Вегетарианский вестник, 1904 г. Цель вегетарианских обществ
М.Ж. Моран1
Перевод С. Норман
Ответ на вопрос, предложенный Французскому Вегетарианскому Обществу
Вопрос. Никак не могу понять необходимость вегетарианского общества. От чего бы не возникнуть хоть завтра какому-нибудь обществу для распространения колбасы, капусты и всякого другого продукта?
Особа, выразившая такое мнение, очевидно, не уяснила себе цели вегетарианских обществ, заключающейся в содействии, по мере сил и возможности, поднятию физического и духовного здоровья человека, а, следовательно, и благоденствию народов.
Изложение принципов вегетарианства она приняла за причуды его последователей, которые сегодня отвергают мясо также безосновательно, как завтра отвергнут что-нибудь другое, а, в сущности, просто по тому, что не любят мяса, или их желудок его не переносит.
Растительная пища им нравится больше или полезнее им и вот это послужило основанием к образованию названных обществ.
Если бы дело обстояло так, мы, конечно, согласились бы, что вполне возможно возникновение общества для распространения любимого блюда, будь это капуста, или что другое. Кажется, даже существует нечто в этом роде; можем указать, между прочим, на общество капустного супа, члены которого собираются, или, по крайней мере, собирались в определенный срок, но не для распространения местного кушанья, а чтобы вместе вспомнить родину и доброе старое время.
Не таково назначение вегетарианских обществ. В основе их лежат не соображения вкуса, предпочтения, или отвращения, а принципы истины, обсужденные и признанные разумом.
Дух их недостаточно понят, почему нам кажется не лишним дать по этому поводу некоторые разъяснения.
На вегетарианцев не везде одинаково и благосклонно смотрят, и это исключительно оттого, что их принципы неверно истолкованы. Соединяясь с целью иметь больше силы и возможности пропагандировать свои принципы, они руководились самыми благородными и неоспоримыми побуждениями.
Вопрос физического здоровья человека стал первым на очередь, т.к. он является самым важным.
Есть и другие соображения, побудившие многих примкнуть к вегетарианству; укажем, между прочим, на несомненную пользу его сточки зрения экономической и социальной. Всякий знает, что вегетарианский стол гораздо дешевле мясного или смешанного, но на это не обращают внимания, так сильно укоренились много раз оспариваемые предрассудки – что только мясо дает силу мускулам, что только мясная пища дает высокие вкусовые наслаждения, столь ценимые любителями еды.
Надо было доказать, что человек может ограничиться питанием, которое мы пропагандируем, не только без вреда, но с пользой для здоровья, силы и энергии.
Надо было уничтожить предрассудки и доказать еще, что самые лакомые и избалованные люди могут найти в вегетарианстве полное удовлетворение их потребностей.
Единично вегетарианцы ничего не могли достигнуть; им противопоставляли их вкусы, особенно натуры и все их доводы были безуспешными; сплоченные же – они составляют силу.
К нам присоединились еще любящие человечество и страдающие его скорбями; они стараются – путем, не признаваемым экономистами – облегчить тяжелое и всегда достойное участие положения.
Они признают, и весьма основательно, что, освобождая людей от вымышленных, условных и дорогих потребностей, можно дать человеку хоть частицу счастья и довольства, на которую каждый имеет право.
Таковы главные причины возникновения вегетарианских обществ, и никто, вероятно, не откажется признать эти побуждения столь высокими и благородными, что они вполне оправдывают основание наших обществ. Все эти люди, мужчины и женщины, лишенные эгоизма и достаточно любящие своих ближних, чтоб, не боясь насмешек и издевательств, распространять истину, создали наши общества.
Действительно, многие ли могут похвастаться здоровьем своим и своих близких? В наше время, даже среди молодежи, почти нет человека, не страдающего какой-нибудь болезнью.
Наука помогает, до известной степени, но результаты, которых она достигает, не всегда прочны и окончательны. В жизни, обыкновенно, хорошее чередуется с тяжелым, при чем тяжелого несравненно больше.
Кроме того, науке подчиняются, когда к ней обращаются, – т.е. когда человек страдает, или устал от страданий – и немедленно забывает ее предписания, как только наступает облегчение. Тогда снова возвращаются к прежним ошибкам и к прежним страданиям.
