21 декабря 2015
- Минск, МГЭИ им. А.Д. Сахарова
ВИТА приняла участие в
научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО "Глобальная биоэтика
в социальном измерении: образование и просвещение молодёжи" в Минске
16-18 декабря
"Гуманизация
образования в России. Внедрение альтернатив опытам на животных в вузах
естественно-научного профиля"
С 16 по 18 декабря в Минске, в МГЭИ им. А.Д.
Сахарова прошла научно-практическая конференция «Глобальная биоэтика в
социальном измерении: образование и просвещение молодёжи» под эгидой
Юнеско. В работе конференции приняли участие более 40 докладчиков из
разных стран, в том числе и Центр защиты прав животных «ВИТА», который
рассказал об этапах гуманизации образования в России и поделился своим
опытом внедрения альтернатив экспериментам на животных в российских
вузах.
В ходе конференции с участием специалистов разных
профилей обсуждались темы биомедицинской этики – трансплантации
органов, клинической стадии испытания лекарств, вопросы взаимодействия
врача и пациента в хосписах и другие, в том числе и вопросы
взаимоотношения человека с животными (глобальная биоэтика). В работе
конференции приняли участие также региональные представители
организации ИнтерНИЧ, благодаря деятельности которой в различных вузах
Беларуси сегодня внедрены альтернативы опытам на животных.
Преподаватели вузов из Минска, Гродно, Пинска и др. городов рассказали
о своём опыте работы со студентами по гуманным программам.
Президент Центра защиты прав
животных «ВИТА» Ирина Новожилова выступила с докладом:
"Гуманизация образования в России. Внедрение
альтернатив опытам на животных в вузах естественно-научного профиля":
Уважаемые
участники! Уважаемые организаторы конференции!
Я представляю российский Центр защиты прав
животных «ВИТА», который функционирует уже 21 год (де-факто),
и одним из приоритетных направлений деятельности Центра защиты прав
животных «ВИТА», функционирующего в России более 20 лет «де факто»,
является гуманизация системы образования. На сегодняшний день Центр
имеет опыт по внедрению гуманных альтернатив экспериментам на животных
в 12 российских вузах (официально) и примерно столько же вузов получили
опыт работы с альтернативами, но пока без подписания Договора о полном
переходе на гуманное обучение.
Тема жестокости опытов на животных и необходимости
их замены, в т.ч. в образовании, поднималась в России ещё более ста лет
назад, в конце 19 века. Так, в ходе архивного проекта «ВИТЫ» по
восстановлению истории
дореволюционного движения в защиту животных, сотрудниками
организации были обнаружены и размещены на сайте несколько изданий,
затронувших философские и научные аспекты проблемы вивисекции. Среди
них особенно хочется отметить три: «Вивисекция с естественнонаучной,
медицинской и нравственной точек зрения». Профессор П.Ферстер.
Санкт-Петербург, 1898; «Права животных». П.В. Безобразов (Глава
VI.Вивисекция). Москва,1903; «Жестокости современной науки». С.К. -
Москва - 1901 г. В двух из упомянутых изданий опубликованы даже 9
пунктов предлагаемого ходатайства об узаконивании положений в защиту
подопытных животных, поданного Российским Обществом Покровительства
Животным, созданным ещё в 1865 году(!).
В советские годы эта тема была практически
«заморожена», и лишь в середине 70-х, с созданием при Всероссийском
обществе охраны природы секции охраны животных под руководством Ксении
Семёновой, профессора Института психиатрии им. Сербского,
вопрос жестокости экспериментов на животных был снова реанимирован.
Возглавляемая Семёновой группа учёных, включая психологов, психиатров,
врачей, педагогов, биологов, а также МВД, провела огромное исследование
под рабочим названием «Феноменология жестокости», в котором затронула в
т.ч. и тему ожесточения студентов вследствие их участия в жестоких
опытах на животных. Катализатором исследования стала присланная в
секцию фотография, на которой были изображены две студентки
медицинского вуза, хохотавшие над умирающей собакой, которая вышла из
наркоза с выпавшими внутренностями. Возмущение жестокостью студенческих
опытов поддержал в те годы и уральский писатель Борис Рябинин, который
был шокирован случайно увиденной им сценой во время визита в 1-й
мединститут, где на помойке он увидел шевелящихся собак с
ампутированными конечностями и разрезами брюшины. Преподаватели и
студенты даже не позаботились об усыплении животных после чудовищных
экспериментов, и Рябинин
описывает этот страшный эпизод в своей книге.
