Опыты на животных: крещение
кровью
Интервью с очевидцем
Покупая
баночку крема для лица или пачку таблеток в аптеке, мы платим деньги.
Но не
задумываемся, что цена этих вещей - не рубли и копейки, а чья-то жизнь,
полная
боли и мучений. Ежегодно более 150 миллионов подопытных животных гибнет
от
пыток, которые страшно представить. В интервью с генетиком Марией мы
обсудили,
почему издевательства над животными ради экспериментов не только
несправедливы,
но и бесполезны. А также поговорили о том, как убийство животных в
учебном
процессе может повлиять на душевное состояние и мировоззрение
студентов.
- Мария, как Вы столкнулись с
экспериментами на
животных?
- Когда я училась на втором курсе
биолого-почвенного факультета СПбГУ,
мне приходилось принимать участие в практических занятиях по физиологии
человека и животных, а на третьем курсе - по биофизике. Это были
эксперименты на лягушках.
- Вы проводили на них опыты?
- Ни одной лягушки я тогда не убила, но поняла,
что необходимо
прекратить насилие над животными. Я стала вегетарианкой (сейчас я
веган). Всё же чувствую себя соучастником. Но прошлого не изменить,
поэтому у меня теперь непреходящая потребность останавливать насилие
над животными до тех пор, пока оно существует. Это помогает на время
заглушить угрызения совести.
- Как Вы хорошо сказали. Я разделяю Ваши
чувства.
- Теперь я расскажу Вам. Один год на втором курсе
и полгода на третьем
курсе на практических занятиях нас заставляли участвовать в убийстве
живых лягушек. Я была вынуждена искать выход – улучшать методы,
заменяющие эксперименты на животных. Для улучшения или разработки
молекулярных методов может быть нужен квантово-химический расчет. Чтобы
лучше понимать специфику вопроса, я решила учиться второй раз, снова с
первого курса, т.к. не нашла тогда другого выхода. Кто-то бросает
учиться, кто-то подаёт в суд на ВУЗ, а я решила модифицировать методы
молекулярной биологии. Сейчас понимаю, что нужно было просто бросить
учиться, а теперь эти убитые лягушки в каком-то смысле останутся со
мной на всю жизнь.
- А были инициативы разрешить студентам
получать
образование без
экспериментов на животных?
- Анатолий Сергеевич Лукьянов (кандидат
биологических наук,
преподаватель биофака МГУ – прим. ред.) рассказывал, что провёл
анкетирование 200 студентов второго курса о получении биологического
или медицинского образования без острых экспериментов на животных.
Вопросы были такие: "Как вы относитесь к тому, чтобы кто-то из
студентов получил такое образование, не участвуя в жестоких
экспериментах? Хотите ли вы сами получить такое образование?" 80
процентов студентов сказали: да, они согласны, чтобы кто-то получал
такое образование. 30 процентов сказали, что они хотят получить такое
образование, не участвуя в жестоких экспериментах.
Когда эти материалы были предоставлены декану Михаилу Викторовичу
Гусеву, он вынес их на обсуждение на учёный совет. Закончилась эта
дискуссия тем, что один из профессоров встал и сказал: "Какой же это
будет студент, если он не пройдёт крещение кровью животного? Это – не
биолог!" – и вопрос был закрыт. Похоже на стремление прогнать молодых
людей через обряд инициации в виде армии. Обряд ради подчинения, ради
того, чтобы были как все. Похоже?
- Мороз по коже у меня лично. Как
произошедшее
отразилось на Вашей
жизни?
- Теперь мне очень тяжело жить с этим. Если с человеком произошло
что-то немыслимое для него и/или принципиально недопустимое, то ему всю
жизнь приходится жить с вопросом: как мне снова "стать собой" –
человеком, который может честно сказать, что с ним подобного не
происходило? Как? Изменить прошлое невозможно. Всё произошедшее с ним –
это серьёзно и навсегда. Он никогда уже не сможет "стать собой". Ему
всю жизнь придётся жить с этим вопросом и с тем, что произошло. В таком
случае нужно искать возможность добиваться хоть какой-то
справедливости.
- Других вариантов нет.
