Вчера, 10 декабря, состоялось подписание договора о сотрудничестве между ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского» (БГУ), Центром защиты прав животных «ВИТА», Международной сетью за гуманное образование ИнтерНИЧ (Великобритания) и «Врачи против экспериментов на животных» (Германия).
С приветственным словом к участникам обратилась декан Естественно-географического факультета, доктор биологических наук, профессор Зайцева Елена Владимировна.
В соответствии с подписанным документом Брянский государственный университет получает современные компьютерные программы и пособия, электронный муляж собаки «Джерри» для проведения физиологических экспериментов и опытов на практических занятиях студентов естественно-географического факультета. Полученные методические пособия позволяют избежать проведения острых экспериментов над животными, углубить практические знания студентов и модернизировать обучение в соответствии с современными образовательными стандартами.
Вопросу этики и гуманизации биологического образования уделяется серьезное внимание преподавателями вуза. Подписанный договор усилит деятельность Брянского университета в этой области, обеспечит обмен опытом с ведущими организациями России и зарубежья.
ВИТА выражает благодарность спонсорам: компании этичной косметики LUSH-Russia и проекту ВегМарт.
"МИФЫ ОБ ОПЫТАХ НА ЖИВОТНЫХ" - в Международный День в защиту подопытных животных 24 апреля Центр "ВИТА" опубликовал книгу Бернарда Рамбека
"Посвящается бесчисленным кошкам, которые были принесены в жертву науке в нашем исследовательском институте". Бернард Рамбек
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные
процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб
(рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время
экспериментов" - пишет студентка Франкфуртского Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом
случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают,
как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы
убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью,
сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов.
Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют
обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в
большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.