Члены секции в 70-е добились разрешения проводить
инспекции вивариев вузов и научно-исследовательских институтов;
составленные ими акты свидетельствовали о безобразном отношении к
животным, после чего жалобы направлялись во все вышестоящие инстанции.
Такие ведущие институты Москвы, как Первый медицинский институт
(позднее Московская медицинская академия), Второй и Третий медицинский
институты, Центральный институт травматологии и ортопедии, Институт
скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Институт туберкулеза, Институт
переливания крови, Институт усовершенствования врачей печально
зарекомендовали себя запредельно жестокими экспериментами на животных.
В результате при Минздраве была создана специальная комиссия по
экспериментальным животным, которая в течение трёх лет работала над
созданием правил обращения с животными, а в дальнейшем эти правила были
закреплены приказом. Этот приказ
Министерства здравоохранения СССР за №755 от 1977 года стал
революционным прорывом в обществе, поскольку ни один документ ранее не
ставил никаких ограничений перед экспериментаторами. Приказ жёстко
регламентировал все этапы использования животных в эксперименте,
запрещал проведение опытов без обезболивания и перерезание голосовых
связок животным, что ранее часто практиковалась экспериментаторами.
Позднее аналогичные документы в виде приказов и рекомендательных писем
были приняты и в других министерствах, связанных с опытами на животных:
Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство
сельского хозяйства, Министерство обороны, Министерство просвещения и
Российская академия наук.
Далее профессор Семёнова довела созданные правила
до сведения ВАК (Высшей аттестационной комиссии), в результате чего ВАК
принял положение не принимать к печати статьи и не утверждать
диссертации, если в них не указываются условия проведения эксперимента,
или же указывается, что он проводился без обезболивания. Ряд
диссертаций был сразу же отклонен, эти факты получили большой резонанс
в среде студентов и преподавателей, что привело к осознанию ими
необходимости повсеместно использовать обезболивающие. Кроме того,
после проведения расследования в подмосковном г. Пушкино, секция
поставила вопрос и о запрещении варварской практики изготавливать
учебные пособия для вузов путём убийства живых животных.
Позднее были изданы первые пособия Минздрава по
обезболиванию животных, по гуманному выведению животных из эксперимента
и гуманному проведению различных процедур на животных.
И, наконец, с приходом 90-х стали возможны более
глобальные изменения в науке и образовании, и связаны они были с именем
основоположницы российского движения за права животных, биолога и
лингвиста Павловой
Татьяны Николаевны, которая в конце 70-х также являлась
членом секции Охраны животных и работала вместе с К. А. Семёновой.
В 1992 году Павлова создаёт первую в России
организацию за права животных – Центр этичного отношения к животным – и
начинает взаимодействовать с учёными по разработке альтернатив опытам
на животных в науке и образовании. В 1993 году усилиями учёных, в т.ч.
и Павловой, создаётся Национальный Комитет по биоэтике при РАН, а при
нём - Комиссия по проблеме этики отношения к животным (Павлова являлась
Ученым секретарём Комиссии). Затем комитеты по биоэтике создаются при
Президиуме РАМН, при Российской медицинской ассоциации, при Ассоциации
врачей и, наконец, при Минздраве России. В эти же годы Павлова и её
заместитель Лукьянов Анатолий Сергеевич, биолог и преподаватель биофака
МГУ, пишут и издают учебники «Биоэтики» для вузов и школ, организуют
семинары для преподавателей по биоэтике из других городов,
взаимодействуют с законодательными структурами. Курс биоэтики с
огромным разделом про альтернативы опытам на животных и каталогом
используемых в мире альтернатив опытам на животных начинает читаться в
российских вузах, в т.ч. и в пяти вузах столицы.
Заслуга курса биоэтики под редакцией Павловой и
Лукьянова (а позже и других авторов) в том, что он очень чётко
обозначил стержень концепции биоцентризма – отказ от убийства животных
ради мяса, мехов, опытов и развлечений – в противовес размытым и
абсолютно нелогичным концепциям ряда холистических экоцентристов,
призывающих защищать ландшафты и экосистемы, но при этом продолжающих
жить по принципам антропоцентрической
модели, которая и является причиной разрушения экосистем планеты. При
этом использование термина «биоэтика»
(от двух лат. слов – «жизнь» и «наука о нравственности») идеально
подходит для обозначения этой области знаний: наука о нравственном
отношении ко всем формам жизни. И, действительно, термин,
озвученный впервые в 1969 году врачом Ван Поттером для обозначения
смежной области знаний на стыке медицины, биологии и экологии и
связанный с вопросами выживания человека внутри техногенного
пространства, в более поздние годы, по признанию самого же автора, стал
иметь гораздо более широкий смысл: «Я прошу вас понимать биоэтику… как
науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая
объединяет все культуры и расширяет значение слова „гуманность“» (из
выступления Поттера в 1999 году в Коста-Рике).
