ДРУГ ЖИВОТНЫХ
книга о внимании, сострадании и любви к животным
Библиотека И. Горбунова-Посадова
для детей и для юношества
ГУМАНИТАРНО-ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
составили:
И. Горбунов-Посадов и В. Лукьянская
Часть 1
Для младшего возраста
Удостоено признательности Российского общества покровительства животных.
Допущено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения в ученич. библ. средн. и низш. учебн. зав. и беспл. нар. читальни и библиотеки
Рекомендовано Ученым Комит. Минист. Земледелия и Государств. Имуществ для подведомств. Министерству средних и низших учебных заведений
Издание третье, вновь исправленное
Москва
Типо-литография Т-ва И. И. Кушнерев и К. Пименовская ул., соб. дом
1909
СОДЕРЖАНИЕ:
- Рыжуха и ее жеребенок. Бостром
- Что думает деревенская лошадка. Водовозова.
- Загадка о лошади
- Лошадь. В. Лукьянской
- Слепая лошадь
- Конь-пахарь. Стих. И. Никитина
- Хороший хозяин. И. Г.-П. и В. Л.
- Пословицы о лошади
- Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Л. Толстого
- Осел. Из «Игрушечки»
- Дикий и ручной осел. Басня Л. Толстого
- Пегашка. По Д. Вергу
- Корова. Л. Толстого
- Буренушка. Стих.
- Поговорка о корове
- Наша кормилица-коровушка. В. Л. и Е. Г.
- Корова и теленок. Из «Филарета Милостивого» А. Ч-вой
- Лошадь и корова
- Наша Сурка. С. Аксакова
- Больная собака. Из «Родины» Радонежского.
- Собака на цепи
- Собака и ребенок. Из «Цветника».
- Опоздала! И. Г.-П.
- Кошка и котята. Из «Красного солнышка»
- Неожиданный доктор. В. Горбуновой
- Три друга. В. Лукьянской.
- Овцы
- Наши овцы. Е. Горбуновой
- Васины козочки. В. Лукьянской
- Поросенок. Е. Горбуновой
- Умная свинья. По Роменсу
- Кто чем кормится. Из «Вешних всходов»
- Чутье. Л. Толстого
- Курица на яйцах. Бостром.
- Наседка. В. Лукьянской.
- Уход за курами. В. Лукьянской.
- Домашняя и дикая птица. Из «Вешних всходов»
- Какие птицы чем кормятся
- Живчик. Л. Толстого
- II. В саду и на огороде
- Реполов
- В тени. Стих. Диффенбаха. Перев. С. Порецкого
- Шмель. С англ.
- Паук и его гнездо. В. Лукьянской
- Горе паука. Стих. Из «Друга школ»
- Как я перестал бояться пауков. По Брему
- Крот. По Паульсону
- Червячок. М. Одоевского
- Улитка. По Ушинскому, Г. Вагнеру и друг. В. Лукьянская
- Дождевой червь и сороконожка. П. Бирюкова
- Шелковичные черви. Л. Толстого
- Жаба. По М. Богданову и друг. В. Лукьянская
- Настоящая охота. Н. Попова.
- III. На пчельнике
- На пасеке. Зандрок
- Пчелы. Стих. Н. Некрасова
- О том, как роился улей. Из Авенариуса
- Как пчелы устраиваются в новом улье. По Соколовой
- IV. В поле и на лугу
- Подземные пахари. По Е. Чижову и друг.
- Песня пахаря. Стих. А. Кольцова
- Землеройка. В. Лукьянской
- Грачи. С англ. для «Друга животных»
- На лугу. Стих.
- Маленький скрипач. По Г. Вагнеру.
- Жаворонок. Бостром.
- Птичка в ловушке. С немецк. для «Друга животных».
- Бабочка и дитя. П. Засодимского.
