|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Важной вехой развития вегетарианского движения в России стала деятельность издательства «Посредник», созданное по инициативе Толстого в 1884 году. Это издательство поставило перед собой задачу выпускать для народа книги нравственного и художественного содержания по доступным ценам. У «Посредника» была специальная серия «Вегетарианская библиотека», кроме того, отдельные книги по вегетарианству печатались в рамках серий «Библиотека для детей и юношества», «Библиотека свободного воспитания» и «Для интеллигентных читателей». В 1893 году вышла в свет книга Говарда Уильямса «Этика пищи», и вступлением к ней стала статья Л.Н.Толстого «Первая ступень». В дальнейшем, наряду с многочисленными книгами о вегетарианстве (среди авторов – В.Г.Чертков, А.Н.Бекетов, Е.Лозинский, Е.О.Дымшиц, Э.Реклю и многие другие), появляются книги против вивисекции, против охоты, а также литература о «новом» воспитании детей. Так, трехтомник «Друг животных» собрал рассказы о необходимости этичного отношения к сельскохозяйственным животным, рыбам, животным в зоопарках и цирках, в книге предлагаются разные варианты наблюдения за природой без причинения ей вреда. Неудивительно, что во многом под влиянием таких книг в России на рубеже веков появляется новый тип селянина – интеллигентный крестьянин-толстовец. По всей России появляются толстовские земледельческие коммуны, объединяющие выходцев из разных сословий. В качестве примера назовем подмосковные коммуны «Березки», «Новоиерусалимская» и Шестаковка», селение Светлый Хутор в Тульской области. Жизнь в таких поселениях основывалась на принципах справедливости и гуманизма, труде на добровольных началах и отсутствии фальши. Детей в них воспитывали по-вегетариански. Через труды Толстого простые крестьяне приходили к самым глубоким выводам. Например, Василий Васильевич Янов осознал, что отказ только от убойных продуктов – это полумера и стал веганом. Кроме того, он не считал приемлемым для себя использовать лошадь в качестве тягловой силы. О том же пишет крестьянин П.Салиенко на страницах журнала «Вегетарианское обозрение»: Все это с мясом дело прошлое для нас; и вот, хоть бы и я - мяса не ем, но спокойна ли совесть у меня, потому что не ем животного? Нет, не спокойна. У нас есть корова, и у нее был телок, мы его продали мужику, будто для держания за 6 р. 75 к., а он подержал несколько дней и продал мяснику за 9 р. Это очень нехорошо, что я ел, ел его молоко и потом продал его резнику, а между тем держать - кормить нечем. Но что же делать? У меня для этого вопроса ответ один: нельзя есть молока, по крайней мере, нам - здоровым и сильным мужчинам, и если я удержусь навсегда от молока, то и меньше буду виноват перед своею совестью". В архиве ГМИРа мы ознакомились с удивительным для современного человека, но не уникальным письмом крестьянина С.М.Ковалева из Белоруссии. Этот человек, имеющий образование 2 класса, рассказывает, как после прочтения книг Толстого понял, что никакие правительственные переговоры и государственные решения ничего не изменят до тех пор, пока человек не изменится сам. Он, а также его жена и семеро детей стали вегетарианцами. Издательство «Посредник» просуществовало до 1935 года, но после революции публиковало преимущественно детскую литературу. О толстовстве и вегетарианском движении того времени мы узнаем главным образом из ротапринтных документов, которые распространялись тайно. В 1920-е годы основным центром толстовства было Московское Вегетарианское общество. В 1927 году оно получило имя Л.Н.Толстого. Спектр вопросов, которые обсуждались в Обществе, был весьма широк: не только вегетарианство, но и антимилитаризм, литература, искусство, религия и многие другие гуманитарные проблемы. Но в организации, девиз которой – «Душа одна во всех», любые вопросы естественным образом рассматриваются через призму этичного отношения к жизни – как людей, так и животных. Вегетарианство – первая ступень к нравственной жизни, по Толстому – открывает путь к избавлению от двойных стандартов, то есть, ситуации, когда человек в своем стремлении к нравственной и гуманной жизни постоянно спотыкается о преграду в виде каждодневного убийства животных для получения пищи. В Московском Вегетарианском Обществе им Л.Н.Толстого выступали многие актеры, музыканты, ученые. В сентябре 1928 года именно оно стало главным центром празднования столетия со дня рождения Л.Н.Толстого. За ним следили советские органы. Вероятно, главенствующая роль Московского Вегетарианского Общества в праздновании этой даты ускорила неизбежное закрытие Общества, которое произошло в 1929 году. Аналогичная участь постигла толстовские поселения. Например, подмосковная коммуна «Жизнь и труд» сначала оказалась вынуждена переехать в Сибирь, а затем и вовсе была ликвидирована. Бывали случаи, когда главам поселений предлагали встать во главе колхозов, но они отказывались это сделать, не веря в насилие. По той же причине многие арестованные толстовцы отказывались выполнять приказы чекистов: когда человек подчиняется насилию, он его поддерживает и тем самым еще больше развращает своего тирана. Невероятная судьба у вегетарианского поселения «Светлый хутор». На его месте в советское время располагалась контора заготскот, отправлявшая животных на бойню в Москву. А в наши дни там обосновалось вегетарианское поселение адвентистов седьмого дня. Двойной зигзаг судьбы. Так трагично сложилась судьба у последователей того, кого советский вождь назвал «зеркалом русской революции». Наверное, прежде всего известность спасла от лагерей В.