Вегетарианский вестник, 1904 г. Вегетарианство в Индии
Ад. Стигельмана
Перевод с немецкого С. Норман
В Германии, главным образом среди так называемых «людей природы» и особенно вегетарианцев, существуют совершенно ложные понятия о тропинках вообще и об Индии в частности.
В самых ярких красках и картинах рисуют себе эту страну, по меньшей мере, как земной рай, но это все неверные представления, основанные на незнании и иллюзиях.
Я хорошо знаю Индию, как вегетарианцев, из личного, всестороннего и многолетнего опыта и хочу попробовать разъяснить фата-моргану, распространившуюся о ней, и дать, по возможности, верное понятие о людях и стране, по отношению к вегетарианству.
Для «человека природы», т.е., вегетарианца в смысле плодоядного питания, Индия, представляет, несомненно, много преимуществ. Она истинная «страна солнца», что именно и составляет ее преимущество и неудобство. В древнеиндусской религии солнце играет выдающуюся роль. Тропическое солнце и жара, не только допускают, но и обязывают к легкой одежде и прохладному жилищу, кроме разве горных местностей и зимних месяцев на равнине. Кроме того, на всем громадном протяжении равнины Индостана и на высотах Гималайских гор, под этим жгучим солнцем, зреют великолепнейшие и разнообразнейшие фрукты и орехи; от яблок и грецких орехов, в умеренной полосе, до манго и кокосового ореха в тропической, но, надо заметить, что их, обыкновенно, можно иметь только в больших городах, где на них есть спрос. В таких центрах даже сыроядный и плодоядный может устроиться, а если довольствоваться местными продуктами, то даже дешевле, чем в Европе. Если ограничиваться хлебными злаками, стручковыми плодами, молоком и огородными овощами, то в Индии можно жить везде. В этом смысле я охотно признаю ее раем, но без змия. Как я уже сказал, неудобства почти так же велики, как преимущества. Прежде всего, милое солнце, столь желанное в Европе, благодаря чрезмерности своего жара, встречается там европейцами, особенно англичанами, скорее враждебно, чем дружелюбно. В равнине европейцы стараются, насколько возможно, избегать солнца и укрываться в тень. Сколько я не колесил во всех направлениях, я ни разу не видел, что бы европеец даже в зимние месяцы, захотел взять солнечную ванну, а туземцев я часто видел под палящими лучами. Дети-индусы до шести лет, бегают голые по улицам. Вообще я разделяю мнение Буердорфа, что человек создан для тени, и это особенно резко сказывается под тропиками. С солнцем и жарой, которые приятны или хоть сносны для европейца не более трети года (ноябрь, декабрь, январь, февраль), сопряжены массы неудобств. Прежде всего, испарина, которая, в конце концов, действует расслабляюще, изменяя состав крови, чему еще, конечно, способствует уменьшение питания. Затем всевозможные лихорадки, столь же неизбежные в тропических местностях, как простуда в Германии и которые не щадят самых последовательных вегетарианцев. К этому надо прибавить всяких мучителей в лице москитов в равнине и комаров в горах; затем муравьи, черные, белые, красные, из коих белые термиты по разрушительным инстинктам своим являются положительно бичом деревни; потом вороватые вороны и галки днем, мыши и крысы ночь. Я уже не говорю о скорпионах, змеях и других хищниках и гадах, т.к. они, по крайней мере, в городах, редко встречаются. Жизнь в деревни при отсутствии духовного общения с себе равными, бывает тоже очень тяжела для европейца. Вот и оказывается, что «где много света, там много и тени». Индия вообще страна контрастов, и они особенно чувствительны для вегетарианца, как более впечатлительного.
Для подробного исследования нашей темы попытаемся сначала определить возникновение и развитие вегетарианства и сродных ему учений у туземных индусов, затем проявления его у европейцев и, особенно у англичан и, наконец, из общих выводов, заключить о будущности его в Индии.
