«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697
webmoney
№ нашего кошелька: 263761031012

youtube   youtube   vkontakte   facebook Instagram
     

Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней

Петер Бранг

Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга.
М.: Языки славянской культуры, 2006. — 568 с.; ил.

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ:


Русские вегетарианцы в Первую мировую войну и при Советах

"The outbreak of the First World War in August 1914 saw many vegetarians in a crisis of conscience. How could men who had an abhorrence of shedding animal blood take human life? If they enlisted, would the army pay any regard to their dietary preferences?" . Так на страницах своего Интернет-портала характеризует ситуацию английских вегетарианцев накануне Первой мировой войны сегодняшнее The Veget а rian S ociety UK (Вегетарианское общество Великобритании). С подобной дилеммой столкнулось и русское вегетарианское движение, которому тогда еще не было и двадцати лет.

Первая мировая войны имела катастрофические последствия для русской культуры — в том числе и потому, что ускоренное сближение России с Западной Европой,начавшееся около 1890 г., резко оборвалось. Особенно разительны были последствия на малом поприще усилий, направленных на переход к вегетарианскому образу жизни.

1913 год принес первую всеобщую манифестацию русского вегетарианства — Всероссийский Вегетарианский съезд, который проходил с 16 по 20 апреля в Москве. Учредив Справочное Вегетарианское бюро, съезд тем самым сделал первый шаг на пути к основанию всероссийского вегетарианского общества. Одиннадцатая из резолюций, принятых съездом, постановила, что «Второй съезд» должен будет состояться в Киеве на Пасху 1914 г.. Срок оказался слишком кратким, поэтому было выдвинуто предложение провести съезд на Пасху 1915 г. Для этого, второго, съезда была опубликована подробная программа. В октябре 1914 г., уже после начала войны, "Вегетарианский вестник" еще выражал надежду на то, что русское вегетарианство находится в преддверии второго съезда, но в дальнейшем о реализации этих планов речь уже не шла.

Для русских вегетарианцев, как и для их единомышленников в Западной Европе, начавшаяся война повлекла за собой период сомнений — и нападок со стороны общественности. Маяковский едко высмеял их в очерке Гражданская шрапнель, и он был отнюдь не одинок. Слишком общим и не соответствующим духу времени было звучание призывов вроде тех, которыми И. И. Горбунов-Посадов открыл первый выпуск ВО 1915 г.: «И в наши дни, как никогда, особенно необходимо напоминание братьям-людям о заветах гуманитаризма, о заветах человечности, о заветах любви ко всему живому, и во всяком случае, уважения ко всем живым созданиям Божиим без различия».

Однако вскоре последовали обстоятельные попытки оправдания собственной позиции. Так, например, во втором номере ВО 1915 г. под заголовком «Вегетарианство в наши дни» было опубликована статья, подписанная «Э. К.»: «Нам, вегетарианцам, нередко теперь приходится выслушивать упреки в том, что в настоящее тяжелое время, когда беспрестанно льется человеческая кровь, мы продолжаем заниматься пропагандой вегетарианства <…> Вегетарианство в наши дни, говорят нам, это — злая ирония, насмешка; можно ли заниматься теперь жалостью к животным? Но люди, так говорящие, не понимают, что вегетарианство не только не мешает любви и жалости к людям, а, наоборот, увеличивает еще больше это чувство». При всем том, говорит автор статьи, если даже не согласиться с тем, что сознательное вегетарианство воспитывает доброе чувство и новые отношения ко всему окружающему, «то и тогда мясоедение никакого оправдания не может иметь. Оно наверное не уменьшит страданий <…> а создаст только, в лучшем случае, те жертвы, которые <…> наши противники съедят за обеденным столом…».

В том же номере журнала была перепечатана статья Ю. Волина из Петроградского курьера от 6 февраля 1915 г. — разговор с неким Ильинским. Последнего упрекают: «Как же вы можете думать и говорить теперь, в наши дни, о вегетарианстве? Даже жутко делается!.. Растительная пища — человеку, а человеческое мясо — пушкам! "Я никого не ем", никого, то есть ни зайца, ни куропатки, ни цыпленка, ни даже корюшки… никого, кроме человека!..». Ильинский, однако, приводит в ответ убедительные аргументы. Разделяя путь, пройденный человеческой культурой, на век «людоедства», «животноедства» и растительного питания, он соотносит «кровавые ужасы» тех дней с обычаями питания, с убойным, кровавым мясным столом, и уверяет, что быть вегетарианцем в настоящее время и труднее, и значительнее, чем быть, например, социалистом, так как социальные реформы — лишь маленькие этапы в истории человечества. А переход от одного способа питания к другому, от мясной пищи к растительной — это переход к новой жизни. Самые смелые идеи «общественников», по словам Ильинского, — «жалкие паллиативы» в сравнении с той великой революцией быта, которую он предвидит и проповедует, т. е. в сравнении с революцией питания.

25 апреля 1915 г. в харьковской газете Южный край появилась статья того же автора под названием «Странички бытия ("мясные" парадоксы)», в основу которой легли наблюдения, сделанные им в одной из часто посещаемых в те дни петроградских вегетарианских столовых: «...Когда я смотрю на современных вегетарианцев, которых тоже упрекают в эгоизме и "аристократизме" (ведь, это "личное самоусовершенствованье"! ведь, это путь отдельных единиц, а не масс!) — мне кажется, что и ими руководит предчувствие, интуитивное познание значительности того, что они делают. Разве не странно? Рекой льется человеческая кровь, крошится пудами человеческое мясо, а они печалятся о крови бычачьей и о мясе бараньем!.. И совсем не странно! В предвидении будущего знают они, что этот "антрекот из кочерыжки" сыграет в истории человеческой не меньшую роль, чем аэроплан или радий!».

Были споры о Льве Толстом. В октябре-ноябре 1914 г. ВО цитирует статью из Одесского Листка от 7 ноября, «дающую, — как сказано в редакционной врезке, — меткую картинку современных событий в связи с ушедшим Л. Н. Толстым»:

«Сейчас Толстой от нас дальше, чем прежде, недосягаемее и прекраснее; он еще обесплотился, стал легендарнее в суровую годину насилия, крови и слез. <…> Настала пора страстного противления злу, настал час мечу решать вопросы, силе быть верховным судьей. Пришло время, когда в старину пророки бежали из долин, объятых ужасом, на высоты, чтобы в тишине горней искать утоления неизбывной печали <…> При криках насилия, при зареве пожаров, таял образ носителя правды и становился мечтой. Мир кажется предоставленным самому себе. "Не могу молчать" не раздастся вновь и заповеди "не убий" – мы не услышим. Смерть справляет свой пир, безумное торжество зла продолжается. Не слышно голоса пророка».

Представляется странным, что Илья Львович, сын Толстого, в интервью, данном им на театре военных действий, счел возможным утверждать, что его отец ничего не сказал бы о нынешней войне, как он якобы ничего не говорил в свое время о русско-японской войне. ВО опровергло это утверждение, указав на несколько статей Толстого 1904 и 1905 гг., в которых война осуждалась, а также на его письма. Цензура, вычеркнув в статье Е. О. Дымшица все места, где речь шла об отношении Л. Н. Толстого к войне, тем самым косвенно подтвердила правоту журнала. Вообще, вегетарианские журналы во время войны испытывали немало вторжений со стороны цензуры: четвертый номер ВО за 1915 г. был конфискован в самой редакции, три статьи пятого номера были запрещены, в том числе статья С. П. Полтавского, озаглавленная «Вегетарианское и общественное».

