Россия
вегетарианская:
Проект
"Виты" по восстановлению истории дореволюционного русского
вегетарианства
__________________________________________________________________
Вегетарианское
обозрение, Киев,
1912 г.
(Избранные статьи)
ВО.2.1912
Альбом столовой "Безубойное питание"
(Продолжение 25)
Как известно читателям, Л.Н. Толстой
собственноручной записью на вегетарианскую тему положил начало
чрезвычайно интересному альманаху, в котором числится уже около
30 записей выдающихся в России вегетарианцев. Для этого же альбома
присланы еще следующие записи.
Ю.О. Якубовский
Так живут все.
"Безубойное питание".
(Мысли о вегетарианстве).
Вся наша жизнь как-то так удивительно построена, что мы делаем
иногда ряд величайших гадостей и преступлений, оставаясь в то
же время порядочными, добрыми, честными, любящими людьми. Вдумавшись,
заметим это в самых важных областях нашей жизни (в общественной,
в нравственной). То же самое и в вопросах о нашем питании.
Человек, жалеющий комара, перевязывающий зашибленную лапку коту,
в то же время с удовольствием ест жареных цыплят, диких уток,
поросят в сметане. А если бы мясоед должен был сам себе, приготовляя
поесть, убить и разрезать на части быка, свернуть голову птичке,
зарезать поросенка... Я уверена, число вегетарианцев сразу безмерно
возросло бы.
Наша жизнь скрыта за двумя обманами: первый, может быть самый
важный – это тот, что мы пользуемся всем готовым; мы не знаем
и не видим, не думаем о том, какими способами и кем удовлетворяются
все наши потребности.
Кто-то другой, неведомый, где-то там в пространстве готовит для
нас все, что нам нужно. А мы очень просто заходим в ближайшую
лавку, достаем из кошелька деньги и расплачиваемся. Или ходим
на службу, пишем хорошие вещи, учим детей и проч. — и получаем
за это деньги. Все это просто, и у нас более или менее все есть,
а у более обеспеченных из нас есть время на разумные, изящные
развлечения, чтение, есть время и возможность изощрять свой ум,
свои чувства, свои вкусы.
Как, кем и какими способами все получилось, кто гибнет при этом,
кто отравляет свое здоровье, кто надрывается над работой, или
убивает тем или иным способом других, мы не думаем и не можем
даже всего знать, если бы захотели знать. Так все сложно и перепутано.
Второй обман, может быть не менее ужасный – это предрассудок,
что, если делать "как все", то эти хорошо и даже не
может быть дурно. Этот обман мешает нам думать о своих и чужих
поступках, мешает вдумываться в окружающую нас жизнь. Он даже
мешает нам быть самими собой, не лгать перед людьми, перед собой.
Этот обман заставляет нас быть часто жестокими, заставляет мучить
себя и других, болеть и отравлять других. Этот обман говорит:
пей вино и кури, потому что все так делают, и не делать "как
все" смешно; ходи на охоту и лови рыбу, потому что это полезно
для здоровья и поэтично, затягивайся в корсет, носи высокие каблуки,
подпирай свою шею высокими, жесткими воротниками, а грудь покрой
манишкой, поднимай пыль длинным платьем и проч. и проч. Надо делать
так, потому что "так делают все" и потому что не делать
так неприлично. И мы, куря и попивая вино, отравляем не только
свои легкие, желудки, печень, весь организм, но и организм своих
детей: мы, подавляя свое отвращение, приучили себя к отвратительному
вкусу вина и запаху табака, как подавляем свое отвращение и ужас,
насаживая извивающегося червяка на крючок, разрывая жабры, глаза
и рты рыбам, подбирая еще трепещущую, подбитую нами дичь. Мы страдаем
от неудобной одежды и обуви, портим себе желудки и почки, сдавливаем
грудную клетку, наживаем всевозможные болезни, уродуя свою фигуру,
чтобы быть "как все".
Ужасно то, что мы вовсе даже не находим, что все это хорошо,
полезно, красиво; нет, мы часто знаем, что это и не хорошо, и
вредно, и безобразно, но все же делаем "как все".
Наши одурманенные этим обманом мозги, к тому же часто затуманенные
алкоголем и табаком и всей нездоровой атмосферой нашей жизни,
наши бедные мозги иногда пытаются бороться за истину, но мы заставляем
их замолчать всесильными ответами "так делают все",
и все живы, и все считают это хорошим, значит и нам надо так делать.
И мозги завядают. А между тем они то нам и нужнее всего. Их работа
– мысль, а только здоровая мысль с помощью здорового чувства разбудит
нас от этого ужасного кошмара жизни. Только она одна в силах стряхнуть
с нас эти наросты обмана давящего нашу жизнь и дающего возможность
нам давить жизнь других. Она одна даст нам силы идти против течения
и жить разумно, не калеча ни себя, ни чужую жизнь. Да здравствует
свободная мысль, да здравствует разум!
