодежью по крайней мере с 70-х годов. Многие связывают это явление исключительно с именем гр. Л.Н. Толстого, но это несправедливо. Вегетарианцы между молодежью были и в 70-х годах, когда граф Толстой еще не был вегетарианцем, затем и позже можно указать, например, на Влад. С. Соловьева, которого уже никто не назовет последователем гр. Л.Н. Толстого.
Кажется, теперь меньше вегетарианцев по убеждению, чем прежде, между молодежью, но и теперь они есть. Совершенно случайно я узнал о следующих двух фактах. Некоторые из слушательниц здешних высших женских курсов заявили заведующей столовой О.К. Нечаевой, что они вегетарианки, и желают иметь безубойную пищу в столовой. Это было исполнено и слушательницы имели хорошую пищу по очень дешевой цене.3
Затем некоторые кадеты Орловского кадетского корпуса просили директора об отпуске им безубойной пищи и получили ее. Дальнейший ход дела мне неизвестен.
Повторяю, что эти факты стали мне известны совершенно случайно, и многие из вас могли бы сообщить и другие. Стремление к безубойной пище есть в молодежи, и не только по этическим и физиологическим мотивам, а и по экономическим, и это теперь при незнакомстве с вегетарианским движении при массе предрассудков по этому вопросу.
Очень важно, чтобы такие порывы молодежи встречали поддержку со стороны старших. К сожалению, не всегда бывает так, как в упомянутых двух случаях: чаще молодые люди слышат лишь выговоры и насмешки, если подумают перейти к безубойному питанию.
Я думаю, что при некотором умении и часть молодежи, занимающейся разными играми и спортом, могла бы перейти к нашему способу питания.
Дело в том, что увлекающиеся спортом и играми обычно принимают участие в состязаниях за разные кубки, медали и чемпионаты. При этом самолюбие разгорается, и чтобы выиграть, люди, привыкшие к обильной и тонкой пище, крепким напиткам, подвергают себя т.н. тренировке, во время которой крепкие напитки и курение совсем воспрещаются, а пища и питье уменьшаются в сильной степени. Это обстоятельство важно и утешительно; оно воочию показывает молодым людям, что образ жизни богатых семей нехорош для физического развития и, если хочешь одерживать победы, то нужно его изменить.
Но обыкновенный, выработанный в Англии способ тренировки с преобладанием мяса имеет свои слабые стороны: (1) избыток мяса расстраивает нервы, люди становятся беспокойными и раздражительными, и тотчас после состязания переходят к обычному многоедению, крепким напиткам и курению; (2) и это главное, во время нет и речи о научных занятиях и в Англии, и в Соединенных Штатах, где спорт особенно распространен между студентами, те, которые особенно занимаются им, отстают от товарищей и часто не кончают курса.
Между тем при разумном вегетарианском питании нет надобности подвергаться особой тренировке перед состязаниями, т.е. не нужно ни изменять пищи, ни подвергаться упражнениям в течение многих часов за 3-4 недели до состязания. Недавние победители-вегетарианцы – люди очень занятые; они не могут посвящать целые недели упражнениям, пренебрегая своими обычными занятиями. Эти люди достигли того, что, развивая силу и ловкость в спорте, побеждая знаменитых соперников скотоводов, они вместе с тем усиленно работают и умственно, т.е. достигают такого равновесия, при котором физические упражнения и умственная работа гармонически соединяются между собой.
Если бы наши молодые спортсмены знали все это, то вероятно нашлись бы между ними охотники попробовать безубойное питание хотя бы перед состязаниями, а там, может быть и совсем перейти к нему.
Поэтому нужно всякими способами распространять сведения о значении вегетарианства в спорте, статьями в общей и спортивной печати, лекциями и сообщениями в обществах и кружках, частными беседами.
Нам особенно важно иметь последователей среди подобной молодежи, потому что мы приобрели бы людей молодых и здоровых, следовательно, имеющих шансы долго прожить и долго служить примером пользы нашего образа жизни. Затем, такие молодые люди обыкновенно дети богатых или влиятельных родителей: таким охотно подражают люди, менее счастливо поставленные.
