|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вегетарианство у многих вызывает улыбку. «Сострадание к бычку», которого подают нам на стол, кажется им какой-то праздной выдумкой «философов» и чудаков. Право убивать животных и употреблять в пищу их тело в течении веков пустило такие глубокие корни в сознание людей, что всякий намек на противоположный порядок вещей порождает у большинства самое искреннее недоумение. Человек привык смотреть не только на землю, но и на «все, водящееся на земле», как на свою неотъемлемую собственность, которая существует для его потребностей или комфорта, и которой он располагает по своему усмотрению. При этом животных он ставит почти на одну ступень с растениями и скорее видит в них «живое тело», чем одухотворенные, подобные себе существа. А потому, лишение животного жизни почти никогда не вызывает у нас представления об убийстве, и мы вовсе не задаемся мыслью о предсмертных муках и предсмертном страхе, которые переживает убиваемое существо. Какая-то роковая условность, плод вековой давности явления придавили нашу совесть и легли почти непроницаемой стеной между ужасной действительностью и нашим сознанием. Нам, окруженным так щедро дарами земли благодатной, Овидий. «Превращения», 15-я книга Эти вдохновенные слова древнего поэта, при всей их мощи, все-таки далеко оставляют за собой факты обыденной жизни. Ягненок, жадностью твоей обреченный Поп 1. Поэты читают в душе человека и часто своим гением угадывают ее сокровенные законы. Наглядный пример такой духовной прозорливости дают следующие проникновенные строки того же поэта: В убийстве каждом скрыто тайное отмщение: В убийстве каждом скрыто тайное отмщение – таков один из величайших законов бытия, который в обобщении означает, что человека ожидает возмездие за каждое злодеяние. Животные обладают частицей той души, благодаря которой, человек вознесся над всей Вселенной; в их глазах мы читаем отражение собственного внутреннего мира. Они, правда, сильно отстали от нас в умственном и нравственном отношениях и гораздо меньше нас носят на себе «образ Божий», однако и они, подобно нам: любят, ревнуют даже жертвуют собой и проч. Поэтому, по законам психологии нас ждет кара не только за убийство человека, но в гораздо меньшей степени, и за отнятие жизни у невинного, не вредящего или даже высокополезного нам животного.2 Такое суждение, на первый взгляд, кажется почти парадоксальным; но оно предстанет перед читателем во всей своей реальности, когда он ниже познакомится с картиной нравственных и физических последствий мясоедения или, иначе говоря, трупопожирания. С физической стороны, мясо буквально отравляет человека, а в нравственном и социальном отношениях обычай безнаказанного умерщвления животных составляет органическою часть того положения вещей, которое можно охарактеризовать двумя словами: кровь и железо. Пока мы проливаем кровь беззащитных и не трогающих нас животных, до тех пор мы будем убивать и друг друга… 1 Английский поэт первой половины 18-го столетия.2 Что же касается борьбы с хищными, нападающими на нас зверями, то в целях самозащиты она еще меньше противоречит вегетарианской идее и еще меньше оскорбляет нашу совесть, чем вынужденное, роковое человекоубийство во время схватки, вызванной посягательством на нашу жизнь. На возражение, что лев или тигр не заслуживает наказания за следование своему естественному способу питания, можно ответить, что вообще о применении «человеческих» начал и человеческих понятий к хищным зверям не может быть речи.Сохранить книгу в формате doc (zip. 115 Kb)
|
![]() |
Copyright © 2003-2024 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
|