Эффективность павловского подхода в преподнесении
темы биоэтики, получившей широкое распространение в России, доказала
сама жизнь: правильно обозначенные приоритеты
привели к формированию в стране мощнейшего Движения за права животных,
объединяющего сегодня тысячи этических вегетарианцев и противников
утилитарного отношения к животным.
Проводимые в конце 90-х Павловой и Лукьяновым
соцопросы в вузах показали, что преподаватели и студенты
не хотят в большинстве своём принимать участие в жестоких экспериментах
на животных. Только 6% студентов биофака МГУ, заведомо предупреждённых
об участии в экспериментах на животных на ряде кафедр, тем не менее
выбрали далее эти кафедры. В конце 90-х в Московской академии
ветеринарной медицины им. Скрябина при содействии преподавателей вуза
создаётся первая программа по замене опытов на животных.
В 1994 году в составе организации Павловой
начинают свою деятельность последующие создатели ВИТЫ – я, будущий
биолог и журналист Ирина
Новожилова, и будущий ветеринарный врач и магистр по защите животных
Эдинбургского университета Елена
Маруева. В этом же году в Россию приезжает Ник
Джукс, глава Всемирной организации ИнтерНИЧ,
специализирующейся на замене опытов в учебном процессе; Джукс проводит
лекции в вузах и знакомится со студентами, выступающими против опытов.
Двое из них, в т.ч. и Елена Маруева, приглашаются им на стажировку в
Англию.
С этого момента в России начинается
целенаправленная работа с вузами в содружестве с ИнтерНИЧ. Мы понимали,
что идти с предложением о внедрении альтернатив сразу же в Министерства
– Минсельхоз, Минздрав и Минобразования – преждевременно, поскольку они
отнесутся к этому с недоверием, не имея представления о возможностях
предлагаемых нами моделей. Поэтому мы организовали презентации в вузах
для привлечения заинтересованных преподавателей. Выйти на них помог
также ежегодно проводимый в Измайлово Международный ветеринарный
конгресс, в дни которого работал павильон ВИТЫ с представленными
альтернативами.
В 2003 году ИнтерНИЧ и ВИТА открывают в России библиотеку
альтернатив опытам на животных в учебном процессе, из которой
студенты и преподаватели могут брать во временное пользование муляжи,
компьютерные программы, видеофильмы и др. модели. Мы проводим рассылку
к руководителям вузов с предложением апробировать разные модели во
время учебного процесса; выезжаем в города вести переговоры с
преподавателями и проводить презентации с демонстрацией работы моделей.
В 2004 в помощь гуманным студентам мы издаём
сборник «Нужны
ли опыты на животных в учебном процессе», в котором
публикуются истории студентов мира, получивших образование без опытов
на животных.
Альтернативы опытам на животных вызывают огромный
интерес у студентов и преподавателей, а также у прессы, которая
выпускает на эту тему несколько сюжетов в новостных программах каналов.
Мы проводим пресс-конференции, круглые столы и брифинги в городах.
Разрушение железного занавеса и общение со
студентами других стран способствовало информированности российских
студентов о возможности обучения без жестокости. В ряде вузов студенты
в открытой форме начинают протестовать против жестоких опытов, опираясь
на российскую законодательную базу. Так, Закон о высшем образовании и
Уставы вузов провозглашают главным приоритетом гуманность способов
обучения и дают студенту право выбирать учебную программу так, чтобы
она не противоречила его нравственным принципам. История студента
биофака МГУ, а позднее двух студенток Дальневосточного аграрного
университета, сражавшихся за право получать образование гуманно,
становится темой нескольких пресс-конференций, а также десятков
сюжетов, статей, и даже двух ток-шоу на Первом канале страны. Одна из
студенток за принципиальность своих взглядов награждается международной
наградой героя-первопроходца.