В России вегетарианское движение в значительной мере руководствовалось этическими соображениями, о чем свидетельствуют многочисленные приведенные выше тексты. Эта направленность русского движения не в последнюю очередь объяснялась огромным влиянием, которое оказывал на русское вегетарианство авторитет Толстого. Нередко слышались сожаления о том, что у русских вегетарианцев гигиенические мотивы отступали на второй план, уступая приоритет лозунгу «не убий» и этико-социальным обоснованиям, что придавало вегетарианству оттенок религиозного и политического сектантства и тем самым препятствуя его распространению. Достаточно в этой связи вспомнить замечания А. И. Воейкова (VII. 1), Женни Шульц (VII. 2: Москва) или же В. П. Войцеховского (VI. 7). С другой стороны, преобладание этического компонента, увлечение мыслями о создании миролюбивого общества уберегли русское вегетарианство от шовинистских установок, которые тогда были присущи, в частности, немецким вегетарианцам (точнее — их официальным представителям) в общем контексте немецкого военно-патриотического подъема. Русские вегетарианцы принимали участие в смягчении нужды, но они не рассматривали войну как возможность для пропаганды вегетарианства.

Между тем в Германии начало войны дало редактору журнала Vegetarische Warte, д-ру Зельссу из Баден-Бадена, повод объявить в статье "Война народов" ("Volkerkrieg") от 15 августа 1914 г., что только фантазеры и мечтатели могли верить в "вечный мир", пытаясь обратить в эту веру и других. Мы находимся, писал он (и в какой степени этому суждено было сбыться!), «в преддверии событий, которые оставят глубокий след в мировой истории. Смелей вперёд! Пусть "воля к победе", которая, по пламенным словам нашего кайзера, жива в наших оруженосцах, живет во всем остальном народе, воля к победе над всей этой гнилью и всем тем, что сокращает жизнь, что гнездилось в наших границах! Народ, который одержит эту победу, такой народ действительно пробудится к вегетарианской жизни, и это сделает наше вегетарианское дело, которое не имеет никакой другой цели, кроме закалки народа [! — П. Б.], делом народа». «Со светлой радостью, — писал Зельсс, — читал я послания с севера, с юга и с востока от восторженных вегетарианцев, радостно и гордо исполняющих воинскую повинность. "Знание – сила", поэтому часть нашего вегетарианского знания, отсутствующего у наших соотечественников, должна стать всеобщим достоянием» [Курсив здесь и далее принадлежит оригиналу]. Далее д-р Зельсс советует ограничивать расточительное животноводство и воздерживаться от излишней пищи. «Довольствуйтесь трехразовым, а еще лучше двухразовым питанием в день, при котором вы будете чувствовать <…> настоящий голод. Ешьте медленно; пережевывайте тщательно [ср. советы Г. Флетчера! — П. Б.]. Снижайте привычное потребление алкоголя планомерно и постепенно <…> В тяжелые времена нам нужны ясные головы <…> Долой истощающий силы табак! Наши силы нужны нам для лучшего».

В январском номере Vegetarische Warte за 1915 г. в статье «Вегетарианство и война» некто Христиан Беринг предложил воспользоваться войной для привлечения немецкой общественности к голосу вегетарианцев: «Мы должны завоевать для вегетарианства известную политическую власть». Для достижения этой цели он предлагает «Военную статистику вегетарианства»: «1. Сколько вегетарианцев или называющих себя друзьями этого образа жизни (сколько среди них действительных членов) принимают участие в военных действиях; сколько среди них добровольных санитаров и других добровольцев? Сколько из них являются офицерами? 2. Сколько вегетарианцев и какие вегетарианцы получили военные награды?» Должны исчезнуть, — заверяет Беринг, — и обязательные прививки: «Нам, презирающим всякое обесчещение нашей божественной германской крови грудами трупов животных и гнойной жижей, — как презирают чуму или грехи, — кажется невыносимой идея обязательности прививок…». Тем не менее, помимо такого рода словоизвержений, в июле 1915 г. журнал Vegetаrische Warte напечатал доклад С. П. Полтавского «Существует ли вегетарианское миросозерцание?», прочитанный им на Московском съезде 1913 г., а в ноябре 1915 г. — статью Т. фон Галецкого «Вегетарианское движение в России», которая воспроизводится здесь факсимиле (илл. № 33).

В силу военного положения русские вегетарианские журналы стали выходить нерегулярно: так, предполагалось, что в 1915 г. ВВ выпустит только шесть номеров вместо двадцати (в итоге из печати вышли шестнадцать); а в 1916 году журнал вообще перестал выходить.

ВО прекратило свое существование после выхода майского номера 1915 г., несмотря на обещание редакции издать следующий номер в августе. Еще в декабре 1914 г. И. Перпер извещал читателей о предстоящем переезде редакции журнала в Москву, поскольку именно Москва есть центр вегетарианского движения и там живут наиважнейшие сотрудники журнала. В пользу переселения говорил, может быть, и тот факт, что тогда в Киеве начал издаваться ВВ...

29 июля 1915 г., по случаю первой годовщины начала войны, в Московской вегетарианской столовой в Газетном переулке (в советское время — улица Огарёва) состоялось большое собрание приверженцев Толстого, с выступлениями и чтением стихов. На этом собрании П. И. Бирюков сообщал о тогдашней ситуации в Швейцарии — с 1912 г. (и вплоть до 1920 г.) он постоянно жил в Оне ( Onex ), деревушке близ Женевы. По его словам, страна была переполнена беженцами: настоящими противниками войны, дезертирами и — шпионами. Кроме него, выступили также И. И. Горбунов-Посадов, В. Г. Чертков и И. М. Трегубов.

С 18 по 22 апреля 1916 г. П. И. Бирюков председательствовал на «Вегетарианском Социальном Конгрессе» на Монте Верита (Аскона) — первом вегетарианском конгрессе, проходившем в Швейцарии. В комитет съезда вошли, в частности, Ида Гофманн и Г. Эденкофен, приезжали участники из России, Франции, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии и Венгрии. «Перед лицом ужасов нынешней войны» ("en presence des horreurs de la guerre actuelle") конгресс постановил основать общество для пропаганды «социального и сверхнационального вегетарианства» (в других источниках используют термин «анациональное»), местопребывание которого предполагалось в Асконе. «Социальное» вегетарианство должно было следовать этическим принципам и строить социальную жизнь на основе интегрального кооперативизма (производства и потребления). П. И. Бирюков открыл конгресс речью на французском языке; он не только охарактеризовал развитие вегетарианства в России начиная с 1885 г. («Le mouvement vegetarien en Russie»), но и убедительно высказался в пользу более гуманного обхождения с прислугой («domestiques»). Среди участников съезда были, кроме прочих, известный основатель «учения о свободной экономике» ("Freiwirtschaftslehre") Сильвио Гезелл (Silvio Gesell), а также представители женевских эсперантистов. Конгресс принял решение ходатайствовать о принятии новой организации в международный вегетарианский союз, заседавший в Гааге. Председателем нового общества был избран П. Бирюков, членами правления — Г. Эденкофен и И. Гофманн. Трудно учесть практические результаты этого конгресса, заметил П. Бирюков: «Быть может, они очень малы». В этом отношении он, вероятно, был прав.

