Вегетарианский вестник, 1904 г. К иллюстрации
Имя пастора Г.С. Клобба встречается в самых ранних докладах Вегетарианского Общества в Америке как одного из его главных и первых организаторов. Г.Клобб вошел в сношения с последователями вегетарианства в Англии и Америке еще за семь лет до сформирования Общества. Статьи, вышедшие из его пера, появились в журналах “Concordium” и “The Truth Tester”; кроме того, ему принадлежит составление отчета о первом годичном собрании Общества для журнала “Vegetarian Advocate”. Позднее он сам издавал журнал “Vegetarian Messenger” и в 1853 г. покинул Англию ради Америки, где остается и поныне, являясь одним из наиболее энергичных, уважаемых поборников вегетарианства и председателем Вегетарианского Общества.
Более чем полувековая деятельность достопочтенного Г.С.Клобба, которому в настоящее время около 80-ти лет, не ослабила его энергии в деле успешной пропаганды вегетарианских принципов, преодолевая на этом пути затруднения самого разнообразного характера (A History of the Vegetarian Movement).
Приводим здесь 39 положений Г.Клобба, изложенных в брошюре его под названием “Thirty-nine Reasons Why I am a Vegetarian”.
«39 оснований, почему я вегетарианец»
На вопрос читателей “The Optimist”, почему я вегетарианец, мне желательно вкратце указать здесь несколько причин, побудивших меня в продолжение долгой, полной событий жизни, предпочитать произведений обработанного поля, сада и огорода бойне, курятне и стойлу для откармливания крупного рогатого скота.
- Я оптимист и убежден, что назначение человеческой жизни есть стремление к духовной жизни, и что человек сотворен для высшего назначения, а не только того, чтобы представлять из себя или мясоедное, или всеядное животное.
- В постепенном развитии от животной к духовной жизни необходима перемена в привычках как относительно еды и питья, так и в отношении умственной деятельности.
- Духовной развитый человек не может разделять мнения тех, которые требуют от него уничтожения жизней безобидных существ, чтобы съедать их трупы, ибо одна мысль об этом должна претить его натуре.
- Съевши ягненка, человек не сделается кротким, как агнец, равно как людоед, съевший миссионера, не обратится в христианина. По мере того, как человек убивает и съедает ягнят, в нем все больше развивается волчья натура, наравне с этим также развиваются и инстинкты каннибалов, чем чаще они убивают и съедают людей.
- Самые полезные для человека животные, как ягнята, овцы, быки, верблюды, лошади, слоны и им подобные – все они совершают свой труд при строго вегетарианской диете. Мясная пища противна их натуре.
- Человеку даны свобода воли и разум. Он может направить свои наклонности до уровня низших животных и может развить в себе высшие способности; от него зависит стать выше всех животных инстинктов и опуститься до них. Он может дойти до высшего духовного развития и наслаждаться радостями духовной жизни.
- Эта свобода выбора присуща человеческому развитию, ибо без нее он не мог бы развить в себе высших способностей; он был бы только автоматом.
- Назначение этой свободы воли, нужно полагать, есть стремление к привычкам, ведущим к идеальной духовной жизни, а не к развитию животных инстинктов.
- Мясо, даже здоровых животных, содержит большое количество разлагающихся веществ, которые образуют мочевую кислоту и птомаиновые яды, входящие таким образом в состав пищи и способствующие самым печальным заболеваниям. От этого происходят ревматизм, подагра, апоплексия и все те болезненные явление, которые рано или поздно делают жизнь потребителей мяса несчастной.
- Так как все животные, убиваемые для пищи, подвержены заболеваниям, которые даже при строжайшем осмотре мяса не всегда замечаются, так как осмотры эти в большинстве случаев производятся поверхностно и не в совершенстве, то употребление в пищу мяса убитых животных всегда сопряжено с опасностью, даже в тех случаях, когда предполагается, что были приняты все предохранительные меры.
- Так как большинство покупателей верят своим мясникам, что последние снабжают их «хорошим мясом», а сами они не в состоянии заметить того, что может быть констатировано только под микроскопом, то опасные болезни животных, как рак, туберкулез, угри (у свиней), корь, оспа, холера и проч. передаются людям; а ведь мясники не употребляют микроскопа, да и не в их интересе браковать мясо, которое они продают.
