Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.6.8-9.1912
Письма из Англии
Из английских журналов
Основы новой школы
I.
"Катастрофа с "Титаником", — цитирует английский
вегетарианский журнал "The Vegetarian", — затронула
народную мысль, но мы остаемся холодны к 50000 ежегодных жертв
от бича чахотки, потому что внимание наше не было привлечено одной
общей катастрофой".
Как маломыслящие люди наивно заботятся о Красном Кресте, о корпии,
о бинтах и мазях для жертв войны и не думают и не тревожатся об
искоренении самой причины войны: лжи и обмана, совершаемого одними
людьми над другими, и обузданием животного инстинкта в людях,
так и медицина в настоящее время всецело занята не освещением
и устранением причин многочисленных болезней, а лечением их последствий.
Излишество в пище и питье с одной стороны, недоедание и чрезмерное
изнурение за тяжелой работой в пагубных условиях с другой и общее
невежество в элементарных вопросах гигиены являются главными факторами
болезней.
Вот, например, какие нечистоты мы принимаем в мясе, будучи совершенно
уверены, что едим самую "здоровую" пищу:
"Мясоеды, — пишет англичанин Оливер в своей статье "Реформы
пищи для рабочих", — с удовольствием говорят о сочном бифштексе,
от одной мысли о котором текут слюнки: какой запах, что за вкус!
Но что же дает бифштексу такой приятный, тонкий вкус? Коровьи
"нечистоты". Очистите мясо от этой нечистоты, разрезав
его и, погрузив в холодную воду, основательно промыв, — в остатке
получится твердая безвкусная масса тканей, которая положительно
невкусная. Питательности она от этого процесса не потеряет, только
коровьи "нечистоты", которые, если бы вы оставили ее
в живых, скоро выделились бы в виде жидких и твердых отбросов
самого ядовитого и неприятного качества. Вы вероятно никогда прежде
не подумали об этом, но теперь, когда мы открыли перед вами голую
правду, одна мысль о проглатывании чего-то столь нечистого и неприятного
должна быть до некоторой степени отталкивающей.
"Но не наводнят ли нас животные, если мы не будем их есть?"
спросите вы. Нет, потому что сейчас их искусственно разводят,
чтобы удовлетворить потребность. Не будь этой потребности, не
было бы и искусственного разведения. Нам никогда в голову не приходило
бояться быть наводненными ослами, барсуками, хорьками или ежами
– животными, которых мы никогда не подумали есть".
II.
В Хэдли, в графстве Hampshire, (Англия) прошлою весною открылась
свободная школа для детей. Основатель этой школы, Филипп Ойлер,
давно стремился провести в жизнь идею свободной школы и для этой
цели устраивал в разных странах так называемые "детские лагери"
(childrenscamps). После успешного опыта над такими лагерями он
решил открыть школу. Основная идея школы – воспитать самостоятельных
нравственных людей. В сжатом виде эта идея так изложена в брошюре
"Цели и идеи школы".
"Мы не желаем вселять наших мыслей и идей в детях, но, придерживаясь
первоначального значения слова, желаем "воспитывать"
и "выводить" то, что есть в них. Поэтому мы даем им
большую свободу и доступность тишины и одиночества, что необходимо
для саморазвития".
"Мы стремимся сохранить ребенка в ребенке, чтобы также сохранить
ребенка во взрослом и этим сберечь в нем удивление, веру, доверие,
простоту, энтузиазм, восприимчивость.
Мы предотвращаем детей от предрассудков класса, пола, веры, цвета,
нации. Мы желаем воспитать всеобщую любовь, чтобы объединиться
со всеми людьми на почве нужды и чувства.
Мы предпочитаем развитие характера знанию фактов, развитие сердца
– развитию ума, самосозерцание – созерцанию.
Мы почти совершенно оставляем в стороне правила и дисциплину.
Мы даем свободу, любовь и доверие, то, чего мы все желаем.
У нас нет ни наград, ни наказаний. Справедливые дела сами себя
награждают. Болезнь и угрызения совести – достаточные наказания
за неповиновение природе и совести. Кроме того, работа, направленная
на нужды жизни, любима всеми, особенно детьми, — они никогда не
проявляют, если они здоровы, нежелания учиться".