- На сенокосе. Стих. И. Сурикова
- Как жаворонки спасли своих детей
- На ржаном поле. По М. Богданову
- Две мышки. Басня Л. Толстого
- Полевая мышка. Стих. Р. Борнса
- V. В лесу
- Утро в лесу. Стих. И. Белоусова
- В лесной чаще. По Г. Вагнеру
- Как живет белка. По М. Богданову из сборн. Тихомирова
- Мальчик и белка. Басня Гея
- Кукушка. В. Лукьянской
- Лисица. Из хрестоматии Боголеповой
- Дятел. По Ушинскому, Г. Вагнеру и друг. В Лукьянская
- Заячья семья. В. Лукьянской
- Зайка. Е. Горбуновой
- Жалобы зайки (побасенка). Из «Родного слова» Ушинского.
- Пустой орех. По Г. Вагнеру.
- Волки. Из хрестоматии Боголеповой.
- Как волки учат своих детей. Л. Толстого.
- Голодная волчица. Стих. Н. Некрасова.
- Хорошие товарищи. А. Ульяновой
- Куропатка. По Э. С. Томпсону
- Ивановский червячок. Из Ушинского
- Медвежья семья. По Сливницкому
- Мишенька. Е. Горбуновой
- Гнездо ястреба. В. Лукьянской
- Еж. По Е. Каракаш
- Ящерица. Из «Вешних всходов»
- Зяблик в неволе. А. Терье
- Медяница. В. Лукьянской
- Муравьи. По В. Рубакину и друг.
- Осиротелая мать. Стих. Н. Некрасова
- Черепаха. Л. Толстого
- VI. У реки, у пруда и на болоте
- Мальчик на реке. Стих. Я. Егорова
- Как живет рыба. В. Лукьянской
- Карась. В. Лукьянской
- Как я поймал рыбку. И. Горбунова-Посадова
- Рачонок. По Чебышевой-Дмитриевой
- Утка с утятами. Стих.
- Утки. По М. Куклину.
- Мальчик и лягушка. Басня Л. Толстого
- Превращение лягушки. По Ю. Вер.
- Уж. По Г. Вагнеру
- На воле. Стих. Медведева.
- Невидимые строители. Ю. Вагнера
- Комары. Никольского
- Как бобры строят себе жилище и устраивают плотины. По Н. Рубакину и друг.
- VII. Жизнь животных по временам года
1. Весна
- Весна наступает. Стих. И. Никитина
- Первая пчелка. А. Пушкина.
- Прилет птиц. Из Д. Кайгородова
- Дедушка Мазай и зайцы. Стих. Н. Некрасова
- Беспокойная гостья. По А. Алтаеву
- Прилет скворцов. М. Богданова
- Оса. С англ. для «Друга животных»
- Птичка. Стихотворение
- Маленькие труженики. По А. Алтаеву
- «По гнезда, по яйца!» М. Богданова
- Майский союз. Из журн. «Родник»
- Летучая мышь. Е.Горбуновой
- Совушка. С немецк. для «Друга животных»
- Искусственные гнезда для птичек. По Живописцеву и Коротнееву
2. Лето
- Как лошадь жабу пожалела. По В. Гюго
- Рыбка. Стих. из Ушинского
- Заботьтесь о ваших животных в летнюю жару!
- Бешеная собака. Л. Толстого
- Мальчик и мотылек. Стих. из Ушинского
- Приемыши. М. Федотовой
- Перепелка. Из «Записок охотника» И. Тургенева
- Не забудьте летом про птичек» Э. Брайтвин
- Оборвавшаяся дружба. И. Горбунова-Посадова.
3. Осень
- Тревоги маленькой куропатки. А. Доде
- Мальчик и птичка. Стих. А. Плещеева
- Отчего перелетные птицы улетают от нас на зиму. По Д. Григоровичу, С. Порецкому и М. Богданову
- Ласточки. Стих. Майкова
- Осенью после обеда. С немецкого
- Птички на рябине. А. Кедровой
4. Зима
- Щегол и чертополох. По Кайгородову и др.