- Помню, что после первой убитой лягушки, на
следующей лекции
однокурсница спросила меня, почему я сижу с таким лицом. "Не ты же
резала", - сказала она. Но хоть я и не убивала своими руками, всё равно
осознаю себя соучастником-исполнителем. Преподаватель создавал такую
атмосферу, как будто студенты сами хотят участвовать в этой жестокости.
- Как трудно, наверное, было его не
слушать.
- Для многих всё именно так. Я хочу рассказать Вам
об одном случае: у
двух студентов, сидевших рядом - слева от нас, лягушка очень долго (как
минимум полчаса) с изрезанной головой висела и двигалась, а затем
подошёл преподаватель (студенты называли его - Дракула) и сказал, что
они не удалили ей часть черепной коробки, поэтому она у них такая
активная. Эксперимент назывался - "наблюдение сеченовского торможения".
- Неужели такое возможно? Мы живём в
двадцать
первом веке!
- Всё это время преподаватель был в аудитории, а
также на практических
занятиях был ещё один человек (наверное, его аспирант), сидевший прямо
за нами. Когда я однажды рассказала об этом случае на форуме защитников
прав животных, но не объяснила, что я сама в этом участвовала, один
человек, бывший вивисектором и постоянно спорящий на этом форуме с
веганами и вегетарианцами, утверждая, что мясо есть допустимо, а
эксперименты на животных нужны …
- Простите, это был вивисектор? Конечно,
что же
ещё он мог сказать.
- … Сейчас я Вам объясню. Да, он сказал мне, что
люди эти сказки
рассказывают, а я верю. На это я ответила, что видела всё своими
глазами. Тогда он пояснил, что если это правда, то в борьбе с такой
безграмотностью и жестокостью он меня поддерживает. Это были слова
злейшего идейного врага - вивисектора, постоянно спорящего с
защитниками прав животных и их сторонниками. Если даже вивисекторы так
реагируют на произошедшее, то что это было? В чём я участвовала? Каким
ужасным чудовищем я являюсь? И как теперь с этим жить?
- Мария, Ваш рассказ потрясающий.
Насколько я
знаю, есть бывшие
дрессировщики, вивисекторы и даже сотрудники боен, которые однажды
осознали, что нужно отказаться от жестокости. Может быть, и этот Ваш
вивисектор однажды что-то поймёт.
- По крайней мере, я пыталась ему объяснить.
- Как в таких условиях Вы выразили своё
отношение
к подобным ситуациям?
Я отказалась от мяса, чтобы было понятно, что я не хочу в этом
участвовать. И если участвую, то лишь для того, чтобы получить диплом
(чтобы была возможность проводить исследования старения и выжить). Если
человек даже мясо не ест, понятно же, что он не хочет быть
соучастником-исполнителем убийства. Конечно, не хочет, но всё равно им
является. Но всё-таки не хочет, т.е. является другим
соучастником-исполнителем.
— Это его не оправдывает.
- Да. Всё сказанное меня не оправдывает. Но
учитывая ту атмосферу,
которую создавал преподаватель, для меня было важно подчеркнуть, что я
не хочу в этом участвовать. И если бы была хоть какая-то возможность не
участвовать в этой жестокости, но не быть отчисленной, я бы не стала
участвовать.
- Вы сделали шаг к вегетарианству, так
как хотели
подчеркнуть, что Вы
против?
- Да. Чтобы подчеркнуть, что я против участия в
этой жестокости, я
перестала есть мясо.
Сейчас бы я вообще не стала участвовать. Сейчас я понимаю, что
покупатель мяса является соучастником убийства следующего животного -
он своими действиями (то есть покупкой мяса) даёт основание
рассчитывать на подобное содействие в дальнейшем ("спрос рождает
предложение"). Он не соучастник-исполнитель убийства, то есть не тот,
кто совершает действия, составляющие объективную сторону убийства, но
всё равно соучастник.
- А в тот момент Вы об этом думали?
- Ранее я считала недопустимым убивать позвоночных
животных и некоторых
беспозвоночных. Но не обдумывала причинно-следственные связи, которые
есть при покупке мяса, а просто рассуждала исходя из того, что не сама
убиваю этих животных, а просто покупаю их трупы, и вообще их всех,
наверное, убили когда-то давно, а трупы где-то хранят и периодически
продают. Если бы я тогда была хотя бы вегетарианкой, мне было бы проще
осознать причинно-следственные связи, вовремя понять, что такой ценой
диплом мне не нужен, поскольку убийство недопустимо даже в ситуации
крайней необходимости, и не попасть в такую беду.