"Желательно, чтобы знакомство с природой приобреталось через
непосредственное общение с ней; поэтому мы поощряем спанье в лесу,
лагерные и прогулочные компании, солнечные и росистые ванны, наблюдение
восхода солнца, насаждение деревьев, выращивание семян и т.д.
Когда дети впервые спросят о таинственности рождения, мы думаем,
что очень важно дать им полное и верное объяснение. Если родители
не чувствуют себя способными взять на себя эту обязанность, мы
рады взять ее на себя, пользуясь для этого радостными аналогиями
из природы.
Мы думаем, что дети при рождении так же чисты, как первый снежок
и что мы либо мараем, либо поддерживаем эту чистоту.
Умственных наставлений мы не делаем. Состав руководителей состоит
из равного числа мужчин и женщин, которые стараются жить согласно
тому, чему они хотят, чтобы научились дети. Любовь для нас великий
учитель. В сущности, любовь и есть все, что мы от других желаем,
а опыт, как мы все знаем, несравненно более полезен, чем какое
бы то ни было мудрое учение. Самое большее, что мы можем – это
указывать (и это мы должны делать) детям путь, но шествие само
пусть будет их предприятием.
Религия для нас однозначна с жизнью. Не существует определенного
времени для молитвы и не исповедуется никакая вера. Мы стоим,
где все веры сходятся – на истине. Устраиваются чтения из книг
священного писания и из разных авторов, сочинения которых дают
радость и ведут человечество к совершенству, ибо такие сочинения
тоже священное писание.
Инструменты, игрушки и т.п. доставляются. Дети могут приносить
с собой сырой материал и выделывать что-нибудь по своим способностям.
Готовые орудия только соблазняют к ломке и не имеют воспитательного
значения. Кроме того, детей подготовляют с готовностью одолжать,
различие "моего" и "твоего" нами не одобряется.
Мы обращаем больше внимания на существование предмета, чем на
обладание им.
Мы стремимся к сырой вегетарианской диете, сообразуясь с тем,
что для детей, диета которых была прежде иная, потребуется некоторое
время, чтобы постепенно приблизиться к этому. Мы предпочитаем
легкую, просторную, самодельную одежду, чувствуя, что от постепенного
приучения себя к простой одежде приобретается здоровье. Простая
одежда и сырая пища не только способствуют здоровью, но, упрощая
жизнь, дают время для действительной жизни".
Пока школа помещена во временном помещении, но проектируется построить
дом по особому плану.
"Он будет построен, – говорится в той же брошюре "Цели
и идеи школы" – исключительно из лесу, что здоровее, нежели
из камня, кирпича и, в особенности, металла; он будет длинный
и узкий, обращенный к югу, так чтобы ни жилая комната, ни спальня,
ни мастерская не была бы обращена на север; он будет двухэтажный,
чтобы избежать опасности при пожаре, и будет иметь длинный балкон,
во всю длину дома, чтобы кровати могли быть выдвигаемы туда для
спанья; он будет на высоком месте, на песчаном грунте, с широким
горизонтом впереди и хвойными деревьями вблизи; будет свой колодезь
для воды для питья. Сад будет заведен самими руководителями и
детьми, но земля поблизости будет сохраняться в дикости, чтобы
можно было изучать местные цветы и животных. Никаких домашних
"любимчиков" не будет, но доброта будет оказана всем
живым тварям. Мы желаем доставить им ту же свободу и любовь, которую
желаем себе".
Кроме неразработанности и неполноты некоторых пунктов мое внимание
было привлечено отсутствием программы образования. Подумав, что
такое упущение было сделано составителями брошюры намеренно, ради
краткости изложения главных основ школы, я обратился к мистеру
Ф. Ойлеру в числе других вопросов, со следующим: что вы преподаете?
На это он мне в письме ответил: "Мы ничего не преподаем,
мы советуем, мы подаем примеры, мы помогаем, когда дети нуждаются
в нашей помощи. Мы стараемся жить так, как учили Лао Цзе, Гаутама
(Будда), Христос и другие великие учителя, ибо учения их в сущности
сходны".
Такое отсутствие определенности в предметах преподавания показалось
мне излишним. Некоторая программа занятий науками, полезными для
жизни, когда для выборов и определения их объема есть нравственное
руководство, очень полезна.
Странным утопичным может показаться стремление к такому образу
жизни и воспитания, но на самом деле он есть та простая, здоровая
норма, от которой люди так настойчиво и легкомысленно стремятся
отойти, в погоне за призрачными чувственными благами, выразившимися
в форме утонченной, безнравственной цивилизации.
