Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев,
1912 г.
(Избранные статьи)
ВО.1.1912
По миру
I.
Россия.
Вегетарианское движение в России за 1911 г.
Прошел еще один год и не бесследно. 1911 г. сильно оживил вегетарианское
движение в России. Каждый месяц приносил что-нибудь новое: то
лекцию по вегетарианству, то новую брошюру, то статьи в газетах,
журналах и пр. Возросла литература и увеличилось число вегетарианских
столовых.
Особенно приятно отметить глубокий интерес, проявленный российскими
единомышленниками к сырому вегетарианству и вопросу питания сеном
и травами.
Н.Б. Северова всколыхнула своей новой теорией вегетарианские
круги, заставила многих глубоко задуматься и взяться за разрешение
ново-назревших вопросов.
Многие из единомышленников кое-что уже делают в этом направлении,
и надо надеяться, что их практические опыты, а также теоретическое
изучение этого важного вопроса, принесет много пользы.
Нельзя не порадоваться тому, что в вегетарианских столовых начинают
постепенно приготовлять некоторые блюда на постном масле, избегая
каких бы то ни было животных продуктов.
Приятно отметить успех русской вегетарианской литературы на Вегетарианской
Выставке и присутствие двух представителей из России на Выставке
и Съезде немецких вегетарианцев в Дрездене, в августе истекшего
года.
Также радостно отметить и то, что русские произведения по вегетарианству
переводятся на иностранные языки и выходят отдельными изданиями.
В 1911 г. были изданы в России следующие произведения по вегетарианству:
И.И. Горбунов-Посадов и В.И. Лукьянская — "Друг животных"
(4-е изд.), Е.О. Дымшиц — "О вегетарианстве" (1-е и
2-е изд.), A.С. Зонов — "Календарь для каждого" на 1912
г. Д.М. Каменецкий — "Вегетарианство". "Отчет о
деятельности Московского вегетарианского общества". Д-р L
Pascault (перев. Е.Ю. Рейнке) — "Об артритизме у домашних
животных". Н.Б. Северова – "Поваренная книга для голодающих"
(2-е и 3-е изд.). Л.Н. Толстой — "На бойне". Л.Н. Толстой
— "Одна душа во всех". Л.Н. Толстой — "Излишество".
"Указатель русской и иностранной вегетарианской литературы".
X. Уильямс — "Этика пищи" (2-е изд.). В.Г. Чертков —
"Об убийстве живых существ". 3.Ч. — "Вегетарианство".
И.К. Чарнота — "Вегетарианская кухня" (перев. П. Клибаутский-Грибовский).
Устная пропаганда была сравнительно лучше поставлена, чем в предыдущие
годы. Были прочитаны лекции и доклады по вегетарианству в Екатеринославе,
Елисаветграде, Минске, Москве, Петербурге, Полтаве и Саратове.
В истекшем году исполнилось десятилетие существования С.-Петербургского
вегетарианского общества и народилось новое – Минское вегетарианское
общество.
Вопрос о поселении на земле и устройстве земельной общины интересовал
многих единомышленников. Кое-что в этом направлении было сделано.
В 1912 году предполагается основать новую трудовую колонию на
Кавказе.
Из вегетарианских учреждений надо отметить Ольгинский приют в
Петербурге. Воспитанницы приюта, число которых достигает 60, пользуются
исключительно вегетарианским режимом и воспитываются в гуманитарном
духе. Это чуть ли не единственный вегетарианский приют в России.
Полтава. Повсюду ведутся здесь разговоры о вегетарианстве.
Ждут с нетерпением открытия вегетарианской столовой, которое на
днях состоится. В виду большого интереса, проявившегося со стороны
местного общества к безубойному питанию, полтавские газеты напечатали
ряд статей по вегетарианству. Не обошлось, конечно, без обыденных
возражений. На эти возражения дала прекрасный ответ единомышленница
Э.И. Каплан, в статье "Шире и дальше!", напечатанной
в № 1333 (от 31 XII 1911 г.) "Полтавского голоса". Часто
нам, вегетарианцам, приходится выслушивать подобные возражения,
поэтому привожу этот ответ целиком, в надежде, что он кое-кому
пригодится при защите своих взглядов.
