Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней
Петер Бранг
Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга.
М.: Языки славянской культуры, 2006. — 568 с.; ил.
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ:
Толстовец avant-la-lettre: Н. Н. Ге
«С Н. Л. Толстым Ге познакомился в 1882 г. Это знакомство, перешедшее в близкую дружбу, оставило глубокий след в творчестве последних лет жизни художника. Влияние Толстого на Ге не ограничивается моральным истолкованием библейских текстов и проповедью морального самосовершенствования. Выявляется оно и в глубокой психологии портретов этого периода. Написанные с большой художественной силой, они олицетворяют веру художника в человека и показывают его творческие возможности.
К 1884 году относится "портрет писателя Толстого" (Третьяковская Галерея), написанный в рабочем кабинете его дома в Хамовниках, когда Толстой работал над книгой "В чем моя вера?" Этот творческий процесс воспроизвел Ге в портрете, он создал картину-портрет, как многие русские художники тех лет» 1.
Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) был одним из самых оригинальных русских живописцев 2. Его прадед ( Gay) иммигрировал из Франции в конце XVIII столетия. После ряда больших успехов — особенно картины «Тайная вечеря» (1863) — Ге пережил глубокий творческий кризис в 1875 г. Он отрекся от искусства и впредь занимался вопросами религии и нравственности. Он купил маленький хутор в Украине, близ Чернигова, и старался жить сельским трудом: ведь искусство, как он теперь говорил, не может служить средством к жизни, им нельзя торговать.
Дружба между Ге и Толстым завязалась в 1882 г. В этом году Ге случайно прочитал в газетах статью Толстого о «переписи населения» в Москве. Посетив подвалы и увидев в них несчастных, Толстой писал: «Наша нелюбовь к низшим – причина их плохого состояния.» Эта фраза электризовала Ге, он отправился в Москву, прожил там больше месяца и каждый день бывал у Толстого. Он начал портретировать Толстого и его семью. Впоследствии он посещал его несколько раз и в Ясной Поляне; они сблизились между прочим и по той причине, что сам Толстой после написания Анны Карениной испытал глубокий жизненный кризис и сильный процесс перерождения. Они переписывались, обменивались планами. Ге советовался с Толстым по поводу своих работ и следовал его совету выражать в своих картинах простое христианство, общепонятное и нужное людям.
Ге стал очень ранним «толстовцем». Он пытался следовать всем учениям Толстого в устройстве своей личной жизни. Он стал работать физически, клал соседям печи. «Наработавшись так целый день, Н. Н. еще почти и не ел. В это время он стал вегетарианцем (раньше он почти исключительно питался говядиной) и даже усиленно желал есть то, что ему не нравилось: напр., он любил гречневую кашу, и потому ел пшенную, все это с постным маслом, или совсем без масла. Впрочем, позже мало-помалу все эти утрировки прекратились» 3. Толстой делает запись в дневнике, что Ге («дедушка») говорил: не надо «заставлять других служить себе в самых простых вещах» 4. Он чтил Толстого особенно за то, что многие идеи и понятия, которые ему были дороги, Толстой сформулировал раньше и определеннее его. В 1886 г. от отрекся от своего имущества, переписал его своей жене Анне Петровне и детям. Жене, правда, осталась довольно чужда та «упрощенная жизнь», которую Ге вел в течение 12 последних лет своей жизни. «Моя барыня не хочет жить просто», писал Ге Толстому 30-го июня 1890 г. 5. Переписка Ге с Толстым началась вскоре после 1882 г. и продолжалась до самой смерти Ге.
В середине июня 1892 г. Ге горячо приветствовал выход статьи Толстого Первая ступень. Он восхвалял это заступничество за вегетарианство в письмах к автору и, прочитывая текст другим, старался пропагандировать его. В остальном, он подробно осведомлял Толстого о состоянии своего сада: «Огороды хороши. <…> кукуруза уже большая, картофель, фасоль, все хорошо» 6.
Ге сблизился с Толстым до такой степени, что Толстой в шутку мог сказать: «Если меня нет в комнате, то Н. Н. может вам ответить; он скажет то-же, что я» 7.
Когда в 1913 г. в Москве состоялся первый всероссийский съезд вегетарианцев, Ге не было в живых уже почти 20 лет. Но «вегетарианская выставка», открытая с 16 по 21 апреля, была украшена и его картинами 8 . Дружба с Толстым распространилась вскоре и на сына художника, Николая Николаевича Ге (1857-1949). Переписка Толстого с ним была даже обширнее, чем с его отцом. В альбоме столовой «Безубойное питание» города Ташкента можно было прочесть следующую запись Николая Николаевича: Вегетарианский образ жизни, это «лишь та первая ступень, о которой 25 лет назад писал Лев Николаевич. И до сих пор она все первая. Это топтание на первой ступени ведет к тому, что многие спустились с нее после того, как когда-то с одушевлением взобрались на нее. <…> Чтобы первая ступень стала ступенью и была первою, необходимо, чтобы за нею шли другие ступени. Вегетарианство само по себе есть лишь чистоплотность и ведет к лицемерию и самоуслаждению, если оно не является началом больше разумной человеческой жизни: к "неядению домов вдов и сирот", чтобы оно стало первой ступенью человеческой жизни. (8 июня 1910 г.). Николай Ге» 9.
1 Geschichte der russischen Kunst . Dresden: VEB-Verlag der Kunst , 1975, S. 279 - 280. О Н. Н. Ге ср. также НЭС, т. 12, стлб. 788-791.
2 Общую оценку личности и творчества Н. Н. Ге можно найти в книге В. И. Порудоминского. Николай Ге. М., 2000, 378 с.
3 Стасов, 1904, с. 295.
4 Толстой, ПСС 52: 157 («дедушкой» в семье Толстых называли Н. Н. Ге).
5 Н. Н. Ге и его жена послужили прототипами для рассказа Н. С. Лескова «Соляный столб», написанного, вероятно, в 1891 г. и оставшегося неоконченным. Этот фрагмент увидел свет только в 1997 г.; ср.: Неизданный Лесков. Кн. 1, М., 1997 [= ЛН т. 101,1], с. 394 и 522 – 536, особенно с. 523 - 524. См. также главу о Лескове.
6 Письма Толстого и к Толстому. М., 1928, с. 48.
7 Стасов, 1904, с. 294.
8ВО 1913: 6 241.
9ВО 1910: 6 - 8 36 - 37.
|