- Наш сенбернар. Е. Горбуновой
- Зима в лесу. Миропольского
- Как животные проводят зиму. По Н. Рубакину и друг.
- Заяц-русак. Л. Толстого
- Теленочек. А. Т-вой
- Серый бродяга. Н. Каразина
- Голодная птичка. Стих. Диффенбаха, перев. С. Порецекого
- Птицы во дворе. По М. Богданову
- Савраска. Стих. Н. Некрасова
- Заботьтесь о ваших животных в зимнюю стужу
- С работы. Стих. Н. Некрасова
- VIII. В городе
- Бедный Гнедко. Кн. Одоевского
- Воробей. По М. Богданову
- Киреевские собаки. И. Белоусова
- Собака пожарного. С англ. передел. Е. Г.
- Мышка. В. Лукьянской
- Тараканы. Сказка В. Лукьянской
- Как собака научила человека. А. Хирьякова
- В гололедицу. И. Горбунова-Посадова
- Голуби. В. Лукьянской
- Клопы. Л. Толстого
- Ворона. В. Лукьянской
- Собака глухонемого. По И. Тургеневу
- Галка. По М. Богданову
- На волю. К. Баранцевича
- Спасен! И. Г.-П.
- Осторожные любимцы. Из «Записок мертвого дома». Ф. Достоевского
- IX. В зверинце
- Лес в городе
- В неволе. Стих. Л. Р.
- Лев. По Брему. В. Лукьянская
- Лев и собачка. Л. Толстого
- Две обезьяны. Из «Вешних всходов»
- Как поймали обезьяну. Ю. Безродной.
- Слон в неволе. По Тихомировой и Богдановой
- Как живет слон у себя на родине
- Встреча в зоологическом саду. С франц. перераб. В. Львов
- О тигре. По Брему и Бекетову. В. Лукьянская
- О большой птице страусе. По Соколовой
- О белом медведе. По Бобровскому и Н. Вагнеру
- Орлиная дума. По М. Богданову
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы считаем излишним распространяться о том, насколько важно в воспитании способствовать всяческому развитию и укреплению в юной душе широкой, деятельной симпатии ко всему живому. Мы хотим напомнить здесь лишь о том, что установление правильного, справедливого, человечного отношения детей к животным должно составлять одну из существеннейших задач воспитания.
Еще в то время, когда ребенок не может иметь никакого физического превосходства, власти (и возможности употребить ее на зло или на добро) над человеческой жизнью, он может иметь уже силу, власть над сотнями встречающихся ему существ животного мира, которых он властен щадить или мучить, беречь пли даже совсем лишить их жизни. При благоприятных условиях воспитания здесь может быть положено начало правильному отношение к жизни каждого другого существа, начало полной справедливости, начато правильного разъяснения вопроса о праве приложения нашей силы к другим существам. начало деятельного сострадания, то есть основания всего того, что может иметь крайне важные последствии для всей последующей душевной жизни детей.
В исполнены такой задачи воспитания на первом и главнейшем плане, разумеется, должен стоять личный заражающий пример самих окружающих ребенка взрослых. Семья, в которой на самом деле (а не на словах только) уважаются не только права и интересы других людей, но и право каждого животного на жизнь, данную ему Богом для его блага и счастья, семья, в которой не только ближний в беде встречает искреннюю, сердечную поддержку, но и домашние животные видят всегда заботливое внимание, уход и ласку, и голодная, мерзнущая птица накормлена, и всякий несчастный, заброшенный, забитый звереныш находить себе защиту и приют — такая семья всей атмосферой своей, разумеется, лучше всего научит ребенка такому же отношению к животным.
Этому же может очень способствовать и школа. Хотя учитель живет со школьниками лишь по несколько часов в день, по пример его личного справедливого, внимательного и сердечного отношения к животным может всегда сильно влиять на учеников.