I
Как заблуждаются вегетарианцы относительно страны, так заблуждаются и относительно ее народа, воображая, что индусы всегда были вегетарианцами. Это жестокая ошибка! Как древние германцы, сродные арийским индусам, не были вегетарианцами, так не были таковыми и ведийские индусы, поселившись в Пенджабской долине за 2000-1500 лет до Р.Х. Т.к. у них, подобно израильтянам, большую роль играли жертвоприношения, которые никогда не обходились без опьяняющего сока «сома», то можно с уверенностью сказать, что индусы ведийской, или древнейшей эпохи не были ни вегетарианцы, ни трезвенники; исключения бывали, вероятно, и тогда. Каким же образом индусы стали вегетарианцами, какими мы видим их теперь? По двум следующим причинам: мясоедные и пьющие ведийские индусы при постепенном движении в тропическую долину Ганга, как вследствие климатических условий, так вероятно, и от слияния с коренными жителями, земли которых они завоевали, увидали пользу лучшего питания, т.е., лишенного возбуждающих свойств. Несомненно, во всяком случае, что под влиянием буддийского учения – за 600 лет до Р.Х. – которое проповедовало, вместо ведийских и браминских жертвоприношений, неприкосновенность и священность всех живых существ, вегетарианству был проложен путь к победе, сначала в Индии, а затем и в других странах, куда проникал буддизм.
Мы находим даже в «Upanishad» (философия рассуждения), написанном до буддизма, указания, что вегетарианство было основным воззрением тогдашних философов. В очень интересном месте, где описывается происхождение человека и всех созданий от «Брамы», буквально сказано: «Именно человек состоит из сока растений». Самая распространенная аскетическая секта того и позднейшего времени «Йога», т.е. – соединение с Брамой путем самоистязания, предписывала питание плодами и корнями (phalamuladi) и отшельничество. Замечательно, что именно эти два продукта, из всего растительного царства, содержат наибольшее количество питательных солей.
Впоследствии буддизм был почти искоренен из Индии противодействием браминизма, но за последние десять лет он снова усердно пропагандируется в его колыбели. Зато полубуддийская секта джены, строгие вегетарианцы, удержалась в Индии до сих пор и занимает очень уважаемое положение. Кроме дженов, есть еще некоторые религиозные секты, более или менее придерживавшиеся вегетарианства. В Лягоре, например, существует настоящее вегетарианское общество, основанное туземцем, с которым я прежде был в переписке. Кроме этих обществ, в Индии есть много аскетов, особенно из секты йога, которые дают религиозный обет всю жизнь или хоть несколько лет быть вегетарианцами и плодоядными. Я слышал от девушки из касты браминов, Кандра Лила, перешедшей впоследствии в христианство, которая в течение трех лет не употребляла в пищу ни соли, ни риса и питалась исключительно плодами.
Индусские солдаты (Sepay) также большей частью вегетарианцы, и их внешний вид, и выносливость говорят в пользу этого питания. В сентябрьской книжке «Vegetarian Messenger» упоминается об индусских солдатах, участвовавших в большом параде по случаю коронования короля Эдуарда VII: «Солдаты-туземцы доказали преимущества своего питания, состоящего почти исключительно из хлебных злаков и плодов. По внешнему виду они ничем не уступали английским войскам, многие атлетического сложения и все, положительно, здоровые, ловкие, сильные люди!» Я сам видел индусских солдат на учении и вполне подтверждаю этот отзыв. Английское общество «Order of the Golden Age» имеет много приверженцев среди туземцев, и главный из них, брамин Ляксмидас, один из основателей этого общества, несколько лет тому назад объезжавший Индию, резко осуждает христианских миссионеров, говоря, что они портят молодых туземцев – с чем я не могу не согласиться – внушая им, «что дух гуманности – понятие отвлеченное, что неприкосновенность всех живых созданий – безумие, и что можно, не смущаясь, убивать животных для удовлетворения потребностей человека». В этом, несомненно, кроется причина безуспешности христианской мессии в Индии. К сожалению и к стыду индусских христиан, надо сказать, что среди них весьма мало вегетарианцев, т.к. большинство происходит из низших каст, но бывают и блестящие исключения. Так, очень известная своими подвигами спасения и благотворительности среди гонимых индусских вдов христианка, из касты браманов, Пандита Рамабаи, строго держится вегетарианского образа жизни, хотя часто бывает почетным гостем на мясных обедах в Англии и в Америке. «Чувствуя с детства, благодаря воспитанию, глубокое отвращение ко всякой мясной пище, ей страшно тяжело переносить запах мяса, но она твердо исполняет свое решение». Как мало (?) немецких вегетарианцев выдержали бы при подобных условиях! Вообще вполне вегетарианцами и трезвенниками живут, только высшие касты. Низшая каста и кое-кто из высших, живущих в больших городах и имеющих частое общение с англичанами, подражают им в пище, частью даже одежде и жилищах, особенно те, которые почему либо побывали в Англии.