- Как Вы пришли к тому, что нужно
улучшать методы,
заменяющие
эксперименты на животных?
- Однажды был случай, когда преподаватель узнал,
что кто-то из нас в
автобусе рассказывал об этих убийствах лягушек. Он стал запрещать
свободу слова, сказав: "Держите язык за зубами". А когда одна из
студенток спросила его, почему нельзя рассказывать, он ответил: "Потому
что есть люди, которые не понимают". И я стала искать этих людей, а
также решила, что нужно улучшать методы, заменяющие эксперименты на
животных. И поскольку я понимала, что для улучшения или разработки
методов молекулярной биологии может быть нужен квантово-химический
расчет, я решила учиться второй раз. Снова с первого курса, чтобы я
могла разобраться в математической стороне этого вопроса, если будет
необходимо.
- Квантово-химические расчеты – биофизика?
- Да. Молекулы состоят из ядер и электронов. Их
физическим
характеристикам соответствуют математические объекты - операторы. В
множестве операторов есть оператор энергии (гамильтониан). Собственные
значения и собственные функции оператора энергии возможно найти, решая
уравнение на его собственные значения (стационарное уравнение
Шрёдингера). Для приближенного решения применяются методы квантовой
химии.
- Им учили на практических занятиях по
биофизике?
- Нет.
- Как другие студенты относились к
происходящему?
- На третьем курсе была примерно одна лягушка на
группу, а студенты,
когда им предлагали убивать своими руками, отказывались, говоря, что
уже «нарезались» на втором курсе. Иными словами, когда людям, уже
участвовавшим в жестоких убийствах и издевательствах над живыми
существами, но внутренне не во всем поддерживающим эти действия,
предоставляли свободу выбора, они отказывались убивать. Лишь одна
студентка вызвалась убить лягушку, а после убийства высоко подняла
руку, в которой её держала, и стала довольная всем показывать.
- Есть люди, которым даже нравится
убивать, тем
более, если закон
разрешает убийство «в целях обучения». Скажите, удалось ли Вам тогда
найти «тех, кто не понимает»?
- Однажды я познакомилась с активистами Центра
защиты прав животных
«ВИТА» (30-го апреля 2010-го года был семинар в СПбГУ). Они,
удивившись, что я так много времени уделяю вопросу улучшения или
разработки методов, стали объяснять, что я "изобретаю велосипед", так
как методы, заменяющие эксперименты на животных, давно есть и нужно
делать акцент на их внедрение в научную деятельность. Вивисекторы
проводят эксперименты на животных, поскольку это - их хлеб. Они не
хотят терять впустую свой опыт работы, полученный в ходе экспериментов
на животных.
Впрочем, я и сама понимала, что эксперименты на животных делятся на те,
экстраполяция (вопрос математики) результатов которых на человека
вообще невозможна, и те, в случае которых давно уже есть заменяющие их
методы без использования животных. Кроме того, эти методы без
жестокости намного эффективнее.
- Ещё они дешевле, чем содержание
вивария, ведь
так?
- Совершенно верно. Иными словами, эксперименты на
животных
бессмысленны и создают лишь видимость получения полезной для человека
информации. Их нужно просто отменять, а также улучшать существующие
методы, заменяющие эксперименты на животных, чтобы с их помощью можно
было на самом деле получать ту информацию, видимость получения которой
создаётся экспериментами на животных.
- Есть центры утверждения методов,
заменяющих
эксперименты на животных,
а среди противников вивисекции много врачей, учёных и преподавателей
университетов. Науке не нужно быть жестокой и несправедливой. Мария,
благодарим Вас за рассказ! Надеемся, что эта беседа не последняя.
Центр
защиты прав животных
"Вита"
www.vita.org.ru
vita@vita.org.ru
Постоянная ссылка на статью: http://www.vita.org.ru/exper/kreshcheniekrovyu.htm
Ссылки:
Комментарий
|