Christchurch, Hants. Л. П.
Англия. Сентябрь 1912
III.
Англия страна сравнительно богатая. Но то, чем она богаче, например,
земледельческой России, добыто главным образом торговлей, обманом
и насилием над другими народностями: жителями Индии, Египта, Южной
Африки. Хотя в Англии и нет общей воинской повинности, но народ
сам охотно идет на военную службу, потому что благодаря этому,
т.е. организованной военной силе, они и могут пользоваться богатствами
других стран и народов. Если бы этого не было, если бы англичане
были народ более земледельческий, простой, наверно и у них была
бы общая воинская повинность. Жизнь земледельца простая, трудовая,
полная забот по хозяйству; да и нива колосистая, и голубоглазый
лен, и лес, и луг, с заливающимся над ним жаворонком, и домашняя
скотина – все это родное, все радует душу, и ему некогда и не
интересно было бы заботиться о том, чем так гордятся в настоящее
время англичане: законами, науками, властью, изобретениями. Пришлось
бы его тогда не только обманывать, как теперь, но и спаивать,
обирать и силою тащить на военную службу, чтобы создать все то,
чем англичане теперь хвастаются перед другими державами.
Благодаря, значит, своей "предприимчивости" англичане
достигли того, что со всех сторон к ним стекается масса богатств.
Главная часть этих богатств, конечно, попадает в руки немногих
похитрее да половчее, но и на долю среднего английского рабочего49
, при тех же государственных налогах, как и в других государствах,
приходится много больше пищи, одежды, жилья, досуга и развлечений,
чем на хорошо зарабатывающего русского рабочего; в сравнении же
с простым пoдaтным крестьянином он просто барин. При такой жизни
у них издавна сложилось мнение, что они народ свободный, культурный
и призваны поучать другие, менее культурные народы. Людям других
стран со стороны кажется, что они действительно цивилизованный
народ, понимая под этим словом нечто противоположное жадности,
грубости, лживости, нечестности и, не вникая в сущность дела,
стараются им во всем подражать: в образе правления, в организации
промышленности, в машинном производстве, в еде, одежде и обычаях.
Так обстоит дело, если сравнивать, кто чем владеет. Но если взглянуть
на такую жизнь с точки зрения нравственной, — как должно жить
людям, как разумным существам, — то окажется, что жизнь англичан
и дурная и лживая. Если же рассмотреть, какая им от такой жизни
польза, то окажется, что не только нет никакой, но есть громадный
вред. Об этом все больше начинают писать в прогрессивных научных
и вегетарианских журналах и газетах. Вот, например, что пишет
мистер Баррингтон в одном из выдающихся английских вегетарианских
журналов "The Herald of the golden Age" ("Вестник
Золотого века"): "Мы едим и пьем вещи, которые взвинчивают
наши нервы, доводят их до лихорадки и оцепенения, и тогда удивляемся,
что они нас беспокоят. Подумайте только, что поглощает обыкновенный
человек в течение 24 часов: кофеин в чае и кофе в таком большом
количестве, как никогда прежде; никотин в бесчисленных папиросах;
испорченную пищу в виде консервов; вредное химическое брожение
в пиве и вине, вредные продукты перекормленных животных, ядовитые
экстракты мяса, рыбы и полуразложившейся дичи. Несчастен тот день,
когда быстрое океаническое сообщение сделало доставку мяса неимоверно
дешевой и чай с солидных 15 шиллингов (7 р. 50 к.) за фунт понизило
до бесценка". Доктор V. Knaggs приводит следующие слова доктора
Р. Боэслера о сахаре: "Современное изготовление сахара принесло
с собой совершенно новые болезни. Сахар в продаже ничто иное,
как кристаллизованная кислота. В прежние времена, когда сахар
был еще так дорог, что зажиточные только могли им пользоваться,
с точки зрения национальной экономии он не имел значения. Но в
наше время, когда дешевизна его стала фактором вырождения нации,
на это следует обратить внимание. Потерю энергии от употребления
сахара в прошлом столетии и в первый десяток нынешнего нельзя
не заметить, — она оставила свои следы на нации. "Плохо не
употребление сахара, а злоупотребление им". ("The Healthy
Life" — "Здоровая жизнь". Октябрь).