В общем надо заметить, что на побережье главную пищу составляет рис, а внутри страны и в горах другие злаки. Большая ошибка очищать рис, от чего он утрачивает питательность; кроме того, его, обыкновенно, ошпаривают, чтоб не трудиться над промывкой, а воду выливают собакам и курицам, которые жадно выпивают ее. Понятно, что такой рис, утративший сочность и питательность, приходится приправлять и острым «карри», а вызываемую жажду надо утолять чрезмерным количеством воды. Избыток питания и разжижения крови порождают различные болезни, особенно весьма распространенную водянку и элефантиазис.
Очень поучительно для нас изречение в книге Вед, где о пище древних индусов сказано: «О, Много призываемый! Мы устраним злую бедность богатством скота и утолим голод хлебным зерном (yavena)!»
II
Как древние арийские индусы далеко не были вегетарианцами и трезвенниками, так и первые европейские завоеватели и колонизаторы – португальцы и голландцы – вовсе не были склонны примениться к такому образу жизни.
Они перенесли свои привычки в Индию и в начале почти ничего в них не изменили. Так же и англичане больше пол века тому назад отнявшие у французов господство над Индией, последовали примеру своих предшественников, за малыми исключениями; но что-нибудь должно было привиться. Еще до завоевания Индии Англией были среди миссионеров, имевших тогда общение главным образом с народом Индии, достойные примеры людей, придерживающихся лучшего образа жизни, чем их соотечественники.
Известно, например, об, иезуитских миссионерах, из коих самым выдающимся был св. Ксаверий, что «их священники и монахи стали вполне индусами во всех внешних проявлениях, как то: в пище, одежде и т.д. и пользовались одинаковым успехом среди всех каст, как высших, так и низших». Затем, был Шварц, немецкий и лютеранский миссионер «апостол Индии», как его звали, проповедовавший в южной Индии 150 лет тому назад. Он вполне перешел на вегетарианскую пищу индусов и жил вообще крайне просто. Он почти пол века трудился в своем приемном отечестве и умер там, пользуясь всеобщей любовью и уважением. «Он глубоко сочувствовал народу, был удивительной доброты и не придавал никакой цены деньгам». Как же мало у него последователей! Вдова одного английского генерала пишет о нем: «Я никогда не забуду этого чудного человека. Больше пятидесяти лет прошло, но я все вижу перед собой его доброе лицо, его приветливость и ласковое общение».
Аббат Дюбуа, французский миссионер, около ста лет, назад живший в южной Индии, был тоже вегетарианец, «жил среди индусов, как индус», и пользовался большим уважением среди браминов. Его сочинение об Индии очень ценится, и было многократно переведено.
В общении с туземцами и на основании личного опыта, англичане, с течением времени, многое переняли у индусов по части пищи, одежды, жилища и т.д. Так, например, в обеде почти всех европейцев главное место занимает индусское кушанье «даль-бат», состоящее из чечевицы и риса, которые подаются отдельно и смешиваются на тарелке. Затем, тоже вполне индусское кушанье «кари», приготовляемое из разных продуктов, как мясо, птица, рыба, так же яйца и овощи с большей, или меньшей приправой пряностей и перца. Вообще, перец в большом ходу в Индии. Затем еще «тшатни», приготовляемое из незрелых манго, тамарин и других фруктов с сахаром и пряностями. Не мудрено, что раздраженный желудок и небо настоятельно требуют охлаждения водой и эту потребность широко удовлетворяют. При таких обедах выпиваются громадные стаканы вместимостью в ? литра воды со льдом.
Чего же удивляться, если европейцы в Индии платятся здоровьем, а часто и жизнью! Все кричат, конечно, «отвратительный климат», а не вернее ли сказать «ужасные привычки»?