Интерес к альтернативам опытам на животных
появляется и у депутатов Мосгордумы, двое из которых на тот момент
имели биологическое образование. Главный аргумент, который произвёл
впечатление на депутатов – озвученные зарубежные данные о потере
государством огромного процента самых качественных и гуманных врачей и
ветврачей, которые не идут в профессию вследствие жестоких опытов на
животных. ВИТА приглашается с презентацией в Мосгордуму, а далее – в
качестве разработчика раздела в защиту подопытных животных
законопроекта города Москвы в защиту животных. В феврале 2005 года
Павлова добивается принятия Минсельхозом РФ Приказа об исключении из
программы вузов перечня жестоких опытов, этот перечень рассылается по
всем ветеринарным вузам страны. Позднее, в 2007 году аналогичный
документ утверждается Рособрнадзором и Министерством образования РФ.
В октябре 2005 года происходит воистину
историческое событие. Первый вуз России – Санкт-Петербургская
государственная академия ветеринарной медицины - подписывает
Договор о прекращении опытов на животных на кафедре фармакологии, а
впоследствии внедряет альтернативы и на других кафедрах. Торжественное
подписание Договора тремя организациями – ВетАкадемией, ИнтерНИЧ и
ВИТОЙ – освещается журналистами на пресс-конференции по случаю события.
Согласно Договору, кафедра полностью прекращает опыты на животных,
заменив их предоставленными бесплатно муляжами, манекенами и
компьютерными программами, а безвозмездную помощь с оборудованием
компьютерного зала в 20 компьютеров взяла на себя ещё одна
дружественная организация – Ассоциация против болезненных экспериментов
на животных (IААРЕА). В честь этого знаменательного события российские
и зарубежные зоозащитные организации, принимавшие участие в разработке
этого проекта, провозгласили 24
октября Днём гуманного образования России.
Санкт-Петербургская ветакадемия не только внедрила
альтернативы, но и, получив навыки работы с ними, разработала и издала
методические указания по работе с альтернативами для других вузов.
Соцопрос, проведённый инкогнито в стенах вуза, показал большое
одобрение студентами альтернативных методов. Более того, они повысили
успеваемость. Так, ранее на занятиях по фармакологии на 4 студентов
раздавался кролик, которому один из студентов вводил испытуемый
препарат, остальные наблюдали результат действия препарата, кто-то
увидел – кто-то нет, процесс был необратим. Теперь программа по
фармакологии давала возможность КАЖДОМУ студенту изучить воздействие
множества групп химических препаратов на различных видах виртуальных
животных, меняя при этом дозировку. В особенный восторг кафедру привёл
симулятор 26 видов патологического дыхания и шумов, что совершенно
невозможно смоделировать на практике. Ровно год спустя, Договор о
замене опытов на животных гуманными альтернативами подписала Великолукская
государственная сельскохозяйственная академия, которая
переоборудовала виварий в ветеринарную клинику и перешла на гуманное
обучение на ВСЕХ без исключения кафедрах. Все последующие 10 вузов,
включая Казанскую государственную академию ветеринарной медицины,
Московскую государственную академию ветеринарной медицины им. Скрябина,
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт и другие вузы
в разные годы также получили альтернативы безвозмездно, на основании
поданной заявки на грант голландской организации "Защита прав животных"
(Proefdiervrij)и ИнтерНИЧ.
В 2006-2007 ИнтерНИЧ и ВИТА создают
русифицированные версии компьютерных программ по физиологии
и фармакологии, которые далее повсеместно внедряются в российские вузы.
В 2007 году студент-отличник 3 курса биофака МГУ,
отказавшийся от участия в жестоких опытах на животных, инициирует
беспрецедентный суд и выигрывает судебный процесс в Мещанском суде г.
Москвы против Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор). Приглашенные в суд в качестве экспертов сотрудники ВИТЫ
организуют демонстрацию работы альтернатив прямо в зале суда.
Сегодня мы уже имеем целое поколение студентов,
которые обучались с помощью гуманных альтернатив опытам на животных,
стали высококвалифицированными специалистами, а одна из них даже вошла
в число 100 самых талантливых молодых ученых планеты.
Для того, чтобы стимулировать переход вузов на
гуманные методы обучения, ВИТА, ИнтерНИЧ, IААРЕА и Ассоциация
практикующих ветврачей России учредили в 2007 г. специальный приз.
Презентация приза для самого гуманного вуза России – скульптуры «Лягушка» благотворительной работы
известного российского скульптора Александра
Цигаля состоялась на открытии 15 юбилейного Ветконгресса в
к/к зале «Измайлово», а награждение «Самого
гуманного вуза России» прошло в Доме скульптора 10 декабря 2007 г.