Поэтому людям, признавшим великие открытия и изыскания ученных, сознающим ответственность каждого человека перед своей совестью и необходимость сообразоваться с законами природы, надо было сплотиться и соединить страдания для распространения их убеждений ради пользы человечества.
Вопрос духовный тоже послужил стимулом для многих.
Человека отличают и возвышают над другими созданиями высокие свойства ума, души и сердца. При этом известно, что эти свойства находятся в бесконечно различных степенях, смотря потому, насколько человек руководится своими аппетитами, грубыми инстинктами и страстями. Наслаждения заставляют забывать все остальное, а когда человек чересчур к ним стремится, можно с уверенностью сказать, что он опускается, вместо обязательного нравственного совершенствования. Вегетарианство, как более чистый и рациональный режим, вполне удовлетворен потребностям, не вызывая при этом искусственного возбуждения.
Мы нисколько не стремимся уверить, что вегетарианство, само по себе, содействует развитию ума и сердца, но последователи его отлично знают по опыту, что оно драгоценный пособник, который, по причинам чисто физиологическим, сохраняет ясность ума и значительно облегчает мозговой труд.
Вегетарианцы всегда умеренны; это уменьшает их потребности, заставляет меньше думать о себе, избавляет от тяжелого гнета эгоизма и дает возможность правильнее понимать окружающее.
Вегетарианство не дает ничего, если не желать признать, что оно перерождает наш организм, вновь созидая его из менее грубых материалов; но нельзя отвергать, т.к. это было бы противно очевидности, что оно позволяет человеку пользоваться всеми силами и способностями во всей их полноте.
К заботе о благе ближних присоединяется еще для многих сострадание к животным. Они не могут понять, чтобы животное страдало от человека, и считают, что его назначение слишком высоко, чтобы он отнимал жизни, которых не создал, когда это не обусловливается не потребностью, ни необходимостью.
Они видят в животных друзей, братьев из низших ступеней естественной эволюции, не хотят губить их без причины и считают себя их защитниками.
Нам возразят, пожалуй, что общество покровительства животных уже существуют давно, а потому вегетарианские общества вовсе не нужны для людей с таким чувствительным сердцем.
Подобное заключение было бы ошибочно, т.к. общества покровительства животных не могут вполне удовлетворить последователей нашего учения; они не могут понять, что любовь к животным ограничивается несколькими любимцами, и не понимают, чтоб можно было любить и убивать, будь это для удовольствия, или для питания.
Их сострадание шире и правильнее; поэтому, когда им было доказано научно, что человеку не нужны такие жертвы, они отказались от своих заблуждений и присоединились к нам.
Следовательно, это уже не фантазии оригиналов, а нечто обоснованное, рациональное, крепко стоящее на прочных устоях.
Это поняли все постепенно примыкавшие к нам; они в свою очередь захотели увеличить нашу силу, авторитет, давая нам средства как материальные, так и нравственные, к распространению учения, освященного веками и проповедуемого мудрецами всех времен.
Благодаря им, и они могут этим гордиться, мы могли основать у нас, на родине, Французское Вегетарианское Общество, которое пользуется иногда весьма лестными отзывами, ободряющими его деятельность.
Благодаря им, Французское Вегетарианское Общество начало устраивать с 1899 г. собрания и беседы и издавать брошюры, из коих многие были замечены учеными и возбудили горячие похвалы их авторам.
Благодаря им же, многие наши соотечественники следуют нашему примеру, робко иногда, нерешительно, считаясь с привычками, вкусами и боязнью общественного мнения; но, по крайней мере, они пробуют, а это главное, т.к. испробовав, они рано или поздно убедятся. Никакие научные доводы не сравнятся с личным опытом.
Пусть же убежденные – а их много – помогают нам, это их долг. Пусть заглядывающие к нам впервые, с целью ознакомиться с вегетарианством, не ограничиваются этим; они тоже убедятся в верности нашего учения, найдут здесь благоприятную среду и почерпнут в ней силу и устойчивость бороться против вредных привычек, враждебности и апатии окружающих; кроме того, они окажут существенную услугу своим близким и будут содействовать делу физического и нравственного возрождения, предпринятого вегетарианскими обществами.
1. “La Reforme Alimentaire”, #6, 1903.
|