В брошюре "Обычный недуг желудка" доктор V. Knaggs
пишет о белом хлебе: "Пятичасовый послеобеденный чай нашей
страны один из самых нездоровых и плачевных обычаев современной
цивилизации. Белый хлеб из булочных, пирожное и пышки, приготовленные
из белой муки, в лучшем случае неудобоваримы, а когда это легкомысленно
смывается в желудок сладким чаем, количество крахмала, доставленного
желудку в самом его невыгодном состоянии (пропитанном сахаром
и танином чая), делает работу этого несчастного органа чересчур
тяжелой даже для здорового организма, чтобы продержаться долго
безнаказанно".
Желудочные, кишечные, нервные, ревматические, душевные и всякие
другие заболевания начинают принимать серьезный характер среди
английской нации. Рядом с этим растет армия докторов-догматиков,
по невежеству своему не видящих и не ищущих причин этих заболеваний.
Пичкая людей лекарствами и вырезывая кишки, они вполне уверены,
что служат прогрессу, который их куда-то выведет. Он в конце концов,
может быть, и выведет их на путь праведный, как водка может привести
пьяницу к трезвой жизни, тем, что он под конец увидит, что если
будет продолжать пить, то совершенно погубит себя, но это не значит,
что пьянство и есть путь к трезвой жизни. Прогрессивная же и вегетарианская
пресса, наоборот, докапываются до причин и находят их в излишестве,
в неумении приготовлять пищу и в мясе. Мисс Бут пишет в "The
Herald of the golden Age": "Я живо чувствую, как настоятельно
нужно широкое распространение среди всех классов разумных и простых
сведений о выборе и приготовлении чистых кушаний, чтобы воспрепятствовать
вырождению расы".
Но тут английская вегетарианская литература в своем большинстве
переступает разумную границу гигиены питания и уже ставит себе
пустую цель: "здоровая, красивая раса". Привожу слова
мистера Олдфильда, которые показывают эту несуразность. Приглашая
молодых людей записываться в территориальную армию (в отличие
от той, которая посылается в колонии), он в ярких красках описывает,
как вегетарианский режим и лагерная жизнь сделают то, что "Англия
будет иметь лучших граждан и меньше сорных трав, ежели сыны ее
будут ежегодно отслуживать один месяц".
Жили люди для тела и искали в еде наслаждения. Жили так и дожили
до того, что сам источник наслаждения, тело, стало портиться и
вместо наслаждений стало приносить им болезни и страдания. Теперь
стали изучать функции тела и его химический состав, чтобы наслаждаться
так, чтобы тело не портилось. И никто не хочет видеть, что тело
смертно, что нельзя в него положить жизнь, — боятся открыто признать
это коренное противоречие жизни, чтобы остановиться перед ним
и задуматься, а продолжают жить самообманом. Это очень похоже
на то, как если бы осужденный на казнь заботился бы о том, чтобы
не потерять здоровья и вкуса к предстоящему еще обеду.
Но это только тень жизни. Истинная жизнь в исполнении высшего
закона, закона Бога, сознаваемого нами в себе. Перед этим внутренним
светом человек прежде всего заботится о чистоте своего сердца
и правдивости мыслей. Прежде, чем погружаться в науку о здоровье,
он спросит себя: так ли я живу, как подобает мне, разумному существу?
И окажется, что перед этим светом падает вся сложная, утонченная,
праздная жизнь со всеми ее докторами и науками. Живя по Божьи,
человек будет любить и жалеть живых тварей, не будет тешить свое
брюхо какой бы то ни было пищей или заботиться об улучшении расы.
Воздержание, труд, простота и чистота возвратят чистоту и простоту
чувства вкуса, который, руководясь разумом, и будет главным руководителем
в выборе пищи.
Талмуд говорит:
"Люби Превечного, Бога твоего, всем сердцем твоим, пусть
сердце твое всецело будет посвящено Богу, пусть мир водворится
во внутреннем мире твоем, чтобы чувственные наклонности твои вполне
подчинялись чувству долга".
Л. Перно
Англия. 21 октября 1912 г.
Примечания:
49 - Здесь говорится о той части английской нации,
которая находит заработок или имеет сбережения в банках; кроме
этого, тут, как и всюду, за цивилизацией следует толпа безработных,
обездоленных, полуголодных, не имеющих доступа к национальным
богатствам, пользующихся только крошками от тех, кто при работе,
и от богатых.
_____________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|