- Чтобы жить чистою жизнью, нужно ограничиться чистою пищею, чего достичь невозможно, употребляя мясо и кровь животных.
- Почти все животные, предназначенные к убиению, подвергаются самому жестокому и бессердечному обращению. Их перевозят в вагонах, где целыми днями оставляют без пищи. Их гоняют по улицам посредством понукания острыми прутьями, кручения хвоста и т.п., причиняя им самые мучительные боли, чем, конечно, возбуждают их свирепый гнев. В этом состоянии разгорячается их кровь, и желчь разливается по всему телу. Таким образом, если бы животные и были здоровыми в начале их путешествия, то они делаются совершенно больными до достижения места их назначения, где сцены кровопролития вызывают у них бешенства – состояние, служащее часто зародышем сумасшествия тех, кто поедает их мяса.
- Употребление мяса, равно как и употребление табаку и алкоголя, способствуют заглушению нравственных и интеллектуальных способностей и притупляет чувство понимания опасности этого употребления.
- Единственный способ, чтобы получить новое понятие и взгляд без предубеждений на этот предмет – это воздержание.
- Только те, которые сами уже в продолжение долгого времени воздерживались от употребления мяса животных, могут иметь правильное суждение об этом предмете.
- Все духовные борцы знают, что пристрастные к мясной пище труднее воспринимают идею чистого христианства и гуманности.
- Едение мяса в Америке и Англии составляет величайшее препятствие росту духовного развития, которому должно предшествовать, в сердце человеческом, разумное понимание идеи христианской любви.
Вышеупомянутые причины говорят о том, почему я не употребляю мяса животных; теперь приведу некоторые из тех причин, которые должны доказать, почему я употребляю произведения полей, огорода и фруктового сада.
- Хлебные растения, среди которых пшеница занимает первое место, затем рис, ячмень, овес, жито и стручковые плоды – горох, бобы и чечевица – содержат все элементы, необходимые для питания человека, без всяких ядовитых начал и, таким образом, составляют чистую и безвредную пищу.
- Если мы эти растения обратим в хлеб или приготовим их с фруктами и овощами разнообразными способами, достаточно известными вегетарианским хозяйкам, то они составят самую идеальную пищу. Она может быть самою простою и даже изысканною, но во всяком случае она будет безусловно чистою, без включения в нее пораженных болезнями мяса, сала и крови.
- Некоторые вегетарианцы предпочитают невареную пищу; другие приготовляют ее самыми разнообразными способами. Я же предпочитаю самый простой способ приготовления и довольствуюсь двумя или тремя блюдами на обед.
- Некоторые вегетарианцы предпочитают есть зерна невареными или же созревшими на солнце. Много различных сортов фруктов, орехов и даже овощей можно есть не приготовленными искусственным способом (салаты, например), так что те, которые и предпочитают это, могут обойтись без всякой варки или же применять ее только в редких случаях. И при таком простом образе жизни можно быть сильным, свободным и счастливым.
- Силы самых трудолюбивых животных (см. п.5) поддерживаются зернами, травой и водой; следовательно, нечего заботиться о подкреплении здоровья и сил животною пищею, раз сама природа указала на приведенный способ питания своим самым сильным и верным труженикам.
- Обладая здоровым аппетитом, человек получает большее удовольствие от пищи. Самая простая пища кажется в таком случае самой вкусной.
- Пифагор всегда внушал своим ученикам, чтобы они придерживались такого образа жизни и таких обычаев, которые делают эту жизнь наиболее радостною.
- Кто успевает в познании и любви к правде, тот должен и обнаруживает ее в своих поступках (см. пп.14 и 15).
- Живя таким образом согласно с первоначальными законами по отношению к пище (Бытие, 1, 29), в человеке развивается способность противодействия всякому злу.
- Сила заключается внутри нас, и если началу жизни и здоровья, вложенному в нас Творцом, дать развиваться и крепнуть, то естественными плодами этого являются долголетие и счастье.