"И человек, и зверь, и пташка, и роза, и червяк все жизнью
одной одарены и все имеют на нее одинаковое право".
Я только что прочла статью "Да живет все живое" — возражение
на мое письмо "К вегетарианцам и сочувствующим вегетарианству".
Не могу не ответить автору, что его возражения, хотя общепринятые,
не выдерживают критики. "Если мы не будем поедать животных,
то они нас поедят", другие говорят — "если не будем
уничтожать животных, то они займут весь земной шар и нам негде
будет жить". Наконец, "чем я виноват, что для того,
чтобы жить, должен убивать другие существа" — как делает
волк.
Все эти возражения, милые люди, одни только выдумки ваши, выгодные
тем, кто рассуждениями хочет оправдать то, что совесть и сердце
давно осудило. Человек по своей природе животное не плотоядное,
а плодоядное. По своему органическому устройству человек ближе
всего стоит к обезьянам породы орангутанг, питающимся исключительно
плодами. Фактически мы также видим, что человек не приспособлен
к тому, чтобы когтями или зубами своими мог разрывать живое существо
и сожрать его без приправ. Что же касается вредных человеку животных,
то и последние не так страшны, ибо в то время как люди поедают
мясо мирных животных каждый день, большинство из них проживают
свой век, никогда не сталкиваясь со зверями и не претерпевая от
них никакого вреда; а если страшны, то все же оправдывать убийство
нельзя; какой бы характер оно ни носило и в какой бы форме оно
ни совершалось "убийство все же самый худший грех в мире".
Человеку с Божеским началом радостней быть убитым нежели убийцей.
Неприятное же соседство клопов, мух, мышей и пр. можно предупредить
без убийства, стоит только позаботиться больше о чистоплотности.
Глубоко ошибаются те, которые думают, что "если мы не будем
поедать животных, то они нас поедят". Вырождение животных
менее всего может быть достигнуто при помощи убийства их, это
видно из практического опыта японцев и китайцев, которые по своим
религиозным верованиям, а также в силу экономических причин почти
совсем не пользуются животными, не употребляя их ни в пищу, ни
для работы. И не потому там животные выродились, что их поедали
или убили, а потому что перестали разводить их, так как и землю
там обрабатывают без помощи животных.
Задачи вегетарианства не "сузить" а расширить идеал
"не убий" бесконечно, а потому должно быть бесконечно
стремление к нему. Среди вегетарианцев есть уже теперь такие,
которые жалеют и любят не только корову, собаку, комара, но не
употребляют и животных продуктов, как: молочные, яиц, кожи, перья,
меха, жира и многих других, сделанных из тела, крови, кишок, зубов,
костей, рогов и подобных частей живого чувствующего существа;
жалеют сорвать живых цветов, срубить цветущее дерево... И такие
"безубойники" считают идеал еще не достигнутым и идут
все дальше к бесконечному! От всего вышесказанного, однако, не
следует, что вегетарианцы требуют такой же последовательности
от всех. Делай каждый сколько в твоих силах и это будет хорошо
"Если можешь не убивать людей – прекрасно, можешь не убивать
скотину, птиц – еще лучше, можешь не убивать рыб, насекомых –
еще того лучше" (Л.Н. Толстой). Главное – всегда нам помнить,
что любовь бесконечна и все жизнью одаренное имеет на нее одинаковое
право. Я думаю все согласятся со мной, что если бы к услугам людей
не было бы мясников, резников, кухарок и прочей прислуги, исполняющих
всю отвратительную мерзкую работу в приготовлении бифштексов,
то большинство людей наверное отказалось бы от мясоедения. Как
часто мы слышим: ужасно, ужасно! я бы ни за что не могла б зарезать
цыпленка, я не могу даже видеть, как другие режут, — но когда
этим чувствительным людям приправленное фаршированное животное
подается к обеду, то с удовольствием пожирают его, забывая о том,
каковым оно было, пока появилось на столе; как сочилась кровь,
как судорожно сжималось тельце в предсмертных муках и как тяжело
было тем, кто все это проделал...