А сколькими прекрасными, интересными занятиями по уходу за животными и облегчению их жизни может заниматься учитель с учениками во время перерывов занятий и в свободное время, начиная с ухода за пчелами на школьной или соседской пасеке, приготовленья искусственных гнезд для птиц, кормовых столиков и всяких кормушек и кончая устройством удобных конур для собак и т.п.
Почти все это одинаково возможно и для деревенской и для городской школы.
В образцовых по всей своей постановки школах американского общества этической культуры, где на эту сторону воспитания обращено самое серьезное внимание, при каждой школе содержится даже по несколько домашних животных для того, чтобы ученики приучались к правильному и заботливому уходу за ними.
Учителя, принимающие к сердцу это дело, должны стараться вызвать в детях разнообразную самостоятельную предприимчивость в этом направлении, как раз обратную той энергической предприимчивости, с какой дети совершают всевозможные насилия, мучения и опустошения среди птиц и других беззащитных животных. Такие учителя должны являться инициаторами «майских союзов», то есть школьных кружков, дружеских товариществ школьников, соединяющихся для охраны и защиты обижаемых животных. Крайне желательно самое широкое распространение у нас «майских союзов» везде и всюду1.
Кроме личного своего примера, совместных занятий с детьми над разными полезными приспособлениями для охраны птиц и других животных, устройства майских союзов и т. п., каждый учитель народной школы может, без всяких затруднений, ввести элемент преподавания основных начал человечного отношения к животным и правильного обращения с ними в свои школьные уроки, уделяя в них хотя бы самое маленькое местечко таким беседам, рассказам и стихам, которые вводили бы учеников во внутренний, так сказать, мир животных, возбуждали бы живую к ним симпатию, заставляли бы переживать их радости, печали и страдания, показывали бы все зло, которое причиняют животным люди, и все добро, которое они могут делать для них.
Как пособие для таких уроков, бесед и чтения в школе и семье, а также для самостоятельного чтения детей в этом направлении, мы составили хрестоматии «Друг животных», состоящую из двух частей: первой, — предлагаемой теперь вашему вниманию, — для младшего возраста и второй, для старшего возраста, первый выпуск которой выйдет на днях в свет2.
В этой первой части мы останавливаем прежде всего детское внимание на друзьях, помощниках и кормильцах человека — домашних животных и даем первые понятия о правильном уходе за ними.
Затем, заглядывая с юными читателями в жизнь животных: 1) пли чаще всего встречающихся детям в огороде, в саду, в поле, на лугу или в лесу, 2) или таких, которые особенно поражают детей в неволе,— в зверинце, 3) или же таких, о которых детям чаще всего приходится слышать в обычных рассказах взрослых, мы останавливаем, между прочим, особенное внимание детей на таких животных, которые, в большинстве случаев подвергаются особенно жестокому с ними обращению — или из-за своего безобразия, или из-за каких-либо суеверных страхов, или же из-за своей привлекательности и, вместе с тем, полной беззащитности, при чем мы указываем, напротив, на то, что мы можем делать для охраны и облегчения их жизни.
Ряд помещаемых нами очерков труда животных имеет своей целью внушить такое же уважение к их труду, как и к труду человека.
Везде, где только это имеет место, мы упоминаем о пользе, приносимой животными, стараясь запечатлеть эту пользу в детском уме, но самое основание симпатий к животным мы стремимся утвердить никак не на одном этом, но на общем чувстве человечности, справедливости, уважения к жизни вообще и к правам каждого живого создания в отдельности на наше уважение и симпатию.
Вторая часть хрестоматии нашей, предназначаемая для старшего возраста, будет разниться от первой большей, сравнительно, степенью серьезности, трудности собранного в ней материала для чтения и бесед, большей полнотой и систематичностью в группировке очерков о животных всех классов, и должна коснуться всех тех темных и светлых сторон отношения человека к животным, которых преждевременно было бы касаться в книге для младшего возраста.
