Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев, 1912 г.
(Избранные
статьи)
ВО.6.1912
Толстовство в жизни51
Мне пришлось побывать этим летом в двух толстовских колониях.
Для читателя, который относится к толстовским колониям, как к
утопическим затеям, замечу с самого начала, что заговорил я о
них совсем не потому, что вижу в "опрощении" выход из
современного социального тупика. Но думаю, что раз в наше скептическое
время находятся люди, которые уходят из условий, так называемой,
культурной жизни и поселяются в деревне, в глуши, и работают тяжелую
крестьянскую работу, то независимо от вопроса, чем такой образ
действий может окончиться, это интересно просто как факт.
Первою из посещенных мною колоний была община, приютившаяся в
15 верстах от станции Митрофановки, юго-восточных железных дорог,
в имении Елизаветы Ивановны Чертковой.
Владелица имения ничего общего с толстовством не имеет и ему
не сочувствует. Но это просто добрая женщина, готовая помочь всем,
кто ищет хорошей жизни в труде и простоте. Поэтому ее сыну, другу
Л.Н. Толстого и хранителю его литературного наследства (я говорю
о Вл. Григ. Черткове), легко было убедить ее предоставить имение
в 500 десятин под земледельческую трудовую артель для некоторых
его единомышленников.
22-го февраля 1911 г. в Петербурге между артельщиками и владелицей
имения состоялся договор, оформленный по всем правилам закона
(на основании статей 1528-1531 и 2198 тома X ч. I свода законов
гражданских) и заключающийся по существу в следующем:
1) На всей заарендованной земле устраивается одно общее хозяйство
всей артели с общей обработкой земли, предоставляя в отдельное
пользование только усадебные участки в размере одной десятины
на каждую семью для устройства жилых и хозяйственных построек,
посадок, огородов и т.п., не принадлежащих артели.
2) Весь скот, лошади, земледельческие орудия и машины, постройки
на артельном дворе и вообще все хозяйство и артельное имущество
составляет собственность всей артели.
3) Для начала дела каждый из членов артели должен внести в кассу
артели денежный пай в размере 50 рублей. Если же кто-либо из членов
не будет в состоянии внести свой пай одновременно, то на нем остается
долг, который должен быть уплачен в кассу по частям в определенные
сроки по соглашению с остальными членами артели.
4) Весь урожай артельного посева свозится в один артельный двор
и по окончании молотьбы зерно распределяется следующим образом:
а) оставляется на посев; б) на уплату артельных долгов; в) затем
отчисляется одна десятая часть в основной капитал, предназначенный
для приобретения земли в общее владение; г) остаток делится на
две половины, из которых первая распределяется между членами артели
по числу рабочих душ (полных рабочих и полурабочих, считая полурабочими
между 12 и 17 годами), а вторая половина распределяется между
всеми участниками артели по числу едоков без различия пола и возраста.
5) Все работы на артельном дворе: но уходу за скотом, лошадьми
и по охране имущества производятся по дежурству по очереди или
по особому соглашению в распределении между собой обязанностей.
Во всех же полевых работах все члены артели участвуют на равных
основаниях.
6) Для руководства в хозяйстве и в ходе работ выбирается староста;
для заведывания кассой – кассир, а для ведения записей, счетоводства
и отчетности – секретарь артели.
7) Нарушение нравственного поведения, употребление спиртных напитков,
куренье табаку, картежная игра и грубое обращение ни в каком случае
не допускаются.
8) За прогульные дни без уважительной причины при разделе прибыли
вычитывается плата в размере однодневного заработка зимой, двухдневного
– весной и осенью и четырехдневного – летом.
9) В случае какого-либо несчастья с членами артели или в их семье
(болезнь, смерть, пожар и пр.), артель должна помогать им чем
может и за пропущенные дни никакого вычета из его части не делать.
10) Артель может принять к себе в товарищи еще новых членов на
равных условиях.
11) В случае желания выйти из состава артели кого-либо из членов,
ему возвращается его членский взнос и уплачивается следуемая ему
часть годовой прибыли в конце хозяйственного года, к 1 ноября.
12) Все могущие возникнуть недоразумения и несогласия между членами
артели должны разрешаться товарищеским постановлением всей артели
или выбранными уполномоченными.
