Этика благоговения перед жизнью — против эстетики убийства
А. Никольский
Но пруд уже застыл: сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей.
И страждут озими от бешенной забавы.
И будит лай собак уснувшие дубравы
А.С. Пушкин. «Осень»
В современном мире, на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды каждую минуту уничтожаются миллионы существ, особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера. Выдающийся австрийский философ, богослов, врач, музыкант и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер в своем знаменитом труде «Этика благоговения перед жизнью» (цит. по: Швейцер, 1992) разработал и подвигом своей жизни подтвердил принцип этического самоотречения как проявление внутренней, духовной связи человека с окружающим его миром. Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред.
Швейцер специально подчеркнул, что этика не может быть относительной. Или наше действие по отношению к другим жизням этично, или, в необходимых случаях нанесение им вреда — неэтично. Наши действия не могут быть более этичны или менее этичны. А. Швейцер, поднимая человека очень высоко, полагается на его разум и подчеркивает трагизм этического самоотречения. Он пишет: «В тысячах форм моя жизнь вступает в КОНФЛИКТ (выделено мной — А.Н.) с другими жизнями. Необходимость уничтожать жизнь или наносить вред ей живет также и во мне». Но «в конфликте между сохранением моей жизни и уничтожением других жизней или нанесением им вреда я никогда не могу соединить этическое и необходимое в относительно этическом, а должен выбирать между этическим и необходимым, и в случае, если я намерен выбрать последнее, я должен отдавать себе отчет в том, что беру на себя вину в нанесении вреда другой жизни».
Традиционное отсутствие этического самоотречения привело к тому, что этика благоговения перед жизнью вошла в глубочайший конфликт с эстетикой. Весьма примечательна в этом отношении поэтизация различных способов охоты, присущей так называемой «аристократии». Это псовая охота, верховая охота, облавная охота на волка и некоторые другие. Не нужно иметь слишком пылкое воображение, чтобы представить себе ужас, переживаемый зверем в осеннем лесу, наполненном лаем собак (см. эпиграф). Я далек от мысли считать любимого мной А.С. Пушкина человеком жестоким, но он, также как и мы все, находился во власти традиций.
Или охота на медведей зимой. Поднимая с берлоги медведицу с медвежатами, охотники пристреливают последних, так как их просто некуда девать.
Литература дает нам очень много примеров конфликта между этикой благоговения перед жизнью и эстетикой убийства. Например, великий гуманист Э. Хемингуэй, автор романа «Прощай оружие», шедевр гуманистической литературы, многократно воспел искусство матадора — искусство красиво наносить измученному зверю последний смертельный удар.
Эстетика убийства животных находится в глубочайшем противоречии с этикой благоговения перед жизнью. Этот атавизм недавней своей истории человек реализует в спортивной охоте — забаве взрослых людей. Этому утонченному пороку подвержены слои общества, считающие себя культурной элитой, так называемые аристократы, наиболее состоятельные люди и руководители всех рангов, включая глав государств и правительств. Изысканные приемы убийства животных не только многократно воспеты в искусстве. Они стали неотъемлемой частью нашей культуры. Именно поэтому чрезвычайно сложно давать оценку эстетики убийства. Общество трудно убедить в том, что спортивная охота, рыбная ловля или коррида порочны по своей сути.
Красота убийства воспета признанными во всем мире талантами. Среди них такие яркие имена как Пушкин, Тургенев*, Лев Толстой**, Хемингуэй. Этих людей нельзя упрекнуть в жестокости. Тем более, что за исключением завершающего акта, собственно убийства, вся подготовка к убийству действительно отличается характерными признаками прекрасного, включая красоту глухих уголков, а сам процесс охоты нередко требует от человека по-настоящему незаурядных качеств: силы, ловкости, наблюдательности и т.п. И тем не менее, окончательный результат любой охоты очевиден: смерть животного. Часто ей предшествуют длительные и тяжелые мучения жертвы. Разговоры о том, что главное не убить, а побродить с ружьем (постоять с удочкой), конечно мало чего стоят. Бродить можно и без ружья. Главное для охотника — удачный выстрел.
Проблема усугубляется тем, что изысканная охота давно уже стала неотъемлемой частью досуга элиты общества, подражать которой стремится значительная часть населения. Обязательной принадлежностью многих аристократических домов являются трофеи: чучела зверей и птиц, рога или головы животных, коллекции редких бабочек. Наиболее выдающимися признаются трофеи самых красивых, самых редких или самых крупных животных. Их владельцы на специальных международных конкурсах получают за них престижные награды, медали и большое денежное вознаграждение.
Трудно что-нибудь противопоставить увлечению миллионов людей спортивной охотой. Но обратить внимание каждого из них на то, что убить животное ради забавы неэтично, можно. Один из способов такого адресного обращения подсказывает Минздрав: «Минздрав предупреждает...». Через законодательство или за деньги можно снабдить соответствующими обращениями продаваемый охотничий инвентарь (ружья, коробки с патронами, экипировку и т.п.). Например: «Купленный Вами товар предназначен для убийства зверей и птиц, украшающих природу родного края». Вариантов может быть много. Понятно, что, прочитав это обращение, охотники, застыдившись, не побросают свои ружья. Точно также, как заядлые курильщики спокойно покупают сигареты с грозными предупреждениями Минздрава. Но такая необычная запись, несомненно, привлечет внимание и вызовет широкий резонанс в обществе.
