«Спутник здоровья» общедоступная медицинская и гигиеническая библиотека №11
Вегетарианство
или безубойное питание с нравственной и
медицинской точек зрения
Д-ра Бернарда Шапиро
Бесплатное приложение к журналу «Спутник Здоровья»
за ноябрь 1900 года
Издание "Посредника"
для интеллигентных читателей
С.–ПЕТЕРБУРГ
Типография Товарищества «НАРОДНАЯ ПОЛЬЗА»
Коломенская ул. Собств. дом, 39
1900 Дозволено цензурой. С.-Петербург 7 ноября, 1900 года
СОДЕРЖАНИЕ:
XI. Заключение
Вегетарианцы и философы до сих пор взывали только к чувству сострадания людей, восхваляли бескровное питание и указывали на вред мяса. Но эти аргументы не затрагивают вовсе главной сущности вопроса. Центр тяжести его лежит в законах нашей психологии и нравственности, которые люди пока только угадывают отчасти чутьем, но не сознают вполне ясно и отчетливо.
В силу этих законов, систематическое умерщвление животных и его санкция роковым образом вносят разврат и разложение в нашу душу, расшатывают человеческую нравственность, или, пользуясь нашей терминологией, составляют неиссякаемый и грозный источник ежедневного «отрицательного упражнения» тех высших психических центров и их функций, которые, как могущественное орудие в борьбе за существование в смысле дарвинизма, нуждаются (подобно физическим преимуществом животных и даже еще больше их) не в отрицательном, но в постоянном положительном упражнении.
Уже одно представление о естественности и законности умерщвления живого существа и поедания его тела отбрасывает нас в преисподнюю грубо животного мировоззрения, производит, вследствие тесной связи между разновидностями нравственного чувства, сильное понижение нашего идеализма или веры в добро, и, как торжество силы над началом любви, неминуемо и помимо нашего сознания подготовляет наши мысли или наше нравственное настроение к признанию всякого существующего в жизни насилия и всякой неправды, а в особенности к признанию компетенции меча в деле решения международных споров.
Те, которым такие мысли кажутся преувеличенными, находятся под неотразимым влиянием иллюзии, которая в вопросе о наших отношениях к животным еще сильнее ослепляет нас, еще больше закрывает нам глаза на действительность, чем заблуждение и самообман в других важных вопросах нравственности. По счастью, эта иллюзия в силу закона приспособления у большинства людей низводит развращающее действие мясоедения до возможного минимума; но, как мы уже знаем, она не в силах вовсе его парализовать и предохранить нас от тех общих и роковых последствий, о которых мы сейчас говорили.
Поэтому мы с глубоким убеждением высказываем следующее положение: пока люди для своего удовольствия или для своих потребностей убивают животных, до тех пор они будут убивать друг друга.
Мы также от всей души присоединяемся к следующим, глубоко пророческим и проникновенным словам выдающегося немецкого гуманиста (Струве): «Пока они (люди) не перестанут без малейших угрызений совести поддерживать свою жизнь насчет жизни других существ, с них не спадут забрызганные кровью цепи, заставляющие их влачить низменное существование».
|