Но еще лучше, конечно, воспитать детей так, чтобы они никогда не ели убоины, – это даст нам поколение настоящих вегетарианцев.
Такие есть даже в Петербурге, и их, конечно, будет больше; родители-вегетарианцы не захотят лишить детей того блага, которое сами испытывают.
Но что могут сделать для этой цели бездетные вегетарианцы?
Они не лишены возможности доставить детям благо безубойного питания. Притом это можно сделать в двух направлениях.
Самое простое и легкое, как не требующее больших средств, ни большой затраты времени – помощь т.н. детским дачным колониям, с тем, что питание будет в колонии безубойное.
Известно, что доброе дело – доставление детям бедных родителей – горожан возможности пробыть хоть два месяца вне города, пользоваться хорошим воздухом и хорошей, особенно молочной пищей, все разрастается. Находятся добрые люди, которые посвящают лето надзору и уходу за детьми, и другие, которые жертвуют на это деньги.
Может быть, лучше всего было бы обусловить денежную помощь дачной колонии тем, что дети разделятся на два отдела: одни получают мясо, другие – нет. В тот и другой отдел должны поступать дети приблизительно одинакового здоровья. Они должны быть осмотрены врачом до и по окончании пребывания на даче. Еще лучше, если кто-нибудь из вегетарианцев, и особенно вегетарианок, сами проведут лето в дачной колонии или, по крайней мере, от времени до времени ее посетят, чтобы убедиться в том, что идет правильно.
Еще лучше, конечно, воспитание детей очень бедных родителей, особенно детей, брошенных без призора. И этим занимаются добрые люди, и притом умеют найти средства для такого благого дела. В большинстве случаев по собственному почину или по совету врачей учредители таких приютов дают детям мясную пищу, т.е. тратят немалую долю собранных скудных средств4 на пищу не только бесполезную, но даже вредную.
Вегетарианцы, предоставляя свой труд или деньги на такие учреждения, должны требовать отсутствие вредной и дорогой мясной пищи. Желательно также, чтобы приюты для детей были не в городе, а в деревне. Подобно мясной пище, пребывание в городе вредно для детей в нравственном и физическом отношении и притом стоит дорого. Зачем строить приюты там, где земля стоит по крайней мере 100 р. квадр. саж., если не 2000 или 300, когда можно их строить там, где она стоит 1 или 2 р. и где дети, имея приволье для игр и сельских работ вместе с тем удалены от многих вредных влияний? Приюты в деревне и безубойное питание, кроме всего другого, устраняют те детские и юношеские пороки, которые бывают везде в закрытых учебных заведениях в городах, при убойной пище, и с которыми так трудно бороться.
Воспитывая детей-вегетарианцев в той нравственной и физической чистоте, которая требуется нашими идеалами, мы приближаемся к мечте одного из лучших людей XVIII ст. Бецкого – создать новую породу людей.
1. Сообщение в СПБ Вегетарианском Обществе 20 марта 1904 г.
2. Например, общество трезвости, основанное покойным С.А.Рачинским и Татеве, Смоленской губернии, и многие другие, а также комиссия по алкоголизму Общей Охраны народного Здоровья.
3. Вообще, помимо принципиального вегетарианства уже из одной экономии безубойная пища должна бы найти широкое применение в столовых высших учебных заведений. При нынешнем преобладании мясной пищи, продовольствие могло бы быть дешевле только при очень плохом, не свежем мясе, на что распорядители столовых не решаются. Сколько-нибудь сносное мясо дорого, отсюда убытки столовых. Вегетарианские столовые при более дешевых порциях не дадут убытков.
4. Я называю средства скудными, хотя бы в распоряжении такого приюта были десятки тысяч ежегодно, потому что нуждающихся так много, что приходится оным отказывать. Если бы учредители таких приютов знали, что они делают и как вредят детям мясной пищей, вместе с тем отнимая у себя возможность помочь другим детям, то такую роскошь можно назвать преступной. Но они не знают что делают, и несомненно одушевлены лучшими намерениями , поэтому не будем их осуждать, а постараемся их просветить, чтобы их самоотверженная деятельность была лучше направлена.
|