Е. Горбунова
Движение человечества обусловливается внутренним ростом. И вот
наступает время, когда мы начинаем видеть других не только вне
себя, но ясно чувствуем их в себе; мы чувствуем их тождественное
с нашим желание жить и радоваться жизнью. — Мы сорадуемся, мы
сострадаем. Это внутреннее понимание другого существа есть то
же, что любовь.
И убийство, да еще ради пищи, становится диким, невероятным поступком.
Таким путем внутреннее просвещение приводит к перемене пищи –
той главной потребности человека, на которую расходуется больше
всего труда. На ней же построен уклад основной земледельческой
массы человечества.
Поэтому изменение пищи может отразиться на внешнем устройстве
жизни людей.
И точно так, как мясо было пищей у кочевых пастушеских народов,
а хлеб и мясо у оседлых земледельцев, так при безубойном питании
мы приблизимся к жизни в садах и огородах, не нуждаясь в помощи
животных и в частном труде.
Владимир Шейерман
Всякий момент я готов к благодарности Богу, что стал, наконец,
вегетарианцем. Первый дебют был у меня около 1892 г.; продолжался
два года – я не сумел и смалодушествовал под угрозой истощения.
Второй продолжался 2.5 года, в прекрасных условиях и пресекся
по настоянию доктора, запретившего моему другу вегетарианствовать:
для питания заболевших легких "необходимо мясо". Вегетарианствовать
я было прекратил "за компанию", и, из боязни отощать,
старался есть как можно больше и особенно сыры, каши; начал толстеть
до тяжести – это было вредно: еда по три раза, с горячими блюдами.
Третий период – самый сознательный и самый интересный, благодаря
умеренности. Отброшены яйца (вреднейшая пища), устранены сыры.
Коренья, зелень, овощи, фрукты, орехи. Особенно супы и бульоны
из крапивы и прочих трав и кореньев дают чудесное питательное
и сильное средство к жизни и деятельности... Но я опять в особых
условиях жизни: у моего друга талант изобретательности и творчества
создавать из самых отбросов растительного царства – необыкновенно
вкусные яства. Все мои гости с восхищением хвалят мои скромные
обеды и не верят, что стол без убоины, и что он так дешево стоит.
Я насыщаюсь за скромным обедом, из двух блюд, в 1 ч. дня на весь
день; и только в половине 8-го закусываю холодным: салат, маслины,
грибы, фрукты и вообще, что найдется понемногу. Умеренность –
счастье тела.
Чувствую себя как никогда прежде; а главное, я спустил все лишние
жиры и платья все свободны стали, а прежде были все теснее и теснее;
и я уже с трудом надевал себе ботинки. Ел три раза по несколько
горячих всяких блюд и все чувствовал голод; а по утрам – угнетающую
пустоту в желудке. Почки работали плохо от перцу, к которому я
привык, я стал тяжелеть и дряхлеть заметно в 65 лет от излишка
питания.
Теперь, слава Богу, я стал легче, выносливее, встаю раньше, работаю
легче и, особенно по утрам, чувствую себя свежо и бодро внутри.
И аппетит у меня детский – вернее подростка: все ем с удовольствием,
только бы воздержаться от излишка.
Илья Репин
На лугу паслась наша лошадь Люба. Все утро она возила бревна,
четырехсаженные, с пильни к нам по тяжелой, осенней дороге. Я
подошла ее поласкать по упругой шее и угостить собранными у канавы
травами.
— Кушай, Любочка, это подкрепит тебя. Подкрепит тебя, повторила
я громко, озаряясь каким-то откровением, точно новыми, широко
раскрытыми глазами глядя на мягкие теплые губы Любы, аппетитно
вбирающие растения.
— Вот она, сила лошади, быка, слона. Их сила. Кто знает, быть
может, и наша?
И вот я в кухне, и кипят в кастрюлях всевозможные травы, и сено:
придумываются приправы, заправки. Как сытны эти супы, как питательны...
Конечно, я у источника того жизненного эликсира, который создает
нашу кровь, мускулы, кости. Бедным и богатым ежедневно две, три
тарелки зеленого отвара – и отнят ужас болезней и голода у хилых
и перекормленных.
Откровение! Откровение!
Наталия Нордман-Северова
Примечания:
25 - См. номера 6,7,8,9,10 1910 г. и 2 1911 г. "Вегетарианского
обозрения".
__________________________________________________________________________________________
Сохранить
Вегетарианское Обозрение, Киев, 1912 г. в формате doc (zip. 370Kb)
|