13) За нарушение договора после предупреждения и за упорное неподчинение
общим постановлениям артель может исключить из числа своего состава
такого члена, вернув ему денежный взнос и уплатив за работу сколько
ему придется годовой прибыли.
14) Постройки на отдельных усадебных участках, возведенные на
свой личный счет, считаются личной собственностью, но при уходе
члена остаются в неприкосновенном своем виде за артелью, за уплату
их действительной стоимости, объявленной при их возведении, и
могут быть переданы на условиях уплаты по соглашению вновь прибывшему
члену на место уходящего.
Как видит читатель из приведенных здесь существенных пунктов
договора, только один подчеркнутый мною 7-й пункт имеет некоторый
специфический толстовский привкус. Все прочие пункты приемлемы
для всех желающих заняться земледельческим трудом на общинных
началах.
Действительно, я нашел в Ржевске (так называется имение E.И.
Чертковой), кроме толстовцев, целый ряд лиц, ничего общего с толстовством
не имеющих. Есть там сектанты-баптисты; есть последователи Александра
Добролюбова, мистика и подвижника, во многом несогласного с Толстым;
есть разочаровавшиеся в культуре интеллигенты, нашедшие душевный
покой в новых для них условиях жизни; есть два-три последователя
Вл. Соловьева, есть, наконец, обыкновенные православные люди,
крестьяне, ходящие из Ржевска в ближайшую церковь и Толстого нисколько
не почитающие.
К юридической части приведенного выше договора прибавлена в оригинале
еще и моральная часть, составленная В.Г. Чертковым и устанавливающая
те толстовские идеалы, которые считаются обязательными для членов
общины. Раз в общине есть и нетолстовцы (их – большинство), то
я считаю лишним приводить здесь пункты этой моральной части. Но
все же должен сказать, что колония эта недаром слывет толстовской.
Пускай большинство – нетолстовцы и под моральными тезисами В.Г.
Черткова не могли бы подписаться, но дух общины все-таки толстовский.
Там не едят мяса и рыбы, вообще ничего живого; там выполняют полностью
упомянутый седьмой пункт договора, и, самое главное, там царит
та атмосфера содружества при совместной работе, которая является
одновременно и причиной и следствием подлинного единения людей,
о котором мечтал Толстой. Но там есть и нечто большее: специфически
благочестивая атмосфера; если ее нельзя назвать толстовской, потому
что в колонии есть и нетолстовцы, то она все же атмосфера религиозная.
Я попал в колонию в субботу, и в воскресенье, вечером, я был
свидетелем очень трогательного зрелища. Собрались колонисты, и
стар, и млад, и пели духовные песни. Мелодии примитивны, слова
песен просты, но хор голосов мужских и женских, старых и молодых,
давал прекрасный ансамбль. Лица певцов и певиц были торжественны,
а у некоторых светились необыкновенным светом. Особенно поразила
меня одна крестьянская девушка лет 18, которая днем еще казалась
мне грубым безграмотным существом, попавшим в колонию по недоразумению.
Во время пения лицо ее преобразилось; она читала слова некоторых
песен по книге, и видно было, что вся ее душа участвует в этом
общем хоре и глубоко чувствует смысл гимнов. Я видел также несколько
мне известных лиц, которые ничего общего с сектантством не имеют,
но общее настроение охватило и их.
Некоторые из членов колонии мне говорили, что имеются в ней и
отрицательные стороны. Большинство в колонии семейные, есть только
человек 15 холостяков (всего же в колонии вместе с детьми сто
с лишним человек). Так вот некоторым холостякам кажется, что они
напрасно работают на детей семейных, семейным же кажется, что
вся колония существует главным образом для них. Бывают недоразумения
и по мелким поводам, как например, выражали недовольство при мне,
что одна семья заняла баню под мойку своего белья, тогда как была
суббота и всем хотелось мыться. Но в общем, принимая в расчет,
что люди не ангелы, можно сказать, что до сих пор несогласия улаживалась
мирно и скоро.
Каждое воскресенье и каждый праздник происходит собрание всех
взрослых членов общины. На этих собраниях обсуждаются планы работ,
все нужды общинников и улаживаются все конфликты.