Алкоголизм в Индии почти еще неизвестен туземцам, по крайней мере, в равнине, зато в горах пьют охотно. Европейцев обстоятельства заставляют очень ограничивать употребление алкоголя, даже вина и пива. Против плодов и орехов, которые в некоторых местностях, очень обильны и дешевы, именно у европейцев в Индии господствует сильное предубеждение, и их едят даже в меньшем количестве, чем в Европе. В Индии везде встречаются единичные вегетарианцы немцы, англичане, и со многими из них я познакомился во время моих странствий. Манчестерское вегетарианское общество существует уже более 50 лет, насчитывает несколько членов в Индии. Общество «Order of Golden Age», основанное лет десять назад, тоже имеет многих приверженцев в Индии и ведет там деятельную пропаганду. Но больше всего содействует вегетарианству Теозофистское общество, существует больше 30 лет, имеющее своих представителей во всех больших городах Индии, как среди европейцев, так и среди туземцев, и действительные члены которого обязаны к строгому вегетарианству. Также некоторые христианские секты, как «армия спасения», мало встречающая сочувствие в Индии, весьма склонны к вегетарианству, особенно «сабатисты» (субботники), уже около восьми лет действующие в Индии и почти все придерживающие вегетарианства. Я имел удовольствие первые шесть недель моего пребывания в Индии провести у сабатистов в Калькутте и остался, очень доволен их режимом. У них обыкновенно было две трапезы в день, и они следовали системе Келлога, все более распространяющейся и в Европе. Они устроили санитарию в Калькутте, введенную по образцу санитарии в Бетль-Крик.
Лет двадцать назад доктор Зальтцер, австрийский гомеопат, попробовал основать вегетарианское общество в Калькутте, но оно скоро прекратилось, благодаря общему равнодушию.
Нельзя не признать больших заслуг общества «Order of Golden Age» по распространению вегетарианства в Индии. Так, например, года три назад оно напечатало целый ряд статей о вегетарианском режиме в Italesman, самой распространенной газете Калькутты, очень дружелюбной индусам и всяким реформам. Это вызвало массу рассуждений за и против вегетарианства, в которых принимал участие и пишущий эти строки, изложив свое воззрение на вегетарианство. Полемика эта доказала, что и многие англичане в «городе дворцов и бледных лиц» более или менее сочувственно относятся к этому вопросу. Из этого выясняется, что высшие касты и большинство туземцев следуют вегетарианству по традиции и по инстинкту, тогда как европейцы Индии, составляющие неизмеримо малое меньшинство, только начинают переходить на вегетарианство. Зато у них это реформа научной почвы и последовательнее, поэтому успех ее кажется тем вернее.
III
Существенную поддержку вегетарианству могла бы оказать совместная деятельность вышеназванного общества теозофистов и сродного ему общества «Order of Golden Age». Первое держится общерелигиозных тенденций, а последнее строго христианского духа. В общем надо заметить, что у английских вегетарианцев большую роль играют религиозно – этнические побуждения, а у континентальных европейцев материалистически – гигиенические соображения. Естественные методы лечения еще менее известны в Индии, чем естественный образ жизни вегетарианство, хотя гомеопатия довольно распространена в больших городах, как Калькутта, и есть даже несколько гидропатов.
Как видно из вышесказанного, надо еще очень многое преобразовать в Индии, как среди европейцев, так и среди туземцев. Вегетарианских ресторанов, насколько я знаю, нет ни в Калькутте, ни в Бомбее; впрочем, в них не ощущается и потребности, так как вегетарианцу, при желании, очень легко устроиться. К слову сказать, есть повара-туземцы, хорошо знающие вегетарианский стол, который можно иметь за 8 рупий (10 мар.) в месяц. При собственном хозяйстве мне обходился стол и помещение в Калькутте 45 рупий (66 мар.) в месяц. Намного нужнее ресторанов были бы вегетарианские санатории. Я уже сказал, что сабатисты положили слабое начало этому делу в Калькутте, несколько лет назад, Хорошо было бы устроить такой санаторий в здоровой местности, на склонах Гималаев! И реформе питания, и страждущему человеку была бы оказана громадная услуга.
|