На протяжении войны число посетителей вегетарианских столовых в России то повышалось, то понижалось. В Москве число вегетарианских столовых, не считая частных столовых, возросло до четырех; в 1914 г., как отмечалось выше, в них было подано 643 000 блюд, не считая выданных бесплатно; война во втором полугодии отняла 40 000 посетителей…. Вегетарианские общества принимали участие в благотворительных мероприятиях, оборудовали кровати для военных госпиталей и предоставляли залы столовых для шитья белья. Дешевая вегетарианская народная столовая в Киеве в помощь запасных, призванных в армию, кормила около 110 семейств ежедневно. Помимо прочего, ВВ сообщал о лазарете для лошадей. Статьи из зарубежных источников заимствовались теперь уже не из немецкой, а преимущественно из английской вегетарианской печати. Так, например, в ВВ ( 1915 г.) была напечатана речь председателя манчестерского вегетарианского общества об идеалах вегетарианства, в которой докладчик предостерегал от догматизирования и вместе с тем от желания предписывать другим, как они должны жить и что есть; в последующих номерах была опубликована английская статья о лошадях на поле сражения. В целом число членов вегетарианских обществ сократилось: в Одессе, к примеру, — с 200 до 150; кроме того, читалось все меньше докладов.

Когда в январе 1917 г., после годичного перерыва, снова стал выходить Вегетарианский Вестник, издаваемый теперь уже Киевским ВО-вом под редакцией Ольги Прохаско, в приветствии «К читателям» можно было прочесть:

 

«Тяжелые события, переживаемые Россией, отразившиеся на всей жизни, не могли не отразиться и на нашем небольшом деле. <…> Но вот идут дни, идут, можно сказать, годы – люди привыкают ко всем ужасам, а свет идеала вегетарианства понемногу начинает снова привлекать измученных людей. В самое последнее время недостаток мяса заставил усиленно обратить взоры всех на ту жизнь, которая не требует крови. Вегетарианские столовые сейчас переполнены во всех городах, вегетарианские поваренные книжки все раскуплены».

 

Передовица следующего номера содержит вопрос: «Что такое вегетарианство? Его настоящее и будущее»; в ней констатируется, что слово «вегетарианство» встречается теперь повсюду, что в большом городе, например в Киеве, на каждом шагу — вегетарианские столовые, но что, несмотря на эти столовые, на вегетарианские общества, вегетарианство людям как-то чуждо, далеко, непонятно.

Февральская революция приветствовались с восхищением и вегетарианцами: «Раскрылись пред нами светлые врата лучезарной свободы, к которым давно шел измученный народ русский!» Все, что приходилось терпеть «лично каждому в нашей жандармской России, где с детских лет синий мундир не давал дышать», не должно быть поводом для мести: ей нет места, — писал "Вегетарианский вестник". Сверх того, появились призывы основать братские вегетарианские коммуны; праздновалась отмена смертной казни — вегетарианские общества России, писал Нафталь Бекерман, теперь ожидают следующего шага — «прекращения всякого убийства и отмены смертной казни над животными». Вегетарианский Вестник вполне согласился с тем, что пролетарии демонстрировали за мир и за 8-часовой рабочий день, а Киевское ВО-во выработало план сократить рабочий день для преимущественно молодых женщин и девушек-работниц в общественных столовых с 9-13 часового до 8-часового. В свою очередь, Полтавское ВО-во требовало (см. выше с. ыы) известного опрощения в еде и отказа от излишней вычурности в пище, заведенной по примеру других столовых.

Издатель Вегетарианского Вестника Ольга Прохаско призывала вегетарианцев и вегетарианские общества принять самое горячее участие в строительстве России — «Вегетарианцам открывается широкое поле деятельности для работы на устроение в дальнейшем полного прекращения войн». Последовавший за этим девятый номер за 1917 год открывается возгласом возмущения: «Смертная казнь снова введена в России!» (илл. 34 ыы). Впрочем, в этом номере есть также сообщение об основании 27 июня в Москве «Общества истинной свободы (в память Л. Н. Толстого)»; это новое общество, которое вскоре насчитывало от 750 до 1000 членов, расположилось в здании МВО-ва в Газетном переулке, 12. Кроме того, в возобновившемся ВВ обсуждались общие темы, актуальные во всем мире и сегодня, как-то: фальсификация пищевых продуктов (например, сливок) или отравление в связи с окраской комнат, вызванное масляной краской, содержавшей терпентин и свинец.

«Контрреволюционный заговор» генерала Корнилова осуждался редакцией Вегетарианского Вестника. В самом последнем номере журнала (декабрь 1917 г.) была опубликована программная статья Ольги Прохаско «Настоящий момент и вегетарианство». Автор статьи, приверженка христианского социализма, так высказалась по поводу Октябрьской революции: «Каждый сознательный вегетарианец и вегетарианские общества должны все дать себе отчет, что представляет из себя настоящий момент с вегетарианской точки зрения». Не все вегетарианцы — христиане, вегетарианство — вне религии; но путь подлинного глубокого христианина не может миновать вегетарианства. По христианскому учению, жизнь — дар Божий, и никто, кроме Бога, над ней не волен. Вот почему отношение христианина и вегетарианца к настоящему моменту одно и то же. Иногда есть, дескать, и проблески надежды: военный суд в Киеве, оправдав офицера и нижних чинов, не пошедших в бой, тем самым признал уже права человека на свободу отказаться от обязанности убивать людей. «Жаль, что вегетарианские общества не достаточно уделяют внимания настоящим событиям». В своем рассказе-переживании, озаглавленном «Еще несколько слов», Ольга Прохаско выразила возмущение по поводу того, что войска (а не большевики, заседавшие в это время во дворце!) на Думской площади стрельбой усмиряли жителей, которые привыкли собираться в группы для обсуждения событий, и это после того, как накануне Советы Рабочих и Солдатских депутатов признали власть за Советами и объявили, что поддерживают Петроградские Советы. «Но как они это проведут в жизнь, никому не было известно, и вот мы собрались на заседание, у нас были важные для жизни нашего общества вопросы, которые требовалось решить. Горячие прения и вдруг, совершенно неожиданно, как бы в самые наши окна… пальба!.. <…> Вот это был первый звук революции, вечером 28 октября в Киеве».

Этот, одиннадцатый, номер журнала был последним. Редакция объявила, что Киевское ВО-во терпело большие убытки от издания ВВ. «Только при том условии, — пишет редакция журнала, — если бы у наших единомышленников по всей России было бы много сочувствия пропаганде наших идей, возможно было бы издание каких-либо периодических выпусков».