Г.Черткова, возглавлявшего Московское Вегетарианское Общество, и И.И.Горбунова- Посадова. В страшные 30-е годы, когда обычным делом было поскорее донести на своего друга за то, что он позволил себе какое-то неосторожное высказывание, пока третий друг не опередил и не донес на тебя за игнорирование опасного преступника, у В.Г.Черткова хватило мужества написать Сталину письмо с просьбой освободить из Соловецкого лагеря пятерых толстовцев. В послевоенные годы несколько чудом выживших единомышленников Толстого написали свои мемуары, которые потом, в эпоху гласности, образовали книгу «Воспоминания крестьян-толстовцев». Предисловие к ней написал сын И.И.Горбунова-Посадова, М.И.Горбунов-Посадов. Книга вышла в свет в 1989 году, и в тот же год было вновь образовано Вегетарианское общество, на базе которого впоследствии возникла «Вита». А сегодня в нашем заседании принимают участие две внучки И.И.Горбунова-Посадова. Таким образом, несмотря на все перипетии, сохраняется преемственность истории. В наш сборник вошли следующие произведения. И.И.Перпер. Лев Николаевич Толстой как вегетарианец. Автор этой статьи, издатель «Вегетарианского обозрения», рассказывает о том, как сам он и другие люди стали вегетарианцами, благодаря произведениям Л.Н.Толстого, и об участии Л.Н.Толстого в мировом вегетарианском движении. Отрывки из его произведений неоднократно зачитывались на национальных и всемирных вегетарианских конгрессах, ему высылали приветственные телеграммы с благодарностью за вклад в вегетарианское движение. В начале 90-х годов германское вегетарианское движение сильно страдало от разрозненности двух главнейших обществ, Л.Н. Толстой подписал условия объединения. Л.Н.Толстой. Первая ступень. Необузданные и грязные желания – корень падения человека. А апофеоз их – бойня. У Л.Н.Толстого хватило мужества посетить бойню самому и рассказать о происходящем там читателям. Это произведение было переведено на ряд европейских языков и, как уже сказано, оказало немалое влияние на развитие вегетарианства во всем мире. Безубойное питание или вегетарианство. Мысли известных людей, собранные Л.Н.Толстым. Среди них – Плутарх, Овидий, Руссо, Шопенгауэр и многие другие. Л.Н.Толстой. Волк. Сказка, которую Л.Н.Толстой придумал для своих внуков. (На сайте аудио версия с голосом Л.Н.Толстого, читающего сказку). Л.Н.Толстой. Лестница совершенствования. Это эссе отвечает на вопрос, как быть с убийством, например, насекомых. Полного совершенства может достичь только Бог, но человек может и должен приближаться к нему. Л.Н.Толстой о вегетарианстве и естественной жизни. Из записок Душана Петровича Маковицкого. Д.П.Маковицкий был домашним врачом Толстых и в течение 6 лет вел дневник, который образовал книгу «Яснополянские записки». Он записал множество высказываний Толстого и фактов из его жизни. В нашем сборнике мы привели ряд высказываний Толстого о вегетарианстве. Например, его собеседник сказал, что знал одного вегетарианца, Владимира Соловьева, а Толстой ответил, что Соловьев ел рыбу, значит, не был вегетарианцем. Кроме того, мы приводим выдержки из дневника Николая Николаевича Гусева, секретаря Л.Н.Толстого, в дальнейшем – директора Государственного музея Л.Н.Толстого. Н.Н.Гусев. Л.Н.Толстой о вегетарианстве (из дневника). Эти записи появились в период, когда Н.Н.Гусев после ареста был отправлен в ссылку. Их автор вспоминает, например, как Л.Н.Толстой предлагал расширить границы вегетарианства и отказываться от употребления в пищу яиц, вспоминает он и о визите И.И.Перпера в Ясную поляну и его встречу с Толстым. И.Перпер. Лев Николаевич и «Вегетарианское Обозрение». Эта статья была опубликована к годовщине смерти Толстого и рассказывает о его участии в издании журнала «Вегетарианское обозрение». Кстати, Л.Н.Толстой значился одним из сотрудников журнала. Ф. фон Галецкий. Толстой и вегетарианство. Это перевод немецкой статьи. В ней рассматривается статья «Первая ступень», и на основании ее и некоторых других произведений – мировоззрение Толстого. Вегетарианка (Зеленкова О.К.). Письмо православного сельского священника-вегетарианца. Известно, что у Толстого были серьезные конфликты с церковью, но и священники, благодаря «Первой ступени» становились вегетарианцами. «Письмо» было напечатано в броннике «Нечто о вегетарианстве» под редакцией Ольги Зеленковой. Л.Л.Толстой (сын Л.Н.Толстого). Реформа питания. Часто приходится слышать, что к вегетарианству Толстой пришел только в старости, дети же его были убежденными мясоедами. На самом деле, его примеру последовали некоторые из его детей – Татьяна, Мария, Александра и Лев. В докладе «Реформа питания», который был прочитан в Петербургском Вегетарианском Обществе, Лев Львович говорит о необходимости не просто вегетарианства, но и веганства, даже сыроедения. Таким образом, сын прямо заявил о том, что его отец подразумевал. Т.Л.Толстая (дочь Л.Н.Толстого). Цыпленок (из «Воспоминаний») Ссылки: Открытое научное заседание к 100-летию со дня смерти Льва Толстого. ВИДЕО Центр защиты прав животных «Вита»
|
![]() |
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
|