В 2008 году издательство «Научный мир» издаёт
новый учебник «Биоэтика
с основами биоправа» под авторством А.С.Лукьянова, где даётся
подробный анализ концепций взаимоотношений человека и животных,
мирового опыта правового регулирования этой сферы и обзор
законодательств мира в защиту животных.
В помощь гуманным студентам и преподавателям ВИТА
переводит и размещает на сайте десятки известных за рубежом книг о
проблеме вивисекции. Среди них: «Бессердечная
наука» Герберта Штиллера, «Вивисекция
или наука?» Пьетро Кроче, «Мифы
об опытах на животных» Бернхарда Рамбека, «Смертельные
опыты. Эксперименты на животных и на людях» Герберта
Штиллера, Маргот Штиллер, Илья Вайс и другие. На основании серии
книг доктора медицины Р.
Шарпа ВИТА в 2008 году выпускает фильм «Подопытная
парадигма», рассказывающий о недостоверности опытов на
животных и их негативной роли в истории медицины.
В 2009 году при поддержке немецкой организации
«Врачи Германии против экспериментов на животных» и ИнтерНИЧ ВИТА
выпускает фильм «Гуманное
образование в странах СНГ», рассказывающий об успехе вузов,
перешедших на гуманное образование.
На основании этих двух фильмов ВИТА в 2010 году
организует по странам СНГ школьный конкурс «Наука без
жестокости», в котором приняли участие сотни школ из разных
стран. Конкурс вызвал очень мощный отклик в сердцах детей и
преподавателей, награждение призёров состоялось в конференц-зале
биологического корпуса АН РФ, открыл мероприятие академик Алексей
Яблоков.
Фильмы «Подопытная
парадигма» и «Гуманное
образование в странах СНГ» и по настоящий день используются в
качестве пособия на уроках биоэтики в разных вузах.
В этом году ВИТА издала три книги историка
медицины Ганса Рюша о
научной несостоятельности практики экспериментирования на животных
и переноса полученных данных на человека: «Тысяча
врачей мира против экспериментов на животных», «Убийство
невинных» и «Большой
медицинский обман». Рюш провёл огромную аналитическую работу,
разоблачая главный аргумент сторонников экспериментов на животных – об
их научности и заботе о благополучии людей.
Продвижение гуманных альтернатив опытам на
животных в России сегодня сильно бы ускорили три фактора: принятие
комплексного закона в защиту животных с соответствующим разделом,
финансовая поддержка государства, появление российских производителей
альтернатив и бОльшая информированность преподавателей.
Резюмируя, я ещё раз хочу озвучить процесс
подготовки студентов мед- и ветвузов по гуманной программе. Первый этап
– получение практических навыков на муляжах, манекенах, симуляторах.
Второй этап – обучение при помощи компьютерных программ и видеофильмов
(например, по курсу фармакологии), далее – оперирование на трупах из
этичных источников (вуз должен договориться о поставке таких животных),
и, наконец, клиническая практика - ассистирование в клиниках опытным
специалистам, постепенное включение в работу.
И в завершение я хочу подчеркнуть, что термин
«альтернативы» используется нами условно, поскольку ВИТА стоит на
позиции, что эксперименты на животных являются примитивной практикой,
не имеющей в ходе образования никакой педагогической ценности, более
того - прямо способствующей дальнейшему бездушию врачей и ветврачей.
Такая же позиция у многих учёных сегодня формируется и в отношении
тестирования на животных лекарств, 95% из которых выбраковываются на
ранних стадиях клинических испытаний, а оставшиеся имеют массу побочных
эффектов в силу разности физиологии животных и человека.
Спасибо за внимание!
Ирина Новожилова
2015
Биоэтика
Биоэтика
в высшей школе. Читать, скачать в pdf (701 Кб)
Постоянная ссылка:
http://www.vita.org.ru/new/2015/dec/21.htm
Центр
защиты прав животных «ВИТА»
www.vita.org.ru
vita@vita.org.ru
Фильм
"Гуманное образование в странах СНГ"
Фильм
"Подопытная парадигма"
Опыты
на животных в учебном процессе и прогрессивная наука
Впервые на русском языке книга
«От морской свинки к компьютерной мышке». Читать
книгу в pdf (2,39 Мб)
Человек
это женщина это собака это крыса
Ссылки по теме:
Комментарий
|