- Нарушение законов природы всегда задерживает такое развитие.
- Соблюдение же естественных законов по отношению к пище ведет к состоянию уверенности в себе, надежды и спокойствия – основ истинного оптимизма.
- Действие чистой пищи приводит к тому состоянию здоровья, которое успокаивает нервы.
- Здоровое состояние нервов ведет к спокойствию души и нрава – самые выгодные условия для умственного труда – как замечает в своей автобиографии д-р Веньямин Франклин, питавшийся во время своих занятий сухарями и изюмом.
- Тщательное наблюдение над действием разного рода пищи на состояние здоровья и нервов при потреблении наилучшей в этом смысле пищи оказывает в сравнительно короткий срок весьма благотворное влияние на здоровье тела и духа.
- Такая привычка к наблюдению и подлежащему применению той материальной пищи, какая, согласно опыту, оказалась наилучшей, постепенно и естественный путем приводит к усвоению подобной же привычки в отношении наших умственных и духовных жизненных задач. Отсюда следует, что одно подготовляет другое и приводит к таким условиям здоровья всего существа человека, которое составляет «хлеб жизни», т.е., наиболее здоровую пищу (Иоанн, 6, 35).
- Итак, человек, даже с посредственным здоровьем, но стремящийся улучшить его, может рассчитывать на долгую жизнь, он будет здоров телом и будет уверен в радостях загробной жизни.
- Следовательно, придерживаясь пищи, предписанной с сотворения мира божественными законами, человек делается участником той таинственной манны, которая обещана побеждающим.
- Чтобы дойти до такой жизни, нужно постоянно работать над собою – это требует самоотвержения и борьбы, приносящих победу.
- Исполняя законы Божии, сила духовная побеждает тело. Доброе отношение ко всем окружающим нас существам ведет к удовлетворению и радостям; тело и душа проникаются божественною любовью и мудростью.
- Вот убеждения и причины, добытые автором путем собственного опыта, здоровье и силы которого в 77 лет служат веским доказательством всего вышесказанного.
Исторический очерк
Во все периоды всемирной истории вегетарианство всегда существовало в той или другой форме. Об этом свидетельствуют пророки и исторические писания Ветхого и Нового заветов. Его придерживались многие из пророков и апостолов. Философы Грециии Рима, от Пифагора до Плутарха, были ревностными защитниками того же учения. Поэты от Овидия до Попа восхваляют его, а новейшие писатели и поэты увлекаются той идеальной будущей жизнью, когда прекратятся всякие убийства, и человек будет жить в полной гармонии с окружающим его миром.
Новейшие мыслители, как Wesley, Swedenborg, Linneas, Graham, Alcott, Trall, Kellogg и все те, которые сотрудничают в газетах и журналах, способствуют распространению вегетарианства. Передовые газеты этой страны (Соединенных Штатов) не только охотно помещают статьи, написанные в пользу вегетарианства, но даже от себя собирают всякие сведения по этому вопросу и платят за них.
При развитии земледелия, садоводства и промышленности страны и при повышении цен на продукты спрос на хлебные растения, фрукты и овощи на юге и на востоке так сильно растет, что даже ставит торговцев в затруднительное положение. Во всех местностях страны появляются новоизобретения, придуманные для подкрепления здоровья, из которых овсяная крупа (Quaker Oats) пионера вегетарианства Фердинанда Шумахера считается самым выдающимся. Battle Creek в Michigan’e со своей “Sanitarium” образует центр производства и сбыта произведений для вегетарианского питания, распространяющихся по всей стране. На тех газетных столбцах, где раньше красовались объявления лекарственных средств, появляются теперь публикации о разных подкрепляющих здоровье средствах в смысле питания. Это, конечно, служит признаком более здорового взгляда нашего времени.
Почти во всех более выдающихся городах страны существуют рестораны и кафе (Hygea Restaurants, Physical Culture Cafes), в которых можно получать подобную пищу; спрос на нее велик; число вегетарианских столовых также растет, что служит признаком того, что запах мяса и рыбы начинает быть невыносимым для людей, прогрессирующих в умственном отношении, знающих, как процветают те дома, в которых придерживаются этих правил.
|