Впрочем, Московское Вегетарианское Общество в период с Октябрьской революции до конца 20-х гг. продолжало существовать, а вместе с ним — и некоторые местные вегетарианские общества. Архив ГМИР в Санкт-Петербурге располагает документами по истории МВО-ва с 1909 по 1930 гг.. Среди них, в частности, находится отчет об общем годичном собрании членов, датированный 7 мая 1918 г. На этом собрании Владимир Владимирович Чертков (сын В. Г. Черткова) предложил Совету МВО-ва выработать план реорганизации общественных столовых. Уже с начала 1917 г. между служащими столовых и Советом МВО-ва «стали возникать недоразумения и даже антагонизм, которого раньше не было». Это было вызвано, не в последнюю очередь, тем, что служащие столовых объединились в «Союз взаимопомощи официантов», который якобы внушал им враждебное отношение к администрации Общества. Хозяйственное положение столовых затруднялось еще и тем обстоятельством, что Союзное товарищество потребительских обществ г. Москвы отказало вегетарианским столовым в получении необходимых продуктов, а Городской Продовольственный Комитет, с своей стороны, дал такой же отказ, сославшись на то, что две столовые МВО-ва «не считаются народными». На собрании в очередной раз выражалось сожаление о том, что вегетарианцы пренебрегают «идейной стороной дела». Число членов МВО-ва в 1918 г. составляло 238 человек, из них 107 — действительных (в том числе И. И. Перпер, его жена Э. И. Каплан, К. С. Шохор-Троцкий, И. М. Трегубов), 124 соревнователя и 6 почетных членов.

Помимо прочих документов, в ГМИР находится эскиз доклада П. И. Бирюкова ( 1920 г.) об истории русского вегетарианства начиная с 1896 г., озаглавленный «Пройденный путь» и охватывающий 26 пунктов. Бирюков, только что вернувшийся из Швейцарии, занимал тогда должность заведующего рукописным отделом Московского музея Л. Н. Толстого (в середине 1920-х гг. он эмигрировал в Канаду). Доклад завершается воззванием: «К вам, молодые силы, я обращаюсь с особенной искренней и сердечной просьбой. Мы, старики, отходим от жизни. Худо ли, хорошо ли, сообразнос нашими слабыми силами мы пронесли живой огонек и не потушили его. Берите его у нас нести дальше и раздувайте в могучее пламя Правды, Любви и Свободы»…

Подавление большевиками толстовцев и разных сект, а вместе с тем «организованного» вегетарианства началось еще во время Гражданской войны. В 1921 г. секты, преследовавшиеся царизмом особенно до революции 1905 г., встретились на «1-ом Всероссийском съезде сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений». § 11 резолюции съезда гласил: «Мы, группа членов Всероссийского съезда сектантских земледельческих общин, коммун и артелей, вегетарианцы по убеждению, считаем убийство не только человека, но и животных недопустимым грехом перед Богом и не употребляем мясной убойной пищи, а потому от лица всех сектантов-вегетарианцев просим Наркомзем не требовать от сектантов-вегетарианцев выполнения мясной повинности, как противной их совести и религиозным убеждениям». Резолюцию, подписанную 26 участниками, в том числе К. С. Шохор-Троцким и В. Г. Чертковым, съезд принял единогласно.

Владимир Бонч-Бруевич (1873-1955), специалист большевистской партии по вопросам сект, в докладе «Кривое зеркало сектантства», опубликованном вскоре и в печати, высказал свое мнение об этом съезде и о принятых им резолюциях. В частности, он с иронией прокомментировал это единогласие, указав на то, что далеко не все секты, представленные на съезде, признают себя вегетарианцами: молокане и баптисты, например, употребляют мясо. Его выступление являлось показательным для общего направления большевистской стратегии. Элементом этой стратегии были попытки разделить секты, в особенности толстовцев, на прогрессивную и реакционную группы: по словам Бонч-Бруевича, «острый и беспощадный меч революции произвел разделение» и среди толстовцев. К реакционерам Бонч-Бруевич отнес К. С. Шохор-Троцкого и В. Г. Черткова, в то время как И. М. Трегубова и П. И. Бирюкова он относил к более близким народу толстовцам – или, как называла их Софья Андреевна, к «темным», вызывавшим у этой якобы «кичливой, властной, гордящейся своими прерогативами женщины» негодование…. Кроме того, Бонч-Бруевич подверг резкому осуждению единодушные высказывания Съезда сектантских сельскохозяйственных объединений против смертной казни, всеобщей воинской повинности и единой программы Советских трудовых школ. Его статья вскоре дала повод для озабоченных дискуссий в Московской вегетарианской столовой в Газетном переулке.

За еженедельными собраниями толстовцев в здании МВО-ва велось наблюдение. Сергей Михайлович Попов (1887-1932), в свое время состоявший в переписке с Толстым, 16 марта 1923 г. сообщал философу Петру Петровичу Николаеву (1873-1928), с 1905 г. жившему в Ницце: «Представители власти выступают как оппоненты и иногда в острой форме выражают свой протест. Так, например, на последней моей беседе, где присутствовали 2 детских колонии, а также взрослые, после окончания беседы подошли ко мне, в присутствии всех, два представителя власти и спросили: "Есть ли у Вас разрешение на ведение бесед?" "Нет", отвечал я, "по моим убеждениям все люди братья, а потому я отрицаю всякую власть и не спрашиваю разрешения на ведение бесед". "Дайте Ваши документы", говорят они <…> "Вы арестованы", говорят они и вынув револьверы и размахивая ими наставляют их на меня со словами: "Приказываем Вам идти за нами"».

20 апреля 1924 г. в здании Московского Вегетарианского Общества Научный Совет Музея Толстого и Совет МВО-ва провели закрытое празднование 60-летия И. И. Горбунова-Посадова и 40-летия его литературной деятельности как руководителя издательства «Посредник».

Несколько дней спустя, 28 апреля 1924 г., советским властям было подано ходатайство об утверждении Проекта устава Московского Вегетарианского Общества им. Л. Н. Толстого, — основанного в 1909 г.!, — с указанием на то, что все десять заявителей — беспартийные. Как при царизме, так и при Советах — а по всей видимости, и при Путине (ср. ниже с. ыы), — уставы всех общественных объединений должны были получить официальное утверждение со стороны власти. Среди документов архива МВО-ва есть набросок письма от 13 августа того же года, адресованного Льву Борисовичу Каменеву (1883-1936), состоявшему в то время (и до 1926 г.) членом Политбюро и главой исполкома Совета г. Москвы, а также заместителем председателя Совета Народных Комиссаров. Автор письма сетует на то, что устав МВО-ва все еще не утвержден: «Более того, по имеющимся у меня сведениям, вопрос об его утверждении как будто может разрешиться отрицательно. По-видимому, здесь происходит какое-то недоразумение. В целом ряде городов существуют вегетарианские общества — почему же аналогичная организация не может существовать в Москве? Деятельность общества совершенно открытая, происходит в ограниченном кругу его членов, и если бы когда-либо была бы признана нежелательной, то могла бы быть, помимо утвержденного устава, пресечена иными способами. Политической деятельностью О-во никогда, разумеется, не занималось. С этой стороны оно вполне себя рекомендовало за время своего 15-тилетного существования. Очень надеюсь, многоуважаемый Лев Борисович, что Вы найдете возможным устранить возникшее недоразумение и окажете мне содействие в этом деле. Был бы Вам благодарен, если бы Вы изложили свое мнение на этом моем письме». Однако и такого рода попытки установления контакта с высшими органами власти не принесли желаемого результата.