Вспоминаю и ужасаюсь пред количеством убийств, совершаемых ради
светлого праздника Рождества Христова. Сколько свиней, индеек,
гусей, кур, телят, овец... режут для сосисок, ветчины, котлет
и т.п. меню. "Добрый пастырь", с овечкой на руках, проповедовавший
"не убий" и вот во имя Его казалось бы все должны радоваться
и веселиться, а разве может быть радость, устроенная на отчаянных
воплях, муках, страданиях и смерти существ, желающих также жить
и радоваться!?... Пора понять, что жизнь во всем! Мы ее не дали
и не в праве ее отбирать. Не омрачайте, люди, великий праздник
слезами и страданиями. Пусть смех ваш и веселье не омрачится кровью...
а вставая в защиту бессловесных скажем:
Да здравствует все живое!!
Кстати, о второй статье того же автора "Еще о вегетарианцах".
Конечно, соединиться можно и с мясоедами, но отдать предпочтение
настоящим "членам покровительства животных" кажется
мне странным. С моей точки зрения последние менее всего вегетарианцы;
я не понимаю такого противоречия: любить, жалеть и поедать предметы
своей жалости, т.е. делать то, что прямо идет в разрез с любовью.
Как это понять? Припоминаю одного "любителя животных",
который писал, что благодаря его заботам, уходу и любви к животным,
они у него размножаются в громадном количестве, которых он постепенно
сам уничтожает... Кто допустит, что подобное содействие размножению
животных для поедания есть дело любви – что ответил бы кролик,
если бы его спросили; желает ли он родиться для того, чтобы быть
убитым...? Насколько справедливо поступают "такие любители
животных", предлагаю судить тем, кто так или иначе участвует
в таком деле. Тоже с покровителями животных, которые жалеют истощенную
слабую лошадку голодного крестьянина, или изможденную лошадь бедного
фургонщика... или наблюдают за тем, чтобы легче связывать свиней,
перевозимых на бойню и при первом случае "из за любви"
наказывают возницу их, не думая о том, что наказание их так сильно
отражается и на предмете их жалости... а в другое время "любитель
животных" с ружьем за плечами отправляется в болотистые места...
в лес к певучим птичкам, чтобы и там продолжать дело любви и жалости...
Что же касается совета автора вегетарианцам, посетить бойни, то
я горячо советую наблюдение и посещение боен тем, кто пользуется
всеми этими ужасами, быть может, такие живые картины разбудят,
наконец, совесть любителей мяса..."
Полтава. В номере 226 газеты "Полтавская
речь" от 8 января с.г. напечатана хорошая статья М.С. Дудченко
"К людям сердца". Указывая на этическое значение вегетарианства,
автор в своих предпоследних строках говорит следующее:
"И мне верится, что наступает уже время для того, чтобы,
освободившись от наслоений разных обманов, проснулось в человеке
то, что составляет его мощь – его свойство осмысливать (свою)
внешнюю жизнь. Признаки этого нравственного обновления во всех
сторонах человеческой жизни становятся все более и более заметными
наряду с пробуждением религиозного сознания людей.
И вегетарианство, как отражение этого обновления, также делает
заметные успехи. И едва ли есть теперь на земле такие места, куда
бы не достигли эти идеи и не вызывали бы соответствующих проявлений".
Елисаветград. Интерес к вегетарианству, охвативший разные слои
местного населения, ощущается с каждым днем все больше. На днях
открылась здесь вегетарианская столовая. Поговаривают об открытии
вегетарианского общества. Группа единомышленников, горячо преданная
нашему делу, работает с энтузиазмом. Широко распространяется вегетарианская
литература.
Об открытии столовой, местная газета писала следующее:
"Вегетарианская столовая. Сегодня открыта г. Гольфельдом
вегетарианская, т.е. безубойная столовая. Необходимость в такой
столовой уже давно назрела, так как в последнее время в нашем
городе начало появляться с каждым днем все большее и большее число
приверженцев безубойного питания. Уже тот факт, что мы можем насчитать
больше 400 человек в нашем городе отказавшихся от мясоедения,
красноречиво свидетельствует о назревшей потребности такой столовой.
Тем не менее, несмотря на такую нужду в безубойных обедах, мы
до сих пор не имели в городе обедов, которые могли бы удовлетворить
не только мясоедов, но и вегетарианцев".
