ЖИЗНЬ ОДНА (Об убийстве живых существ)
В. Чертков
ИЗДАНИЕ «ПОСРЕДНИКА»
№ 992
МОСКВА
ТИПОГРАФИЯ К. Л. МЕНЬШОВА
Арбат, Никольский пер., д. 21
1912
СОДЕРЖАНИЕ:
ГЛАВА III
Убийство живого существа есть само по себе поступок злой и потому безусловно незаконный. С этой точки зрения нельзя допустить такого случая, в котором убийство стало бы позволительно. И потому, если бы даже и была несомненно доказана неизбежность погибели всего человечества при воздержании от убийства животных, то тем не менее нельзя было бы признать их убийство делом добрым и разумным, т. е., нравственно законным.
Но действительно ли человечеству угрожала бы погибель, если бы оно стало настолько человечно, что перестало бы убивать животных? Вопрос этот имеет свое практическое значение, и потому стоит на нем несколько остановиться.
Многие, не задумываясь, ответят на этот вопрос утвердительно. Послушаем, что говорят эти сторонники убийства животных.
«Не может быть разумно, — говорят они, — то, что нарушает человеческое благо. Пока вы говорите о праздном убийстве животных, единственно ради своего удовольствия, как бывает на охоте, — вы, разумеется, правы. Но когда вы распространяете ваше отрицание убийства животных на все безусловно случаи, в которых к нему прибегают люди, то все рассуждения ваши тотчас же разбиваются о несокрушимую логику практической жизни. Достаточно несколько примеров для выяснения полной несостоятельности вашей теории.
«Мясная пища, несомненно, наиболее питательная и здоровая; при некоторых же родах усиленного труда, равно как и при известных видах болезненного слабосилия, она представляет положительную необходимость для человека. Воздерживаясь от убийства животных, человечество должно отказаться и от мясной пищи, а этим оно подкосит собственные физические силы: в общем, человеческий род станет хиреть и вырождаться; в частности же некоторые виды весьма полезного, но напряженного труда станут недоступными для человека; и многие люди, больные или со слабыми организмами, будут приговорены к преждевременной смерти от истощения сил».
«Если бы человек с самого начала своей многовековой борьбы за существование не прибегал к убийству против всей прочей твари и не продолжал этого делать и до днесь, то род человеческий давно перестал бы существовать на земле. То же и в будущем: при воздержании от убийства животных существование человека на земле сделалось бы невозможным. Статистика указывает нам, сколько людей ежегодно поддается хищными зверями».
«Кроме того, человечество потерпело бы и страшный материальный ущерб. Тигры, медведи, волки разоряют жителей, поедая крупный и мелкий скот, лисицы душат кур, суслики, крысы и мыши иногда причиняют целое бедствие, точно так же, как и саранча, гессенская муха, хлебные жуки и всевозможные другие сельскохозяйственные паразиты. Не перечислить всех животных, птиц, насекомых и гадов, от которых человеку для поддержания своего существования необходимо обороняться путем истребления их».
«Но этого мало. Если быть последовательным, то надо щадить и пауков с их паутинами, и тараканов, и клопов, и блох, и вшей, и всех остальных домашних паразитов; и мы таким образом в конце концов придем к тому, что будем жить в непролазной грязи, поддерживая и распространяя вокруг себя всевозможные заразы до тех пор, пока не будем заживо съедены распложенными нами самими насекомыми».
«А одежда и обувь? Откуда людям брать мех и кожу? Как приготовлять все бесчисленные предметы, в состав которых входят вещества, добываемые из убитых животных?»
«А медицина? Ведь она немыслима без вивисекции. Ведь Пастор и Кох изобрели свои лимфы только благодаря целому ряду опытов над жизнью собак, кроликов, морских свинок и других животных; да и самое их лечение состоит в убийстве бацилл. Многие лекарства готовятся из насекомых или извлекаются из тела убитых животных».
«Последовательность требует воздержания от уничтожения даже самых мелких микроскопических животных. Нельзя есть даже растительную пищу, потому что вместе с растениями мы невольно уничтожаем массу невидимых простому глазу существ. Нельзя копать землю, потому что под лопату попадают черви. Нельзя ходить и ездить из опасения раздавить миллион едва видимых и вовсе невидимых насекомых, ползающих по земле. Нельзя пить воду, чтобы не загубить водяных инфузорий. Нельзя, наконец, просто-напросто дышать, так как при этом мы глотаем миллиарды микроскопических существ».
«И таким образом можно без конца продолжать перечисление тех живых тварей, от крупных до самых мелких, уничтожение которых для человека обязательно, если только он сам хочет жить; не говоря даже о том, что, если сентиментальничать, то сентиментальничать до конца, а в таком случае следует признать, что живое растение ничем не хуже животного, и поэтому нужно воздерживаться и от уничтожения всяких растений.
«Одним словом, несостоятельность вашего взгляда очевидна. Ошибка ваша происходит от того, что вы забываете основную истину, что нужно прежде всего иметь в виду интересы человека. Можно сочетать эти интересы с интересами тигра, волка, змеи, мыши, блохи, бациллы — прекрасно; а нельзя — пусть уж исчезнуть с лица земли эти твари».
Нельзя не признать, что все эти доводы, вместе взятые, звучат очень внушительно. Постараемся, однако, повнимательнее разобрать каждый из них отдельно.
|