Ввиду ограничительных мер советских органов власти вегетарианцы-толстовцы около середины 20-х годов начинают тайно издавать машинописным или ротапринтным способом скромные журналы. Так, в 1925 г. (судя по внутренней датировке: «недавно, в связи со смертью Ленина») «на правах рукописи» с двухнедельной периодичностью выходит издание под названием Общее дело. Литературно-общественный и вегетарианский журнал под редакцией Ю. Неаполитанского. Этот журнал должен был стать «живым голосом вегетарианского общественного мнения». Редакция журнала выступила с резкой критикой односторонности состава Совета Московского Вегетарианского Общества, требуя создания «коалиционного Совета», в котором были бы представлены все наиболее влиятельные группировки Общества; лишь такой совет, по мнению редактора, мог бы стать авторитетным для ВСЕХ вегетарианцев. По поводу существующего Совета выражалось опасение, что со вступлением в его состав новых лиц может измениться «направление» его политики; кроме того, подчеркивалось, что этим Советом руководят «заслуженные ветераны Толстовства», которые с недавних пор идут «в ногу с веком» и пользуются всяким случаем, чтобы публично проявить свои симпатии к новому государственному строю (по автору, «толстовцы-государственники»); оппозиционно же настроенная молодежь в руководящих органах вегетарианцев представлена явно недостаточно. Ю. Неаполитанский упрекает руководство общества в недостатке деятельности и мужества: «Точно в противоположность общему темпу Московской жизни, столь живучей и лихорадочно-бурливой, вегетарианцы с 1922 года обрели себе покой, устроив "мягкое кресло". <…> В столовой Вегетарианского О-ва больше оживления, нежели в самом Обществе» (с. 54 ыы). Очевидно, что и в советские времена не был преодолен старый недуг вегетарианского движения: разрозненность, раздробленность на многочисленные группировки и неспособность прийти к согласию.

25 марта 1926 г. в Москве состоялось собрание членов-учредителей МВО-ва, в котором приняли участие давние сотрудники Толстого: В. Г. Чертков, П. И. Бирюков и И. И. Горбунов-Посадов. В. Г. Чертков зачитал заявление об основании обновленного общества, именуемого «Московским Вегетарианским Обществом», а вместе с тем и проект устава. Впрочем, на очередном собрании 6 мая пришлось принять решение: «Ввиду неполучения от заинтересованных ведомств отзывов устав рассмотрением отложить». Несмотря на сложившуюся ситуацию, доклады все еще читались. Так, в дневнике бесед МВО-ва с 1 января 1915 г. по 19 февраля 1929 г. есть сообщения о докладах (на которых присутствовали от 12 до 286 человек) на такие темы, как «Духовная жизнь Л. Н. Толстого» (Н. Н. Гусев), «Духоборцы в Канаде» (П. И. Бирюков), «Толстой и Эртель» (Н. Н. Апостолов), «Вегетарианское движение в России» (И. О. Перпер), «Толстовское движение в Болгарии» (И. И. Горбунов-Посадов), «Готика» (проф. А. И. Анисимов), «Толстой и музыка» (А. Б. Гольденвейзер) и др. Только во втором полугодии 1925 г. было прочитано 35 докладов.

Из протоколов заседаний Совета МВО-ва с 1927 г. по 1929 г. видно, что общество пыталось бороться с политикой властей, все усиливавших ограничения его деятельности, но в конце концов все-таки было вынуждено потерпеть поражение. Очевидно, не позднее 1923 г. некая «Артель "Вегетарианское Питание"» узурпировала главную столовую МВО-ва, не выплачивая должных сумм за аренду, коммунальные услуги и т. д., хотя марки и абонементы МВО-ва продолжали быть в ходу. На заседании Совета МВО-ва от 13 апреля 1927 г. констатировалось «продолжающееся насилие» Артели над Обществом. «Если Артель одобрит решение своего Правления продолжать занимать помещение МВО-ва, то Совет Общества предупреждает, что он не считает возможным заключать с Артелью какой бы то ни было договор на этот предмет». На очередных заседаниях Совета присутствовали от 15 до 20 его членов, в том числе некоторые из самых близких сотрудников Толстого — В. Г. Чертков, И. И. Горбунов-Посадов и Н. Н. Гусев. 12 октября 1927 г. Совет МВО-ва, в ознаменование наступающего столетия со дня рождения Л. Н. Толстого, «принимая во внимание близость идейного направления МВО-ва жизнепониманию Л. Н. Толстого, а также ввиду участия Л. Н. в образовании <…> О-ва в 1909 году», принял решение присвоить МВО-ву имя Л. Н. Толстого и внести это предложение на утверждение общего собрания членов О-ва. А 18 января 1928 г. было постановлено подготовить сборник «Как повлиял на меня Л. Н. Толстой» и поручить И. И. Горбунову-Посадову, И. Перперу и Н. С. Трошину написать обращение о конкурсе на статью «Толстой и Вегетарианство». Кроме того, И. Перперу было поручено обратиться к иностранным фирмам для подготовки вегетарианской [рекламной] киноленты. 2 июля того же года был одобрен проект анкеты для рассылки членам Общества и было решено провести в Москве «Толстовскую неделю». И действительно, в сентябре 1928 г. МВО-во организовало многодневную встречу, на которую в Москву со всех концов страны прибыли сотни толстовцев. За встречей следили советские органы; впоследствии она стала поводом для ареста членов Кружка молодежи, а также для запрета последнего из толстовских периодических изданий — ежемесячного информационного бюллетеня МВО-ва.

В начале 1929 г. ситуация резко обострилась. Еще 23 января 1929 г. было решено командировать В. В. Черткова и И. О. Перпера на 7-ой Международный Вегетарианский Конгресс в Штайншёнау (Чехословакия), но уже 3 февраля В. В. Чертков вынужден сообщить, что дальнейшее существование МВО-ва находится под угрозой «в связи с отказом МУНИ [Московского управления недвижимым имуществом] перезаключить договор на аренду помещения». После этого была даже избрана делегация «для переговоров с высшими Советскими и Партийными органами относительно помещения О-ва»; в ее состав вошли: В. Г. Чертков, «почетный председатель МВО-ва», а также И. И. Горбунов-Посадов, Н. Н. Гусев, И. К. Роше, В. В. Чертков и В. В. Шершенев. 12 февраля 1929 г. на экстренном заседании Совета МВО-ва делегация известила членов Совета, что «отношение МУНИ о сдаче помещения было основано на постановлении высших органов власти», и отсрочка для передачи помещения не будет предоставлена. Помимо этого, сообщалось, что ВЦИКом [с которым в 1924 г. затеял ссору В. В. Маяковский в знаменитом стихотворении «Юбилейное», посвященном А. С. Пушкину] было принято постановление о передаче помещения МВО-ва антиалкогольному О-ву, вопрос же о закрытии МВО-ва ВЦИКом не разбирался.

