Вегетарианский вестник, 1904 г.
К иллюстрации
Причины воздержания от мяса 80-ти летнего врача –
д-ра медицины Ж.М.Пиблс
(Перев. с английского Г.Эрфурт1)
Как врача, которому за 80 лет, бодрого, здорового и только что вернувшегося из четвертого кругосветного путешествия, меня часто спрашивают: «Что Вы едите?»
Я не ем животной пищи, потому что, согласно мнениям некоторых отцов Церкви и учению буддистов, я считаю себя не вправе отнимать то, чего я не в состоянии дать, т.е., жизни; также я не считаю себя вправе причинять муку созданиям низшего порядка. Еда мяса раздражает, возбуждает и увеличивает жизненную силу животной природы. Далее я исключаю еду животных вследствие того, что в самом здоровом мясе рогатого скота и овце находятся более или менее негодные вещества или накопления, мертвые субстанции в мышцах и в крови, не переработанных кровообращением, и я настаивают на том, что это накопленное вещество, это выделенное вещество в плоти и в крови и в печени убитого животного непригодно для еды.
Употребляющие фрукты, овощи и вообще растительную пищу пользуются таковою во всей ее чистоте из первоисточника и превращают ее сами же первичным образом в плоть и кровь, между тем как мясоеды пережевывают и вторично переваривают то, что уже раз было жевано, проглочено, переварено и превращено в мясо.
Еда мертвых животных в здоровом состоянии и питье теплой животной крови в случаях чахотки составляют обыкновение, которого нельзя одобрить.
Все-таки многие предпочитают дичь, птицу и рыбу зелени, кислому хлебу и картофелю – обыкновенным простым блюдам. Добросовестный вегетарианец часто бывает смущен поставленною пред ним едой.
Но, скажет любой: «Я ем именно то, что мне нравится». Совершенно так; подобным образом поступают и всеядные животные, люди же, одаренные разумом и должною степенью здравого ума, едят то, что питательно и здорово.
Вкусы и аппетиты должны быть обузданы, приучены и подчинены более благородному сознанию и истинному знанию жизни.
В 1871 году я сопровождал в Лондон Фридриха В. Иванса, выдающегося американского шэкера. Старец был суровый вегетарианец, в течение целых 50 лет, не вкусивший ни рыбы, ни дичи, и вообще животной пищи. Во время нашего пребывания в Лондоне мы были приглашены к завтраку членов парламента. Присутствовали Гепцорс, Диксон и другие представители литературы, а также несколько членов парламента.
Приглашенный в столовую отец Фридрих потребовал свой дорожный сак и, вынув из него кусок грубого грехам-хлеба, положил возле своего прибора.
Завтрак был заманчивый и отборный, но отец Фридрих стойко отказался от кофе, чая гренок, бифштекса, рыбы, котлет, масла – от всего, исключая чашки молока и хлеба, который он привез с собою из Америки.
Это было мужество; это была жизнь согласно принципу.
Один из гостей спросил старца, почему он взял с собой свой хлеб. «Потому, – сказал тот, – что я хочу иметь хлеб, годный для еды. Этот хлеб на вашем столе, прошедший состояние брожения, приготовленный из слишком тонкой муки, не годен для еды». Затем последовал строгий выговор за обжорство и лакомство, заканчивающийся следующими словами: «Как англичанин я стыжусь за вас, вы должны раскаяться; ведите себя лучше и сделайтесь христианином».
Генерал Грант говорил: «Величайшая обуза жизни – это то обстоятельство, что каждый желает меня видеть за столом. Эти люди думают, что не оказывают гостеприимства до тех пор, пока не проведено полтора часа за столом».
Между самыми обыденными недугами, постигающими массы американцев и особенно занятых литературным трудом – расстроенное пищеварение.
Причин этому существует много, среди которых можно назвать еду животного мяса, скверную стряпню, ошибки в диете, употребление поддельных или возбуждающих напитков, дыхание гнилым воздухом, рассеянный, как равно сидячий образ жизни и сильные страсти.
Вегетарианизм, рекомендующий употребление в пищу фруктов, орехов и хлебов всех сортов, все более и более получает признание среди интеллигенции всех стран. Его победа неминуема.
1. The Vegetarian Magazine, November 1903
|