Прибавлю от себя, что столовая находится в опытных хозяйских
руках, что помещение прекрасное, что блюда вкусно приготовляются,
и что публика охотно посещает ее.
В местной газете была напечатана на днях небольшая статья д-ра
А.А. Ясиновского "О вегетарианстве".
Киев. Взамен открытия третьей вегетарианской столовой, местное
вегетарианское общество перевело вторую общественную столовую
на окраину города, на Подол.
С.-Петербург. Открылись домашние вегетарианские
обеды. Цены общедоступные. Адрес: Вас. О. 10 л. № 25, кв. № 4.
Елатьма. Здесь имеется небольшая группа единомышленников, состоящая
из учеников старших классов гимназии, содействующая распространению
вегетарианства.
Литература. Е.В. Мельницкий написал новое произведение по вегетарианству,
под названием: "О пользе безубойной пищи для человека, в
физическом, нравственном и экономическом отношениях". Е.Ю.
Мельницкая составила новую вегетарианскую поваренную книгу.
Статья В.Г. Черткова "Об убийстве живых существ", напечатанная
в первых номерах журнала "Вег. Обозрение" за прошлый
год, вышла отдельным изданием.
По инициативе нескольких единомышленников предполагается издавать
в России международный орган на эсперанто.
Программа органа – разносторонняя и интересная.
От души желаем скорейшего осуществления этого прекрасного дела.
А.К. Черткова выпустила книгу "Из моего детства", изданную
"Посредником". Книга написана с большим талантом. О
вегетарианстве в ней ничего не говорится, но она интересна тем,
что рисует детские годы одной из видных вегетарианских деятельниц
в России, много поработавшей и продолжающей работать в пользу
нашей идеи.
Свод мыслей Л.Н. Толстого и дневник Льва Николаевича появятся
в будущем в печати под редакцией В.Г. Черткова. К предварительной
работе уже приступлено.
Редакцией "Вег. обозрения" послано письмо (также журналы)
И.И. Мечникову с просьбой высказать свое отношение к вегетарианству
на страницах "Вегетарианского обозрения".
Жители колонии "Криница" выпускают книгу "25-летие
интеллигентной колонии "Криница".
Германия.
Кругосветное путешествие пешком.
Это путешествие предпринимают следующие единомышленники:
1) Людвиг Анкенбранд, 24-х лет, редактор вегетар. ежемесячника
"Здоровая жизнь".
2) Елизавета Анкенбранд, 26 лет, журналист, жена Л. Анкенбранда.
3) Евгений Бекман, 28 лет, редактор журнала "Атеист".
4) Анна Бекман, 23-х лет, жена Е. Бекмана.
5) Георгий Гразер, 27 лет, фотограф.
6) Мина Заманцик, 21 года, сестра Е. Анкенбранд.
В число путешественников входят еще два важных члена: собака
"Товарищ" и осел "Граурок".
Цель путешествия – широкое ознакомление с религиозными течениями
разных народов, знакомство с вегетарианским движением во всех
странах, изучение многочисленных других движений, тесное общение
с природой и пр. Все участники, за исключением "Товарища",
строгие вегетарианцы и будут пользоваться по дороге, сырым вегетарианским
режимом, главным образом, фруктами. Путешествие это давно уже
подготовлялось. Ретиво изучали участники языки, географические
карты, нужную литературу и пр. Участниками путешествия выпущена
брошюра, прекрасно составленная и хорошо иллюстрированная "Кругосветное
путешествие пешком" в которой подробно знакомят интересующихся
с их задачами и целью путешествия. При брошюре имеется географическая
карта с планом предстоящей дороги. От брошюры веет молодостью,
силой, жизнерадостью, юмором и глубокой верой в успех путешествия.
Впечатления участников будут печататься в немецкой периодической
прессе, а по окончании путешествия, Л. Анкенбранд выпустит отдельную
книгу.
Супруги Анкенбранд – мои хорошие друзья, я состою с ними в переписке,
и надеюсь делиться с читателями "Вег. обозрения" дальнейшими
сведениями об этом интересном путешествии.
В последнем письме, полученном мною на днях, Анкенбранды сообщают
мне, что 1-го марта, по новому стилю, все участники выступают
в далекий путь.