На следующий день, 13 февраля 1929 г., на заседании Совета МВО-ва было решено назначить на понедельник, 18 февраля, в 7 ч. 30 м. вечера, экстренное общее собрание членов МВО-ва для обсуждения создавшегося положения в связи с лишением О-ва помещения и необходимостью очищения его к 20 февраля. На этом же заседании общему собранию было предложено утвердить вступление в О-во действительными членами 18 лиц, а соревнователями — 9. Следующее заседание Совета (31 присутствующий) состоялось 20 февраля: В. Г. Черткову пришлосьсообщить о полученной им выписке из протокола Президиума ВЦИКа от 2/2–29 г. за № 95, где упоминается о МВО-ве как о «бывшем» О-ве, после чего В. Г. Черткову было поручено лично выяснить во ВЦИКе вопрос о положении О-ва. Кроме того, была решена судьба библиотеки МВО-ва: в целях наилучшего использования было постановлено передать ее в полную собственность почетного председателя О-ва В. Г. Черткова; 27 февраля Совет постановил «Книжный Киоск считать ликвидированным с 26/ II - с. г.», а 9 марта было принято решение: «Считать Детский Очаг О-ва ликвидированным с 15 марта с. г.». На заседании Совета от 31 марта 1929 г. сообщалось о ликвидации столовой общества, состоявшейся 17 марта 1929 г.

ГМИР (ф. 34 оп. 1/88. № 1) хранит документ, озаглавленный «Устав Моск<овского> Вегет<арианского> общ<ества> им. Л. Н. Толстого». На титульном листе есть отметка Секретаря совета МВО-ва: «22/5- 1928 г. <…> за № 1640 устав общ. был переслан в секретариат <…> Президиума ВЦИК. Отношением <…> 15- IV [1929] за № 11220/71 О-во было поставлено в известность, что в регистрации устава отказано и что <…> прекратить всякую деятельность от им. МВО». Это распоряжение ВЦИКа нашло отражение в «Отношении АОМГИК-а от 15- IV с. г. [1929] за № 11220131 о том, что в регистрации устава О-ва Мосгубисполкомом отказано, почему АОМГИК предлагает прекратить всякую деятельность от имени О-ва». 18 апреля Советом МВО-ва в связи с «предложением» АОМГИКа прекратить деятельность О-ва было решено послать протест с обжалованием этого предложения в Совнарком РСФСР. Составление текста было поручено И. К. Роше и В. Г. Черткову (тому самому Черткову, которому Л. Н. Толстой между 1883 и 1910 гг. написал столько писем, что они составляют 5 томов 90-томного академического издания...). Совет решил также просить Толстовский музей ввиду ликвидации О-ва принять в архив музея все его материалы (илл. 35 ыы) — заведующим музеем в то время являлся Н. Н. Гусев... Музею Толстого, со своей стороны, позже пришлось передать эти документы ленинградскому Музею истории религии и атеизма, основанному в 1932 г., — сегодняшнему ГМИР.

Протокол № 7 МВО-ва от 18 мая 1929 г. гласит: «Считать законченными все ликвидационные дела О-ва».

Пришлось приостановить и остальные виды деятельности общества, в том числе рассылку гектографированных «Писем друзей Толстого». Ср. текст следующей машинописной копии:

«Дорогой друг, сообщаем Вам, что "Письма Друзей Толстого" прекращены по независящим от нас причинам. Последний № "Писем" был за октябрь 1929 № 7, но в средствах мы нуждаемся, так как многие наши друзья очутились в заключении, а также ввиду увеличивающейся переписки, которая отчасти заменяет прекратившиеся "Письма Др<узей> Т<олстого>", хотя и требует больше времени и почтовых расходов.

28-го октября были арестованы и препровождены в Бутырскую тюрьму несколько наших московских друзей, из них 2-е, И. К. Роша и Н. П. Черняев, были спустя три недели выпущены под подписку о невыезде, а 4-ро других молодых друзей — И. П. Басутин (секретарь В. Г. Черткова), Сорокин, И. М., Пушков, В. В., Неаполитанский, Ерней были высланы в Соловки на 5-ть лет. Вместе с ними был выслан арестованный ранее наш друг А. И. Григорьев на 3 г. Аресты наших друзей и единомышленников произошли также и в других местах России.

18-го января с. г. постановлено местными властями разогнать единственную подмосковную коммуну единомышленников Л. Н. Толстого, "Жизнь и Труд". Детей коммунаров постановлено исключить из учебных заведений, а Совет Коммунаров под суд.

С дружеским поклоном по поручению В. Черткова. Сообщите, получили ли Вы Письмо Друзей Толстого № 7».

В двадцатые годы в больших городах вегетарианские столовые первое время продолжали существовать — об этом, в частности, свидетельствует роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Еще в сентябре 1928 г. председателю коммуны «Новый Ерусалим-Толстой» (северо-западнее Москвы), Васе Шершеневу, предложили заведовать «Вегетарианской столовой» в Москве во время зимнего сезона. Он был также избран председателем Московского Вегетарианского Общества и потому часто совершал поездки из коммуны «Новый Ерусалим-Толстой» в Москву. Впрочем, около 1930 г. коммуны и кооперативы им. Л. Н. Толстого были переселены в принудительном порядке; с 1931 г. в Кузнецкой области появилась коммуна, насчитывавшая 500 членов. Эти коммуны, как правило, вели продуктивную сельскохозяйственную деятельность; например, коммуна «Жизнь и труд» под Новокузнецком, в Западной Сибири, на 54-м градусе широты, ввела выращивание земляники с помощью теплиц и тепличных грядок (илл. 36 ыы), и вдобавок снабжала новые промышленные комбинаты, в частности Кузнецкстрой, крайне необходимыми овощами. Однако в 1935-1936 гг. коммуна была ликвидирована, многие из ее членов были арестованы.

О преследованиях, которым при советском режиме подвергались толстовцы и другие группировки (в том числе малеванцы, духоборцы и молокане), детально сообщаетМарк Поповский в книге Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918-1977, опубликованной в 1983 г. в Лондоне. Термин «вегетарианство» у М. Поповского, надо сказать, встречается лишь изредка, а именно в связи с тем, что здание МВО-ва вплоть до 1929 г. было самым важным центром встреч приверженцев Толстого.

Консолидация советской системы к исходу 1920-х гг. положила конец вегетарианским экспериментам и нетрадиционным укладам жизни. Правда, отдельныепопытки спасти вегетарианство еще предпринимались – результатом их было сведение идеи вегетарианства к вопросам питания в узкомсмысле при радикальном отказе от религиозно-нравственных мотиваций. Так, например, Ленинградское вегетарианское общество теперь было переименовано в «Ленинградское научно-гигиеническое вегетарианское общество», которое начиная с 1927 года (см. выше с. 110-112 ыы) стало издавать двухмесячник Гигиена Питания(илл. 37 ыы). В письме от 6 июля 1927 г. ленинградское общество обратилось к Совету Московского ВО-ва, продолжавшему толстовские традиции, с просьбой дать отзыв о новом журнале.

К юбилею Л. Н. Толстого в 1928 г. журнал Гигиена Питания опубликовал статьи, приветствовавшие то, «что в борьбе религиозно-этического вегетарианства с научно-гигиеническим победили наука и здравый смысл». Но и такие приспособленческие маневры не помогли: в 1930 г. слово «вегетарианское» исчезло из названия журнала.