Хозяйство в общине ведется исключительно земледельческое (скотоводства
нет), между тем, большинство членов общины до проезда в Ржевск
занимались ремеслами или же умственным трудом. При таких условиях,
естественно, чувствуется отсутствие настоящей хозяйственности.
Но я слышал от крестьян, настоящих землевладельцев, что работы
все-таки производятся успешно. Причина успешности – совместный
труд, при котором самые тяжелые работы производятся шутя, весело,
с песней да с прибауткой. Кроме того, применяются усовершенствованные
машины, которые вообще упрощают и ускоряют работы.
Ржевская община существует всего полтора года. Хотя дело только
начиналось и не было вполне налажено, все же колония получила
прибыль уже в конце первого хозяйственного года. В текущем году
ожидается прибыль гораздо более значительная.
Зимой предполагается организовать школу для детей. Для взрослых
выписываются книги и журналы, но главным образом сектантского
или толстовского содержания; местная библиотека имеет лишь специальный
интерес. Впрочем, у отдельных членов колонии имеются свои книги,
и они обмениваются ими между собою.
Здесь есть отбывшие наказание в тюрьме и ссылке политические
деятели, отказавшиеся навсегда от всякого вмешательства в борьбу,
есть здесь и юноши, принесшие сюда первый пыл своих исканий истины
и справедливости не на словах, а на деле. Я видел здесь одного
юношу, только что окончившего среднее учебное заведение и потерявшего
всякий вкус к жизни. Он стрелялся. Пулю извлекли и его вылечили.
Случайно он узнал об общине и приехал в нее "жить по правде,
а не на шее народа". Он работал, как крестьянин, и физически
и духовно окреп. Он спрашивал меня, "честно ли", чтобы
он продолжал образование. Я долго беседовал с ним, и позднее получил
известие, что он подал бумаги в университет с тем, чтобы "сесть
на землю" по окончании университета...
Там же, в Ржевске, я познакомился с В.А. Ш., который приехал
туда на день по делу и пригласил меня заехать в другую колонию,
основанную им и его братом в Харьковской губернии.
В.А. Ш. – богатый помещик. На 37 году своей жизни он решил зажить
по новому, роздал большую часть своей земли крестьянам Екатеринославской
губернии, где было его имение, и купил небольшое имение в Харьковской
губернии. В этом имении он и его брат и их семьи работают самостоятельно,
прибегая к наемному труду только по необходимости.
Двенадцать десятин выделено им под общину. Сейчас в ней живет
пять человек. Кроме того, лица, желающие поселиться в деревне
и заняться земледелием силами одной только своей семьи, без наемного
труда, могут получить на очень выгодных условиях две или три десятины
и всякую моральную помощь. В.А. Ш. принимает в свое имение новых
лиц с большим разбором, ибо он хочет, чтобы дело, которому он
служит, процветало. На днях я читал письмо, в котором он отказал
в приеме в общину одному лицу, которое не удовлетворяло некоторым
требованиям, необходимым для успешной работы.
После посещения этих двух колоний, я уехал в деревню к одному
знакомому толстовцу и прожил у него целый месяц в тех самых условиях
земледельческого труда, в которых живут и в колониях. Знакомый
этот – бывший земский учитель; жена его – бывшая учительница.
Это интеллигенты, "севшие на землю" по убеждению еще
двенадцать лет назад. Они приобрели десять десятин земли и собственными
силами упятерили ее стоимость. Они развели прекрасный сад, имеют
огород и сеют пшеницу, рожь и овес. В этом году впервые посеяли
подсолнечники. У них трое детей: дочь 19 лет и два сына 16 и 15
лет. Все работают все работы. Дети с рождения не ели мяса, но
отличаются цветущим здоровьем.
В заключение должен отметить, что окрестное крестьянское население
относится к общинникам и к одиночкам толстовцам, севшим на землю,
очень хорошо. Я не раз расспрашивал крестьян об их взгляде на
этих нарочитых земледельцев и всегда слышал им только похвалы.
Крестьянам кажется странным, что они не едят ничего живого, не
ходят в церковь, но зато они преклоняются перед их честностью,
просвещенностью и умением хорошо поставить хозяйство. Многие из
крестьян обращаются к ним за советами, стараются кое-что полезное
для тела и души позаимствовать.
И. Ветров
Примечания:
51 - Из газеты "Киевская мысль" от 22-го
августа.
_____________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|