Пусть же счастье сопровождает этих отважных людей!
Литература. Число журналов с новыми веяниями во всевозможных
областях текущей жизни беспрерывно возрастает в Германии. Думаю,
что в этом отношении, последняя занимает первое место среди других
стран. Особенно много хороших идейных органов издается в Лейпциге
(столица печатного слова) и Берлине. Ко всем этим журналам прибавилось
два новых: "Ethische Rundachau" ("Этическое обозрение"),
выходит в Берлине под редакцией единомышленника Л. Швантье. Адрес:
Berlin W. 15, Dusseldorferstr. 30) и "Der Vortrupp",
выходящий в Лейпциге, под ред. д-ра Р. Краута. (Адрес: Leipzig,
Seeburgstr. 100).
Берлин. Вышел первый номер польского вегетарианского органа "Iarskie
Zycie" ("Вегетарианская жизнь"). Номер содержит
два печатных листа и составлен живо и интересно. Видное место
занимает хроника.
Мюнхен. Вышли интересные книги Л. Анкенбранда "Erziehung
des Kindes zur Tierliebe" (Воспитание ребенка в любви к животным)
и "Naturschutz und Naturparke" (Защита парков, лесов
и вообще хороших природных мест). Выписывать можно из Германии:
Munchen, 54, Verlag Melchior Kupferschmid. Книги изданы изящно
и богато иллюстрированы.
Венгрия.
Будапешт. 2 декабря 1911 г. состоялось торжественное открытие
новой вегетар. столовой в присутствии большого числа членов Венгерского
вег. общества и многих гостей. Интересную речь о значении вегетарианства
произнес Т. Биезерди. Последний избран на днях председателем Венгерского
вегетарианского общества.
Англия.
Манчестер. 22-го января с.г. скончался Альберт Броадбент, один
из популярнейших вегетарианских деятелей в Англии, секретарь "Vegetarian
Society". Покойный был прекрасным оратором. Он написал множество
статей и брошюр по вегетарианству и принимал особенно деятельное
участие во всех международных вегетарианских конгрессах.
Старый Вегетарианец
II.
Италия.
Рим. 25 января с.г. я получил письмо от председателя "Итальянского
Вегетарианского Общества", Emllio Sommer'a, в котором он
кратко знакомит меня с деятельностью общества. Членов по 1-ое
января 1912 г., т.е. за 7-8 месяцев фактического существования
общества насчитывается 95 человек. В кассу поступило:
членских взносов 304 фр.
пожертвований 100 фр.
от продажи литературы 67.50 фр.
Итого 481.50 фр.
Расходов оказалось 406 фр.
Чистой прибыли на 1912 г. 75.50 фр.
Как всякое новое дело, общество, принимая еще во внимание индифферентность
итальянской публики, не могло, конечно, проявить особенно широко
свою деятельность, но в 1912 году оно усилит как устную, так и
печатную агитацию в пользу вегетарианской идеи.
В летучке "к единомышленникам", выпущенной 10 января,
председатель Е. Sommer пишет: "Прошел год жизни нашего общества
и мы с радостью констатируем полную удачу нашего предприятия".
Указывая на дружескую помощь Французского и Бельгийского вегетарианских
обществ, он отмечает также и сочувствие итальянской публики, но
вместе с тем удивляется тому равнодушию, которое проявляют итальянские
женщины к вегетарианству. "По нашему мнению, пишет он, главный
контингент вегетарианцев должен представлять собой именно женский
пол. Но, к сожалению, наши женщины еще не понимают значения гигиены
и главным образом, той ответственности, которая лежит на их совести
за физическое и моральное развитие нашей молодежи. Будем же надеяться,
что они не преминут примкнуть к нашим рядам".
В заключение он благодарит известного деятеля д-ра Александра
Клеричи за помощь обществу и сообщает о новом выпуске брошюры
общества "Табак и его жертвы". (IL tabacco e le sue
vittime).
Pegli. Летний курорт на берегу Средиземного
моря (1 час езды электрическим трамваем от Генуи). Открылась здесь
вегетарианская санатория, которой заведует д-р мед. A.R. Ernst.