То, что все могло сложиться иначе, показывает пример Болгарии. Уже при жизни Толстого здесь широко было распространено его учение (см. выше с. 78 ыы о реакции, которую вызвала публикация Первой Ступени). На протяжении всей первой половины XX века в Болгарии процветало толстовство. У болгарских толстовцев были свои газеты, журналы, издательства и книжные магазины, пропагандировавшие главным образом толстовскую литературу. Образовалось и вегетарианское общество, насчитывавшее большое количество членов и, помимо прочего, обладавшее сетью столовых, которые служили также местом проведения докладов и собраний. В 1926 г. состоялся съезд болгарских вегетарианцев, в котором приняли участие 400 человек (вспомним, что число участников Московского съезда 1913 г. достигло всего лишь 200). В том же году была образована толстовская земледельческая коммуна, к которой даже после 9 сентября 1944 г., дня прихода к власти коммунистов, правительство продолжало относиться с уважением, так как она считалась лучшим кооперативным хозяйством в стране. «Болгарское толстовское движение насчитывало в своих рядах трех членов Болгарской академии наук, двух известных художников, несколько университетских профессоров и по меньшей мере восемь поэтов, драматургов и беллетристов. Оно получило широкое признание как важный фактор подъема культурного и нравственного уровня личной и общественной жизни болгар и продолжало существовать в условиях относительной свободы вплоть до конца 40-х годов». В феврале 1949 года центр Софийского Вегетарианского Общества был закрыт и превращен в офицерский клуб. В январе 1950 г. пришел конец существованию и Болгарского вегетарианского общества, насчитывавшего на тот момент 3846 членов в 64 местных организациях.


Начало первой мировой войны привело многих вегетарианцев к кризису сознания. Как может человек, испытывающий отвращение к пролитию крови животных, убивать других людей? Если пойти в армию, то станет ли армия уважать их вегетарианские убеждения? (англ.)
ВО 1913: 3 89-92 и 4-5 129-144.
ВО 1913: 4-5 130.
ВО 1913: 4-5 133.
ВВ 1914: 1 (май) 3-4.
ВВ 1914: 4 (21 окт.) 1.
ВО 1915: 1 (янв.) 1.
ВО 1915: 2 62-63.
Там же, с. 75-76.
Цит. по: ВО 1915: 4 150-151.
ВО 1914: 8-9 299.
ВО 1914: 10 322.
ВО 1915: 4 131.
Ср. также ВО 1915: 2 77, 157.
ВО 1915: 5 186.
Уже 18 января 1913 г. д-р Зельсс в журнале Vegetarische Warte приветствовал надвигавшуюся катастрофу в статье «Куда держим курс?» — словами невероятными, понятными только в том случае, если учесть широко распространённую в тогдашней Германии тоску по «купанию в стали» (Stahlbad): «Действительно, посчастливится ли нам с помощью сродных и других, зачастую более мощных новаторских группировок, вырвать ослепленных из лучей городского прожектора? <…> Правдоподобным это показалось бы только если представить себе, что когда-нибудь над страной пробушует сильнейшая буря, в сравнении с которой наш отрезвляющий гром представляется лишь слабым шелестом, и что она, эта буря, как ураган, гремящий в зимнем лесу, сметет листья и трухлявые сучья, снесет и завалит все одряхлевшее и гнилое. Раз уже, почти триста лет тому назад, наша страна пережила такую бурю. Тогда она длилась тридцать лет [имеется в виду 30-летняя война 1618-1648! — П.Б. ] <…>. Но как только буря пройдет, собрав плачевный урожай, тогда пусть наши учения о телесном обновлении, за которым должно следовать по пятам обновление духовное <…> будет теми учениями, которые смогут указать оставшимся в живых, как жить им в будущем, с тем чтобы из смолы и развалин городов [! – П. Б.] взошли свежие посевы и народились радостные, счастливые люди <…>» (Jg. 46, 1913, S. 11 - 12).
Vegetarische Warte. Jg. 47 (1914), S. 152-153.
Там же , Jg. 48 (1915), S. 17-18.
Там же, Jg . 48 (1915), S . 130-131.
Там же, Jg . 48 (1915), S . 189.
ВВ 1915: 1 11.
Об этом см. ВВ 1917: 1 1.
ВО 1915: 5 186. В ноябре 1915 г. было разослано «Открытое письмо Перпера И. О. подписчикам журнала ВО». Ср. ГМИР ф. 21, оп. 1/44, № 20.
ВО 1914: 10 308.
Источники: печатное приглашение на съезд от 1 марта 1916 г. (на французском языке, ГМИР ф. 17, оп. 1, № 970, лл. 25-26) и программа съезда (там же, лл. 92-93); рукопись выступлений И. Бирюкова (там же, № 34); русскоязычный отчет Бирюкова (7 машинописных страниц), включающий также решения конгресса: «Вегетарианский социальный конгресс на Монтэверита» (там же, № 35, лл. 1-7).
Решения конгресса на немецком языке: ГМИР ф. 27, оп. 1, № 970, л. 54.
ВО 1915: 1 35-36.
ВВ 1914: 4 (21 окт. 1914 г.) 3.
ВВ 1915: 1 1-4.
ВВ 1915:3-4 19-21.
ВВ 1917: 1 1.
ВВ 1917:2 1-6; 3 1-3.
ВВ 1917: 4 1-3.
ВВ 1917: 4 10.
ВВ 1917: 6 1-2.
ВВ 1917: 5 7. Е. Лозинский уже в 1910 г., с точки зрения своего «социального вегетарианства», критически замечал, что и в вегетарианских столовых служащие («наемный физический труд») подвергаются 12-14-часовой рабочей каторге (ВО 1910: 6-8 94; ср. выше, с. ыы нем. 245).
ВВ 1917: 5 8-10.
ВВ 1917: 7 4-5.
ВВ 1917: 96; ср. об этом также отчет (доклад) «Идейная работа МВО-ва за 1917 г.» (ГМИР ф. 34, оп. 1, № 18); Поповский, 1983, с. 60, называет 2-е июня датой учреждения общества.
ВВ 1917:5 13-14.
ВВ 1917:5 15.
ВВ 1917:10 1-2.
ВВ 1917:11 1-2.
ВВ 1917:11 1-5.
ГМИР, ф. 34, оп. 1/88. В этом фонде есть, между прочим, заявления с просьбой о принятии в общество, начиная с 1911 г. и до 1928 г., – например, профессора МГУ Витольда Игнатьевича Виткевича, род. 1888 г., вегетарианца с 1915 г., или же Льва Павловича Бирюкова, род. 1903, вегетарианствующего с рождения…
ГМИР ф. 34, оп. 1/88, № 18, л. 243, 241.
ГМИР, ф. 34, оп. 1/88, № 18.
ГМИР ф. 17/85, оп. 1, № 91, л. 1-3.
Цит. по: Владимир Бонч-Бруевич. Кривое зеркало сектантства. (По поводу 1-го Всероссийского съезда сектантских сельскохозяйственных и продовольственных объединений). М.: Жизнь и Знание, 1922, 40 с., здесь: с. 31-32 (= Общедоступная библиотека. Кн. 18-ая).
Там же, с. 10; ср.: «Кстати сказать, это разделение среди толстовцев на две группы не ново. Оно ведет свое начало еще с 90-х голодных годов прошлого столетия». Там же, с. 11; ср. также с. 15-16.
Там же, с. 12-15.
Там же, с. 9.
Ср. о нем ТолстойПСС 56: 555-556.
ГМТ, Рукописный отдел, 1 б: Переписка Толстовцев-членов МВО.
ГМИР ф. 34 1/88, МВО 1909-1930, I № 1 (набросок письма с поправками карандашом).
Общее дело. Литературно-общественный и вегетарианский журнал (№ 6) под ред. Ю. Неаполитанского. 68 с. Ср. ГМИР ф. 21, оп. 1/344, № 105. По поводу датировки ср. с. 38.
ГМИР ф. 34, оп. 1/88, МВО 1909-1930, № 1.
ГМИР ф. 34, оп. 1 № 13: Дневник бесед.
ГМИР ф. 34, оп. 1 № 26; здесь содержатся также другие документы, всего 62 страницы.
В фондах ГМИР есть 482 «заявления-анкеты членов общ. МВО за 1911-1928 гг. в алфавитном порядке от А до Я», заполненные членами при вступлении в Общество. Ср. ф. 34 оп. 1/88, № 28.
ГМИР, ф. 34, оп.1 № 26, л. 4.
ГМИР, ф. 13, оп. 2/31, № 9.
Edgerton , 1993, p. 16.
Там же, p. 64, 149-150.
Там же, p. 160 сл.
Поповский , 983.
ГМИР , ф . 26, оп . 1, № 21.
William Edgerton . Толстой и толстовцы // Новый мир. М.: № 3, март 1989, с. 267. Ср. также: W . Edgerton . The Social Influence of Lev Tolstoj in Bulgaria. Presented at the 10th International Congress of Slavists. Sofia, Bulgaria, 14- 22 S ept. 1988 . 16 p., здесь:   pp . 11-12. О судьбах толстовцев в СССР ср. Поповский, 1983.


Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты

Петиция против использования животных в цирках
ПЕТИЦИЯ
ЗАКРОЙ
ПРЕСТУПНЫЙ ЦИРК

Всемирный день вегана: эксклюзивное интервью с основателями веганского движения в России
Интервью с основателями
веганского движения

О «священной корове» «Москвариуме», неправовых методах и китовой тюрьме
О «священной корове»
«Москвариуме»,
неправовых методах
и китовой тюрьме

О страшных зоозащитниках и беззащитных укротителях
О свирепых зоозащитниках
и беззащитных укротителях
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПЕТИЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЕ
ЗАПРЕТ ПРИТРАВКИ

Вега́нская кухня
Вега́нская кухня

О коррупции в госсекторе
О коррупции в госсекторе

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках
Самое откровенное интервью
Ирины Новожиловой
о ситуации с цирками

Безмолвный ковчег. Джульет Геллатли и Тони Уордл
Разоблачение убийцы

Открытое письмо Елены Сафоновой Путину
Открытое письмо
Елены Сафоновой
президенту

Цирк: иллюзия любви
Цирк: иллюзия любви

В Комиссию по работе над Красной книгой России включили... серийного убийцу животных Ястржембского
В Комиссию по
Красной книге
включили...
серийного убийцу
Восстанови Правосудие в России. Истязания животных в цирках
Безнаказанные истязания
животных в цирках

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка

Звёзды против цирка с животными - 2. Трейлер
Звёзды против цирка
с животными - 2
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

ВИТА о правах животных
ВИТА о правах животных = вега́нстве

Грязная война против Российского Движения за права животных
Грязная война против
Российского Движения
за права животных

ГОСПОДСТВО. DOMINION. Русский перевод: ВИТА - ФИЛЬМ
ГОСПОДСТВО. DOMINION
Русский перевод: ВИТА

Какой Вы сильный!
Какой Вы сильный!

Первая веганская соцреклама
Первая веганская соцреклама

Самое откровенное интервью Ирины Новожиловой о цирках в России
Самое откровенное
интервью
Ирины Новожиловой

Невидимые страдания: <br>изнанка туризма<br> с дикими животными
Невидимые страдания:
изнанка туризма
с дикими животными

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк:
незаконно, жестоко, опасно

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по бездушию

ЖЕСТОКОСТЬ И<br> БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ<br>
А воз и ныне там:<br> найди пару отличий 12 лет спустя
ЖЕСТОКОСТЬ И
БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ
А воз и ныне там:
найди пару отличий 12 лет спустя

Белого медведя<br> в наморднике<br> заставляют петь и<br> танцевать в цирке
Белого медведя
в наморднике
заставляют петь и
танцевать в цирке

Великобритании запретила использование животных в цирках
Великобритании запретила
использование животных
в цирках

НОТА ПРОТЕСТА
ПОДПИШИТЕ ПЕТИЦИЮ
НОТА ПРОТЕСТА
Путину

Россию превращают в кузницу орков?
Россию превращают
в кузницу орков?

Вместо «золотых» бордюров и плитки в Москве - спасенная от пожаров Сибирь!
Вместо «золотых» бордюров
и плитки в Москве
- спасенная от пожаров Сибирь!

24 апреля - Международный день против экспериментов на животных
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИВИСЕКЦИИ
ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Вега́нская соцреклама
«Животные – не еда!»

Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет
Центру защиты прав животных ВИТА стукнуло... 25 лет

Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных в Саду Эрмитаж, Москва
Концерт к Юбилею Международного Дня защиты прав животных

Друзья! Поддержите
Российское Движение
за права животных

Концерт за права животных в Москве
Концерт за права животных в Москве

Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране
Спаси животных - закрой жестокий цирк в своей стране

Подпишите ПЕТИЦИЮ За город, свободный от жестокости!
Подпишите ПЕТИЦИЮ
За город, свободный от жестокости!
А ну-ка, отними:<br> Аттракцион<br> невиданной щедрости<br> "МЫ ловим, а спасайте - ВЫ!"
А ну-ка, отними:
Аттракцион
невиданной щедрости
"МЫ ловим,
а спасайте - ВЫ!"

Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи
Запрет цирка с животными в США: 2 штат - Гавайи

ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки – объекты пожарной опасности в торговых центрах
ПЕТИЦИЯ: Запретить контактные зоопарки

Ау! Президент, где же обещанный закон?
Президент, где обещанный закон?

В Международный день цирка стартовал бойкот жестокого цирка
Бойкот жестокого цирка

Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)
Барселона – город для вега́нов («веган-френдли»)

Гитлер. Фальсификация истории
Гитлер. Фальсификация истории

К 70-летию Победы. Видеоролик Виты на стихи Героя Советского Союза Эдуарда Асадова
Ко Дню Победы
Россия за запрет притравки
Яшка

ПЕТИЦИЯ За запрет операции по удалению когтей у кошки
ПЕТИЦИЯ За запрет операции
по удалению когтей у кошки
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ В РОССИИ:
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
Россия XXI
легализует притравку?!
Более 150 фото притравки<br> переданы ВИТОЙ<br> Бурматову В.В.<br> в Комитет по экологии Госдумы
ПРИТРАВКА
ПОЗОР РОССИИ

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
Год собаки в России
Год собаки в России
Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»
Китай предпринимает<br> шаги к отказу<br> от тестирования<br> на животных
Китай предпринимает
шаги к отказу
от тестирования
на животных

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

ЦИРК: ПЫТКИ ЖИВОТНЫХ
Цирк: новогодние
пытки животных

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2017 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер