В Краснодарском крае 151 яванскую макаку использовали для нелегальных опытов в одном из местных Научно-исследовательских институтов (НИИ) и подвергли эвтаназии, сообщает Интерфакс.
По данным пресс-службы Южного таможенного управления, с 2017-го по 2019 год российская компания задекларировала ввоз 300 яванских макак стоимостью более 8,5 млн рублей. Обезьян привезли из Вьетнама в качестве «зоопарковых или цирковых животных». Компания-импортер предоставила соответствующие сертификаты и разрешения. Однако животные попали в один из НИИ Краснодарского края, где над ними ставили медицинские опыты. Чтобы ввезти в Россию обезьян для этих целей, требовались документы, разрешающие научно-исследовательскую работу с животными.
Яванский макак (или макак-крабоед) занесен в Красную книгу. Выживших 149 особей планируют отправить в зоопарки. На директора компании-импортера завели уголовное дело по статье «Контрабанда стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей».
Президент Центра защиты прав животных “ВИТА” Ирина Новожилова считает, что для предотвращения подобных случаев нужна современная правовая база и отказ от опытов на животных в пользу работы с методами ин-витро (культурами клеток).
“В закон об ответственном обращении с животными №498 эту сферу не включили, и мы с главой комитета по экологии Бурматовым обсуждали, что эта область должна регулироваться. Вся правовая база, которая действует в отношении лабораторных животных, - это, по сути, приказ министра здравоохранения СССР Бориса Петровского, датированный 1977 годом”, который запретил эксперименты без использования обезболивающих”, - говорит правозащитница. - Но это не заменит полноценного закона. И первый пункт, который мы хотели бы видеть - это запрет на эксперименты на животных в случаях, когда есть альтернативы”.
По словам Ирины Новожиловой, тестирование лекарств и косметики на животных не только жестоко, но и небезопасно для людей: у животных другая физиология, другой метаболизм. “Я 11 лет работала в науке с культурами клеток и считаю, что современная наука должна переходить на более прогрессивные и достоверные модели оценки безопасности лекарств, прежде всего культуру человеческих клеток. На ранних этапах изучения свойств препаратов можно использовать накопленную аналитическую базу - т.н. графическое моделирование и конструирование лекарств, а также люминесцентные бактерии, которые гаснут при погружении в токсичную среду и позволяют выявлять до 5000 токсичных веществ.
Работа над препаратом ведется в течении 20 лет, и после многочисленных тестов на животных 95% процентов препаратов выбраковывается на стадии ранних клинических испытаний на людях. Так зачем идти более долгим путем, если можно использовать культуру человеческих клеток и получить более точные и экспрессные результаты?”
"МИФЫ ОБ ОПЫТАХ НА ЖИВОТНЫХ" - в Международный День в защиту подопытных животных 24 апреля Центр "ВИТА" опубликовал книгу Бернарда Рамбека
"Посвящается бесчисленным кошкам, которые были принесены в жертву науке в нашем исследовательском институте". Бернард Рамбек
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные
процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб
(рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время
экспериментов" - пишет студентка Франкфуртского Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом
случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают,
как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы
убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью,
сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов.
Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют
обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в
большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.