Очень важно привлечь возможно больше примеров, осуждающих выразительными средствами искусства эстетику убийства. Эти примеры известны. И надо собрать и составить из них иллюстрированную хрестоматию. Так, на одном из наиболее выразительных рисунков Пикассо, из серии «Коррида», изображена девушка, с любопытством заглядывающая в человеческие глаза умирающего на сцене быка. Очень тонко чувствовал духовную связь человека с окружающим его миром наш замечательный соотечественник Владимир Высоцкий. Его песня «Идет охота на волков, идет охота» не оставляет даже намека от романтического флера, которым «волчатники» так любят окутывать свое ремесло.
Мне, как зоологу, приходилось профессионально изучать поведение и экологию волков, и я берусь утверждать, что перед человеком волк абсолютно беззащитен. У этого зверя есть поведенческие реакции, доведенные до автоматизма. Их легко обнаружить и также легко использовать против волка.
В поединке с любым зверем победителем всегда окажется человек. Его интеллект и его изобретательность в убийстве на много порядков выше интеллекта и скромных естественных возможностей защиты любого животного.
На рубеже XXI века человечество загнало себя в тупик и прогноз, к сожалению, неблагоприятный, так как единственный инструмент спасения — воля к этическому самоотречению — продолжает оставаться во всем мире камнем преткновения даже для тех избранных, кто профессионально посвятил себя делу охраны природы.
Последний тому пример — публикация патриарха заповедного дела, профессора экологии В.В. Дежкина (1997), в которой он поддерживает легализацию охоты на территории национальных парков. Вероятно, по мнению уважаемого профессора, охота является одной из «новых возможностей биоэтики». Такая поэтизация ведущего специалиста в области охраны природы, человека уже немолодого, конечно, нонсенс. Именно заповедники и национальные парки первыми должны подать пример этического самоотречения, так как они являются тем местом, где любая жизнь имеет особый статус и царит (должен царить) дух благоговения перед жизнью.
Можно было бы привести еще множество аналогичных примеров, когда те, кто по должности обязан благоговеть перед жизнью, подают дурной пример эстетствующих убийц.
Опубликовано: Никольский А., 1999. Этика благоговения перед жизнью — против эстетики убийства // Гуманитарный экологический журнал. — № 1. — С. 7–9.
Примечания:
* Тургенев - "Посыплются уверения, что охота, в сущности, только предлог, только средство, истинная цель которого - наслаждение природой: как будто ею нельзя наслаждаться без дополнительного удовольствия - зрелища зайца, настигаемого псом. Будут сооружаться блестящие психологические построения а lа Кнут Гамсун в доказательство того, что охотничье чувство есть нечто неотъемлемо присущее человеку и что прелесть охоты именно в том, что удовлетворение этого чувства соединяется с ощущением "себя в природе": дескать, не глазами праздношатающегося горожанина, не "извне" я на нее смотрю, а я сам - природа, поелику прячусь за деревом и подкарауливаю. Но сколько бы ты ни воображал себя, голубчик, частью природы, все твои ощущения не стоят одного взгляда угасающих глаз подстреленного тобой гуся. И все эти увертки лукавствующего ума опровергаются одной короткой фразой Тургенева. Сам страстный охотник, он был честен и с читателем, и с самим собой; он понял и высказал твердо и ясно, что охота не находится с любовью к природе ни в какой связи. Вот эта фраза:
"Природой на охоте я любоваться не могу - все это вздор: ею любуешься, когда лежишь или присядешь отдохнуть после охоты. Охота - страсть, и я, кроме какой-нибудь куропатки, которая сидит под кустом, ничего не вижу и не могу видеть. Тот не охотник, кто ходит в дичные места любоваться природой" (Д. Садовников. Встречи. О Тургеневе).
Сказано открыто и ясно. Зачем же другие морочат себя и окружающих, оправдывая охоту любовью к природе? Даниил Андреев, "Роза мира", книга 5, глава 3, "Отношение к животному царству"
** Лев Толстой кардинально пересмотрел своё отношение к жизни: бросил охоту, выступал против охоты, стал строгим вегетарианцем. "Первая ступень", "Злая забава"
Материалы:
Красивый медведь — мертвый медведь. А.A.Никольский
Закон «Об охоте»: террор в лесу и торжество живодёров. Пресс-конференция 2 июля 2009 в ИА «Интерфакс»
Этика благоговения перед жизнью — против эстетики убийства. А.Никольский
Лесные царьки. Критик закона "Об охоте": Природу принесут в жертву чиновнику с ружьем. Интервью Александра Никольского. Каспаров.ру. 13.07.2009
Пять этюдов об охране природы. Никольский А.А.
Охота - узаконенное убийство
«Ответный выстрел». Фильм "Виты". С участием российские звёзды против охоты
Предсмертные охоты двух Ильичей
"Злая забава"
«Три состояния воды» - фотовыставка известного ученого и защитника прав животных Александра Никольского в Тимирязевском музее. Выставка открыта с 30 июня по 2 августа года
Никольский А.А. Приветственное слово на церемонии награждения лауретов конкурса "Наука без жестокости"
Охота WWF: Люди и звери. Кто "заказал" сайгака?
WWF одобряет убийство белых медведей
WWF поддержал бойню детёнышей тюленя в Канаде и в России
|