Рим. Римским "обществом покровительства
животных" выпущена интересная брошюра – лекция О. Alessandro
Ghignoni "Защита животных в связи с прогрессом цивилизации".
В заключении автор говорит: "Ничто не может помешать нам
направить свои силы в сторону уменьшения суммы страданий, окружающих
наш мир; ничто не может препятствовать нам стать более совершенными,
улучшить нашу жизнь и дать возможность засветиться источнику той
красоты, которая есть ничто иное, как отражение духа Евангелия.
Книжка написана сжато, кратко, горячо и искренно.
Неаполь. Вышла 2-ым изданием брошюра I. Lazzari.
"Защищая животных мы воспитаем людей".
Англия.
Лондон. Продолжается подписка на симпатичный
орган против вивисекции "The antivivisection review"
("Антививисекционное обозрение") изд. Luid of Hageby,
London. 170, Picadilly W.
Голландия.
Три молодых вегетарианца г-да Г. Перфор, X. Ван ден Горн и А.
Моссель предпринимают кругосветное путешествие пешком. Срок определен
в 8 лет. Единственным иностранным языком, которым они владеют,
является эсперанто.
Франция.
Париж. Вышла в переводе на французский язык
известная книга, трактующая о вегетарианстве, д-ра А. Стокгейм
"Токология или наука о рождении детей" 18.
Париж. В № 6 за 1911 г. "Reforme alimentaire" напечатан
подробный отчет "Французского Вегетарианского Общества".
Мы, конечно, не можем, за недостатком времени и места, коснуться
подробно этого отчета, занимающего почти 7 страниц (14 сторон),
но находим нелишним подчеркнуть некоторые цифровые данные, характеризующие
рост и развитие этого общества.
Последнее основано было в 1899 году, имея 224 члена. В 1900 году
оно увеличивается на 66 членов, 1901 – 110, 1902 – 95, 1903 –
100, 1904 – 133, 1905 – 135, 1906 – 124, 1907 – 154, 1908 – 134,
1909 – 102, 1910 – 108. Итак, до 1 января 1911 г. в обществе числилось
1385 членов. Актив Общества в 1910 г. равнялся 15352.71 фр. Пассив
Общества в 1910 г. равнялся 7066.70. Чистая прибыль на 1 января
1911 г. равнялась 8286.01 фр.
В продолжение 1910 года Обществом устроены были следующие лекции:
Январь — Д-р Georges Petit. Как излечиться от туберкулеза. М.
Eos. Первая вегетарианская колония.
Февраль — Д-р Ferdnand Sandoz. "Естественные методы лечения".
Март — Д-р Legraiw. Взаимная связь между воздержанием от алкоголя
и воздержанием от мяса.
Апрель — М-llе Д-р Ioteiko. Вегетаризм и дети.
Май — Д-р Victor Pauchet. Кишечные брожения, их причины, значение
и лечение.
Ноябрь — Д-р Daniou. Эволюция вегетарианства.
Декабрь — Д-р Geunet. Как защищать свое сердце и кровеносные сосуды.
Кроме лекций в Париже, члены Общества деятельно работали и в
провинции, и в печати, и на съездах. Так, например, известный
биолог, профессор Лефевр представил Интернациональному Конгрессу
по Физиотерапии доклад "опыт критики вегетарианства с физиологической
точки зрения", вызвавший большой интерес и произведший большое
впечатление на членов Конгресса. На том же конгрессе докторами
Pascault и Roux представлена была великолепная серия диаграмм,
познакомивших многих участников съезда с научно-медицинскими данными
вегетарианства. И этот последний опыт не остался для вегетарианского
мира без результатов. О деятельности Французского Общества на
Интернациональном Вегетарианском Конгрессе в Брюсселе мы сообщим
в следующих номерах "Вегетарианского обозрения".
В 1910 г. было продано литературы на 4748.71 фр.
В том числе 1243 экземпляра "Поваренной книги вегетарианца"
на сумму 2716 фр.
Пожелаем же новому изданию журнала "Вегетарианское обозрение"
"Подарок хозяйкам-вегетарианкам" такого же успеха.
Рим
С.О. Перпер
Примечания
18 - Книга эта высылается конторой "Вегетарианского
обозрения", цена с пер. 1 р. 50 коп.
_____________________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|