Глубоко сознавая все несовершенство предлагаемой хрестоматии, составители ее очень просят всех, сочувствующих ее задаче, сообщить им свои на нее замечания и подробные указания на все то, чем она должна быть, по их мнению, пополнена или в чем изменена при следующем ее издании.
Письма просим адресовать: Москва, Девичье поле, Трубецкой переулок, д. Осипова, И. И. Горбунову.
И. Горбунов - Посадов
|
Счастлив тот, кто любит все живое
Жизни всей трепещущий поток,
Для кого в природе все родное,—
Человек, и птица, и цветок.
Счастлив тот, кто для червя и розы
Равную хранит в себе любовь,
Кто ничьи не вызвал в мире слезы
И ничью не пролил в мире кровь.
Счастлив тот, кто с юных дней прекрасных
На защите слабого стоял
И гонимых, жалких и безгласных
Всей душой и грудью защищал.
Полон мир страданьями людскими,
Полон мир страданьями зверей...
Счастлив тот, чье сердце перед ними
Билось лишь любовью горячей.
Счастлив тот, чья ласка состраданья
Для забитых, темных и немых
Облегчает тяжесть их страданья,
Боль обид жестокостей людских.
Счастлив тот, чей голос неустанно
Для теснимых пламенно звучит,
Чья душа, сквозь тучи и туманы,
Как маяк, любовью к ним горит!
И. Горбунов-Посадов
|
|
1. Смотри в этой книге статью „Майские союзы". Таких „майских союзов" уже очень много в Англии, Соединенных Штатах, во Франции, в Финляндии, в Швеции, в Дании. Начались и у нас первые опыты их устройства. „Мы ставим себе целью (говорится в уставе одного такого союза, недавно возникшего в Италии): 1) относиться справедливо и сострадательно не только к своим ближним, но и к животным: не мучить, не пугать их, не наносить им никакого вреда и, напротив, защищать их от всякого дурного обращения с ними; 2) защищать птиц и их гнезда; стараться, насколько возможно, распространять среди детей любовь и бережное отношение к птицам; 3) бороться с предрассудками, существующими у невежественных людей против некоторых животных, ошибочно считающихся вредными.
На собраниях такого кружка товарищи делятся обыкновенно друг с другом своими сведениями из жизни животного мира: и наблюдениями своими, и вычитанными описаниями. и рассказами. Затем, здесь обсуждаются встречавшиеся (за истекшее после последнего собрания время) и поразившие внимание членов кружка поступки товарищей и других детей и взрослых относительно животных и придумывается, чем я как убеждать относиться справедливее к ним и что самим делать для тех животных, для которых сами союзники могут устроить что-нибудь полезное. Значительнейшее место на беседах таких удаляется наиболее преследуемым животным.
Чем живее ведется этот кружок, тем разнообразнее его работа. Весело, с одушевлением работают члены его над устройством разных приспособлены для помощи птицам в нужде и беде (в тех же кружках, в задачи которых входит и охрана растений, беседуют на собраниях об этом и занимаются посадкой деревьев, охраной существующих уже посадок и т. д.).
Дело учителя здесь — как можно незаметнее для самих детей стараться побуждать их к самостоятельным работам такого характера. Учитель должен быть только первым товарищем во всем этом. Главное его дело — дать толчок в этом направлении, заинтересовать этим делом ребят, привлечь к нему их живое сочувствие и затем предоставить действовать своим ученикам, время от времени подгладывая, так сказать, дров, т. е., указывая им новый материал для наблюдений, для бесед, для совместного чтения, указывая детям что-нибудь новое, что они могли бы делать для оберегаемых ими созданий, помогая детям всем, чем только он может, осуществить какую-нибудь хорошую новую их затею подобного рода.
2. Друг животных. Часть II. выпуск первый. Жизнь повсюду (от холодных окраин до знойного юга). Составила В. Лукьянская. Со множеством рисунков.
Друг животных. Часть II, выпуск второй. Жизнь в лесу. Печатается.
|