«Спутник здоровья» общедоступная медицинская и гигиеническая библиотека №11
Вегетарианство
или безубойное питание с нравственной и
медицинской точек зрения
Д-ра Бернарда Шапиро
Бесплатное приложение к журналу «Спутник Здоровья»
за ноябрь 1900 года
Издание "Посредника"
для интеллигентных читателей
С.–ПЕТЕРБУРГ
Типография Товарищества «НАРОДНАЯ ПОЛЬЗА»
Коломенская ул. Собств. дом, 39
1900 Дозволено цензурой. С.-Петербург 7 ноября, 1900 года
СОДЕРЖАНИЕ:
IV. Физические и нравственные инстинкты животных
Широко развившиеся полушария большого мозга с покрывающей их богатой сетью извилин – вот краеугольный камень человеческого прогресса, вот знаменательнейший факт доисторической эволюции, который выдвинул человека из среды животных, сообщил ему «образ Божий» и сделал властелином земли.
Но что это значит «образ Божий»? Что такое на естественнонаучном языке: любовь к ближнему и правде, воздержание и справедливость, добро и зло?
Все это – строго научные истины, которые масса познает чутьем и верой, а мыслящий человек – путем анализа души человека и человеческих отношений. Данные науки, в особенности правильное физиологическое мышление, также дают нам в этом отношении очень важные точки опоры.
Головной мозг заведует всеми нашими душевными отправлениями. В нем, именно в серой коре, выстилающей вышеупомянутые извилины, сосредоточены те «высшие центры», которые заведуют мыслью и чувством, сознанием и волей. Заглядывая в глубину нашей душевной жизни, не трудно убедиться в существовании в ней, между прочим, двух могучих течений, которые можно назвать инстинктивным и противоинстинктивным.
Первое составляет совокупность свойственных нам инстинктов. Что такое инстинкты? Это ощущение или чувство, действующее непосредственно на нашу волю, чтобы побудить нас к тому или иному целесообразному действию, обусловленному нашим благополучием. Так, например, когда в организме понизился ниже нормы обычный уровень содержания воды (например, вследствие испарений от нашего пребывания в жаркой атмосфере), то чувство жажды, помимо всякого рассуждения с нашей стороны, побуждает нас немедленно покрыть питьем возникший недочет. Так как организм тратит свои твердые составные части (на работу, производство тепла и т. д.), то он их и пополняет периодически при возникновении чувства голода. Голод и жажда как особая функция нервов слизистой оболочки желудка - два величайших двигателя животной жизни, стоящие на страже ее первостепенных интересов. Рядом с голодом и жаждой следует поставить третий основной инстинкт – чувство самосохранения - это целая система специальных ощущений, предохраняющих каждое животное от его врагов и обычно угрожающих ему опасностей. В противоположность поименованным инстинктам, половое чувство (вызываемое, по-видимому, действием на мозг некоторых образующихся в половых железах веществ), а также материнское чувство предназначены не для благополучия индивида, но исключительно для обеспечения существования породы.
Животным свойственен еще целый ряд других инстинктов, относящихся к построению для себя жилища (муравейники, гнезда птиц), перемене климата (перелеты птиц) и к другим первостепенным потребностям. Они не лишены также и некоторых нравственных и общественных чувств, особенно те из них, которые живут стадами и обществами: муравьи, обезьяны, слоны и т. д. Кроме материнской любви, с которой мы встречаемся особенно у млекопитающих и птиц, существуют факты, свидетельствующие и о любви к себе подобным (к членам своего стада или своего сообщества), иногда побуждающей животное даже к самоотверженным поступкам.
Однако каждый такой инстинкт, физический или нравственный, сам по себе есть только слепая, не рассуждающая сила, которая вступает в действие при определенных условиях, и в пределах этих условий не знает почти никаких ограничений. Так, например, кошка при виде живой птицы, всегда норовит задушить ее, все равно, сыта кошка или голодна. Таким же образом, и другие инстинкты, вследствие несовершенства лежащего в их основе механизма, нередко вводят животное в обман и дают, вместо положительных результатов - отрицательные. Поэтому природа, придумав инстинкты, вместе с тем поручила головному мозгу высшее наблюдение за ними, в виде серой коры полушарий, особые высшие или «психические» центры. Совокупность этих влияний есть то, что мы называем нравственностью или нравственным чувством. Но самой высшей инстанцией, управляющей нашими инстинктами и всеми нашими движениями, являются те корковые центры, в которых сосредоточивается мысль, сознание и воля. В результате взаимодействия нравственного чувства и мысли получается то, что мы называем разумом.
Хотя эти верховные функции головного мозга, вопреки нашему самообольщению, далеко не составляют монополии человека, однако, как всем известно, только наша душа, а не душа животных, является их настоящей ареной. Попытаемся же теперь, с тем критерием, который мы уже приобрели предыдущим рассуждением, приподнять завесу с некоторых сокровенных законов этой души, в надежде обнажить пружины, которые вечно, с тех пор как существует человечество, выдвигают вперед вегетарианский, как и другие нравственные вопросы, неотступно требуя их разрешения.
|