Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.2.1912
Третий Рим 26
Когда-то мы были младенцами.
И, оглядываясь вокруг себя, мы замечали что-то вне нас, чуждое
(новое или позабытое), с которым мы сталкивались так или иначе.
Мы взаимодействовали.
Этим путем мы образовали сознание и память, отношения, которые
нас связывали с миром вне нас, разбираясь в море явлений и отвлекая
из массы представлений понятия – формы размежевания, восприятия,
сохранения и передачи единого моря жизни.
Отношения эти были далеки от вражды и критики. Сознание и память
были внутри нас, были мы сами, и весь внешний мир был их проекцией.
Они создавали стройность в хаосе.
Поэтому весь мир был близок и одушевлен: мы тянулись за луной
и в дереве видели себя. Наш опыт и сознание обращались в субъектизацию
мира, и наши боги были мы сами, одаренные всеми качествами. Мы
были счастливы в родном мире, в цельном нераздельном море, которое
мы называли Паном, великим Паном. Идей не было, а все было живо
и существенно и душой всех тел была красота, — но не абсолютная,
— и недостатки служили именно в целях достижения преимуществ.
Красивое являлось добрым, а мужество добродетелью.
Мы так были заняты работой определения и восприятия, что не имели
времени заниматься рассуждением о наших чувствах, вызванных внешним
миром и критиковать эти отношения к нему.
Но в один прекрасный день мы заметили не только внешность, но
и противоположность мира нам - противоположность качеств. Этот
день был день открытия души субъекта, как противодействующего
миру и вполне обособленного от него. Даже тело принадлежало миру
– оно не чувствовалось, а воспринималось. И понемногу мир превращался
в воображение, а душа в сущность. Мы сделались юношами и не видели
больше в мире себя, а искали себя в мире. Мы критиковали его,
считали себя выше его, не доверяли его видимости, осязаемости.
И все больше уходили в отвлеченность. Выросшее древо добра и зла
наивности нашей раскололось на два древа, которые превратились
в извечные абсолюты. Высшая, окончательная, всеобъемлющая отвлеченность
сделалась нашим Богом – единым духом, Иеговой, — которого мы искали
всюду и который ничто иное, как объектизация нашей души, тогда
как все меньшие боги, как правда, справедливость и т.д. – объектизация
наших отвлеченных понятий.
Пред нами встала проблема красоты и мы старались ее объяснить
целями добра.
И как мы в первое время в наши младенческие годы все явления
принимали с распростертыми объятиями, так мы во второе время делались
нетерпимыми и допускали только своих богов, их проводили, за них
боролись. Наша враждебность к внешнему миру дошла до того, что
мы начали умерщвлять плоть во имя духа, не замечая, что нет духа
без плоти, что нет высокого без низкого. Но жизнь противилась
– она не допускала начала без конца, приятия без изъятия – и жестоко
карала все нелепые отступления от действительности, которые шли
дальше слов. Живая жизнь шла, не справляясь с мертвыми отвлеченностями;
для нее они не существовали. Элиминация "злых" явлений
и качеств, создавшая отвлеченных, однобоко абсурдных абсолютов,
богов-кумиров, повела к бесплодности, к топтанию на месте, к прострации
бессилия.
Превратившись из приемлющих мир в неприемлющих его, мы не могли
выйти из природы и ее законов и приобретали себе только бесцельные
лишения и непроизводительные мучения. Кровь мы отдавали фантомам.
Темное средневековье было вторым Римом, показавшим всю мертвенность
однобокого отвлечения.
Когда мы возмужаем?
Понемногу мы подвигаемся к расцвету, к третьему и последнему
времени, после которого последует старчество и конец – потому
что и человечество не вечно, а имеет конец, как все, что имело
начало. Это закон бытия. Всякая сила расходуется, изживается,
распыляясь на все стороны, — стало быть и сила человечества, имеющая
тоже не безграничное напряжение.
На нашем пути хочет нас остановить умерщвление духа непонимающих,
что и душа не может быть отвлеченно однобокой, что и в ней "высокие"
качества сопряжены с "низкими", обусловлены ими, и что
все относительно, как холод и жара, лежащие на одной линии, представляющие
одну линию с постоянно меняющейся точкой разграничения, точкой
слияния и перехода.
