Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.5.1912
Письмо Л.Н. Толстого
к М.В. Алехину
1891 г.
Очень рад был получить ваше письмо,
Митрофан Васильевич. С мнением вашим о том, что многим людям нужно
было уединение и пост для укрепления и испытания себя, я совершенно
согласен; но думаю – вероятно и вы тоже – что это не может быть
правилом: одним нужны уединение и пост прежде, чем другие испытания,
другим нет. При одинаково искреннем стремлении к добру и истине,
пути, по которым идут к ним люди, могут быть совершенно различны.
Мне кажется, что одна из главных причин несогласия людей это то,
что каждый, идя по своему известному пути к цели и видя другого,
идущего по другому пути к той же цели (а путей столько же, сколько
радиусов), мы склонны настаивать на том, что истинный путь только
тот, по которому мы идем. Вообще же статья о поступках мне была
интересна потому, что в последнее время пришлось много и читать
и думать об обжорстве (прекрасная английская книга о том, что
с древнейших времен Пифагора до наших дней писалось о вегетарианстве,
вообще о воздержании, переводится у нас 39, и я думаю, что один
из главных грехов, самый распространенный и едва ли не коренной,
на котором вырастает куча других, есть обжорство – гортано и чревобесие
– желание долго и как можно более приятно есть. В статье о постниках
много суеверного, преувеличенного и самый мотив постничества,
состоящий в казнении своего тела и в надежде через постничество
усилить свою духовную силу, мне кажется неверным. Но сущность
дела то, что человек ест теперь большею частью во много раз больше,
чем это нужно для наилучшего проявления его сил (под силами я
разумею наивыгоднейшее отношение для человеческой деятельности
духовных и физических сил) и что поэтому всем полезно постничество,
сознательное уничтожение чревобесия, т.е. приучение себя к наименьшему
количеству пищи, при котором достигается наивыгоднейшее состояние.
Наивыгоднейшее же это состояние достигается, я думаю, при потреблении
гораздо меньшего количества пищи, чем вообще это считается нужным.
Вы говорите, что победить пищевую похоть вам было легче всего,
для меня же напротив. И я думаю, что пищевая похоть связана тесно
с половою и служит основою ей. Вы может быть скажете: что считать
наивыгоднейшим отношением духовных и телесных сил? и что это понятие
относительное. Я не возьмусь теперь определить абсолютно, какое
это должно быть отношение; но для себя знаю его и думаю, что каждый
знает. Я знаю в себе то состояние, которое ближе всего подходит
к тому, в котором я всегда желал бы быть: большая ясность мысли,
способность переноситься в состояние другого, понимать его и легкость
физическая, подвижность, отсутствие сознания своего тела. И вот
известная мера пищи удаляет или приближает меня к этому состоянию.
Если я перепощу – мой желудок чувствуется мне, нет ясности мысли
и сочувствия, хотя и есть подвижность. Если я переел, то теряется
все: и ясность мысли и сочувствие и даже подвижность. И потому
я всегда найду ту ступень, которая нужна, и она всегда ниже обычно
принимаемой большинством пищи. Если вам покажется, что я напрасно
толкую о таком предмете, то простите. Я считаю этот предмет из
практических приложений к жизни несомненно самым важным.
Ваше миросозерцание я более или менее понимаю, но говорю более
или менее потому, что вполне выразить свой взгляд на жизнь невозможно.
Мы понимаем миросозерцание друг друга не вследствие того, что
мы его выразим в общей связи, а больше вследствие разных случайных
выражений, согласия, сочувствия по разным вопросам. И так я знаю
вас и ваши взгляды по рассказам о вас Исаака40,
Ге41,
вашего брата42,
и знаю, что мы одному верим и одно любим. Нет ли у вас известий
от брата? Я получил от него недавно письмо испод Одессы и отвечал,
но еще не имею ответа.
Любящий вас Лев Толстой
Передайте мой привет Д.А.43
Не возьмется ли он переводить часть книги, о которой я пишу?
___________________________________________________________________________
Примечания:
39 - Лев Николаевич говорит здесь об "Этике
пищи". Редакция "Вегетарианского обозрения".
40 - Исаак – Фейнерман.
41 - Николай Николаевич Ге – сын художника.
42 - Аркадий Васильевич Алехин, одно время был горячим последователем
Л.Н. В настоящее время он баптист.
43 - Д.А. – Дмитрий Александрович Хилков.
___________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|