Утопическое отклонение от единства мира и всех его явлений к односторонней,
безжизненной отвлеченности "доброты" без "зла"
– по произвольному, принужденно-общему или тупоумно-общему определению
– задерживали наше развитие.
Когда мы возмужаем?
Когда мы совместим человечество и отчизну, коллектив и личность,
соединение и разграничение, необходимость и свободу?
Когда мы гармонически соединим любовь и ненависть, чтобы идти
к своей цели, т.е. к полноте жизни, силы и радости человека, живущего
не словами и фантазиями, а действительностью своей природы, природы
мира, питающей цветок отбросами и не знающей любви каждого ко
всем, — что было бы не любовью, а смертью?
Но мы еще не собираемся помирать. Мы хотим жить, — питаться и
цвести, бороться и отдыхать, ненавидеть и любить, признавая и
проводя гармоническое единство тела и души, мира и человека. Мы
согласны, если нужно, положить живот свой за друзей и ближних
своих, не за всех людей, отрицая самообман или лицемерие любви
всех ко всем.
Сильный человек, владеющий самим собой и не отрицающий ничего
человеческого, человек, радостно принимающий мир и живущий всеми
силами своими, свободно и открыто, — вот наша цель. Мы ненавидим
цепи, ненавидим телесное и духовное скопчество и сектантский аскетизм,
умертвляющий плоть – якобы в пользу души – и душу, якобы в пользу
неведомой вечной жизни, где человек будет жить будто бы вне рамок
человечности, как он теперь воображает себе, что стоит вне рамок
природы, выше сил ее и законов.
Третий Рим, — самый долгий, — пред нами. Это значит: мы, возмужалые,
должны верить себе, жить своею судьбою, — не фантасмагориями,
— и, воплощая, исполнять ее. Это значит: мы не должны идти путем
нетерпимой исключительности фанатически возносящего себя прямолинейно-узкого
сектантства; быть не отвлеченным человеком, а личностью, — не
презирая тела, не отклоняя живого мира в угоду собственным отвлеченностям.
Отвлеченность не объясняется отвлеченностями. Тело и дух суть
"внешнее" и "внутреннее" восприятие единого
живого существования. Вне жизни нет радости; отвлеченность – гибельный
мираж. Единство человека, жизни, понятий и живая цельная вселенная
– вот основание, на котором зиждется Третий Рим.
Прошедши первый и второй Рим, в третий Рим ушел перед нами Толстой,
готовя нам путь и место. Именно этим знаменателен его уход. Он
ушел не только от личного Бога, с которым он раньше мистически
общался молитвой и постом, он ушел и из невозможных, теснящих
и щемящих его внешних условий семьи и дома, почувствовав, поняв
и показав своим примером, что мистическое созидание нового мира
только в душе, так сказать, выпрядкой его из собственных (отвлеченных
из него же) понятий, независимо от внешних условий, несостоятельно
и не может удовлетворить живого человека. Он возвратился к содействию
действительному миру живым действием без соучастия обрядового
фетишизма и его служителей, этой вечной искусственной заставы
свободного развития жизни, этого Прокрустова ложа для непосредственного
(хотя и бессознательного) творчества. Он отвернулся от небес и
возвратился к земле, он отвернулся от богов и шаманов и вернулся
к живому человеку.
Он освободил тело от давно давившего его фальшивого христианского
недоразумения и воссоединил это тело со свободной душой в единого,
свободного, живого человека. Он восстановил попранные им же раньше
права презренного тела и, вступив на обетованную почву зрелого
человечества, доказал, что для человека недостаточно жить одной
душой – т.е. мечтой и воображением, в своем мире, что цельный
человек не может уклониться от властного требования души – создать
свой мир и в действительности, т.е. внешние условия жизни согласовать
с душевным складом – каждый по-своему, а одинаково мыслящие и
чувствующие – совместно... Нам идти...
Путь уготовлен.
Ф.Р. Герман
Примечания:
*26 - Мы во многом не согласны с этой статьей, но
сочли нужным дать автору возможность высказать свое отношение
к затронутому вопросу. Редакция "Вегетарианского обозрения"
_____________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|